Тулякам рассказали об истории самоваров
Ассоциаций c Тулой более, чем достаточно – кому-то этот город известен из-за производства оружия, которое принесло звание «оружейной столицы», кому-то из-за популярных пряников, а кому-то из-за самоваров. Каждый россиянин знает, что привезти свой самовар в Тулу – тяжкое преступление. Именно о них сегодня и пойдет речь. Тульская служба новостей посетила Музей самоваров и подготовила большую виртуальную экскурсию об истории самоварного производства в нашем регионе.
Может, для кого-то это будет шоком, но самоварное производство начало своё развитие не в Туле, а на Урале. Первый в России самовар был изготовлен там, между 1738 и 1740 годами на заводе Петра Игнатьевича Осокина. Уже потом производства начали возникать в Москве и Туле. Первыми, кто начал развивать самоварный промысел в Туле, стали оружейники. Основателями первой самоварной фабрики были Иван и Назар Лисицыны – тоже оружейники. Открылась она в 1778 году. На фотографии, представленной выше, можно увидеть самовар, произведенный в первые годы работы производства в Туле. Уникален он тем, что был создан ещё во время совместной работы братьев – позже они стали хозяева собственных марок самоваров. Таких экземпляров по всей России всего около 2-3 штук. Этот самовар был признан памятником науки и техники первой категории и охраняется обществом ЮНЕСКО. Данные экспонаты предназначены для того, чтобы наглядно объяснить посетителям работу самоваров. Основная деталь самовара – это корпус (его было принято называть «тулово»). Внутри помещался главный нагревательный элемент – труба-жаровня. Растапливали самовар следующим образом: сначала между корпусом и трубой-жаровней наливалась вода, самовар закрывали крышкой, после чего в трубу-жаровню закладывалось топливо. После того, как оно поджигалось, самовар начинали раздувать. Для этого использовались сквозные отверстия, находящиеся внизу – поддувала. Другой метод, наверняка знакомый большинству из нас – использование сапога. К сожалению, доподлинно неизвестно, кто мог придумать такой способ.К середине XIX века самоварных фабрик становилось всё больше. В то время в Туле работало порядка 60 таких заведений. Примерно с 1831 года фабриканты начинают вывозить свою продукцию на различные выставки, причем не только в России, но и за рубежом.
На фотографии запечатлены награды, полученные тульской самоварной фабрикой Николая Ивановича Баташева середины XIX века. По образцу подобных наград отливались специальные чугунные клейма, с помощью которых оттиск награды ставился непосредственно на самоваре. Это служило своего рода рекламой для производителя.Постоянно растущая конкуренция между производителями приводила к необходимости придумывать новые варианты самоваров. Это привело, например, к созданию самовара-кофейника. По сути, это обычный жаровый аппарат, дополненный рамочкой, которая надевалась на трубу-жаровню. Предварительно на неё вешался мешочек с кофе, который погружался в воду во время разогревания воды.Или вот, например, походный самовар. По названию легко понять, что их брали с собой в дорогу или в военные походы. Такие приспособления отличались достаточно компактной формой, прилегающими ручками и съемными ножками. А это уже самовар-кухня. Крана он уже не имеет, так как он ему не нужен. Данный самовар разделяется на несколько отсеков, у каждого из которых была своя собственная крышка, над которыми располагалась уже общая крышка. В этом самоваре за полчаса можно было приготовить полноценный обед из простых блюд.Примерно к середине XIX века основные формы самоваров были уже придуманы. Сложилось так, что в каждом сословии наибольшее распространение получила какая-то определенная форма. Например, в дворянской среде наиболее популярной была форма «рюмка», представленная на фото выше. Причина простая: изысканный внешний вид самовара, быстрое время закипания. Дворяне пили чай гораздо меньше, чем, например, купцы.Как в дворянской, так и в купеческой среде можно было встретить две схожие формы самоваров – грушевидный и яйцевидный. Их достоинство было не только в быстром закипании, но и в том, что, благодаря своей форме, на них легко было нанести гравировку, что делало их более престижными.В купеческой среде больше прижился самовар «шар». Он не сужен книзу, поэтому закипает дольше, однако и тепло сохраняет лучше. Это и было нужно купцам, так как они длительное время проводили за чаепитием. Со временем, ассортимент самоварных фабрик становился всё шире, и самовары начали различаться не только по форме, но и по объему. Появились маленькие «детские» самовары, рассчитанные на одну небольшую чашку. Их чаще всего дарили девочкам, которые в игровой форме учились заваривать чай и подавать на стол. Примерно в возрасте 16 лет девочкам уже доверяли «взрослые» самовары. Это было признаком того, что она стала умелой хозяйкой.«Средние» самовары были рассчитаны на два-три стакана воды – объем, подходящий для одного человека, поэтому в шутку его называли «эгоистом» или «отрадой холостяка»
Более крупный самовар, рассчитанный на четыре-шесть стаканов воды, называли «тет-а-тет». Название ясно даёт понять, что это самовар использовали для чаепития в приватной обстановке.
