Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости

Нужно ли вернуть в школы УПК: очередная нагрузка на детей или возможность получить рабочую профессию

Нужно