В конце XIX века самовары начинают появляться не только в домах, но и в различных общественных заведениях. Появляется много кондитерских магазинов, где можно было купить всё необходимое для чаепития. Позднее появление подобных заведений обусловлено тем, что чай в России распространялся очень долго. Первое время он был напитком знати, в то время как простолюдины смогли позволить себе чай лишь ко второй половине XIX века из-за его цены (на минуточку, он стоил в шесть раз дороже черной икры).«Чайной столицей» в то время являлась Москва. Объясняется это тем, что в столице была наибольшая концентрация купцов, которые сами крайне любили проводить время за чаепитием – гораздо больше, чем знать. Отличались даже методы питья чая у этих двух сословий. Аристократы никогда не позволяли себе разбавлять чай и пили его, можно сказать, раскаленным. Купцы же придумали метод, которые многие наверняка видели в мультфильмах и кино – наливать чай в блюдце. Более того, они позволяли себе неслыханное по тем временам «кощунство» — дуть на чай, чтобы тот быстрее остыл. Раньше себе такого никто не позволял.
Обязательным продуктом на чайном столе, конечно же, был сахар. На столе могло не быть печенья или конфет, но без сахара было никуда. Первое сахарное производство в стране пытался развить ещё Пётр Первый, но это оказалось слишком дорого. Позднее, именно в Тульской губернии в селе Алябьево зарождается первое в Российской империи свёклосахарное производство. В те годы сахар не измеряли в граммах или килограммах. Были фунты и пуды. Продавался он в виде сахарных «голов» как на фотографии выше. Кстати, запечатленный сахар – настоящий, ему уже больше 70 лет. Уже дома после покупки сахарную глыбу кололи на куски с помощью сахароколочной машинки.Сахар был продуктом дефицитным. В конце XIX века примерно килограмм сахара стоил 16 рублей. Для сравнения, не самая маленькая зарплата токаря на фабрике составляла 18 рублей в месяц. В связи с этим было сформировано три способа потребления сахара: внакладку, вприкуску и вприглядку. Метод «внакладку» мы все сейчас активно используем – по меркам того времени нас бы сочли богачами. Семьи среднего достатка использовали сахар «вприкуску»: кусок сахара кладется за щеку и он выступал в виде подсластителя во время питья чая. Ну, и самый экономный способ – вприглядку, то есть, человек пил несладкий чай и смотрел на кусок сахара, пытаясь вообразить, что его чай вообще-то сладкий.
В конце XIX – начале XX веков появляется всё больше заведений для распития чая и кофе. Вполне возможно, что таким образом кондитеры пытались увеличить свой доход, так как в обычном магазине много продукции продавать не получалось. В кофейне же можно было продавать пирожные и торты, порезанные на кусочки. В летнее время подавали мороженое. Учитывая, что в дополнение к десертам подавали чай и кофе, подобные места стали пользоваться большим спросом.К тому времени промышленность шагнула вперёд и в пользовании людей появились новые виды топлива. На вооружении у производителей стали появляться, например, кофейники, работающие на спиртовках. Как раз такие устройства весьма успешно заменили самовары из-за отсутствия копоти и дыма. Самой известной самоварной фабрикой Тулы того времени была фабрика братьев Баташевых. Производство организовал ещё их отец, Степан Баташев, бывший обычным оружейником. Его дети получали образование на дому, причём сыновья уже с девяти лет отправлялись работать на фабрику к отцу. Семейное дело перешло в руки братьев после трагической смерти Степана от сердечного приступа, который случился после крупного пожара на фабрике. Братья не только восстановили фабрику после катастрофы, но и модернизировали её.Брендовой формой самоваров братской фабрики становится «ваза». Хоть первоначально она и не снискала славы, её ждало великое будущее. В 1875 году в Тулу с визитом прибыл Александр II. Братья Баташевы преподнесли ему именно самовар «вазу». Нет документов, утверждающих, что именно представленный на фотографии самовар был преподнесен императору, но на его основании можно увидеть оттиск с датой: первое сентября 1875 года. Это дата приезда Александра II в Тулу.
Саму же фабрику Баташевых ждали многочисленные изменения. Она меняла владельцев и в итоге оказалась в руках зятя Василия Баташева. Он активно начинает модернизировать и рекламировать фабрику. К тому же это была первая электрифицированная фабрика в России.
В 1909 году Тулу посетил Николай II вместе с семьей. По такому торжественному случаю наследникам Василия Баташева заказали изготовление самоваров для Николая II и его детей. Эти самовары – одна из жемчужин коллекции музея. Считается, что форма и внешний вид каждого изделия отражает черты характеры и облик того или иного члена императорской семьи.Помимо прочего, в экспозиции музея представлены самые «необычные» самовары:
Также Тульская служба новостей проводила фотоэкскурсию по Тульскому музею оружия.
-
Авито и МЧС России запустили онлайн-игру для обучения правилам безопасности
-
С начала года на 28 улицах и проездах Тулы улучшено качество интернета
-
Сергей Безруков, Ксения Собчак, Сергей Бурунов и другие звезды выставили свои вещи на продажу
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов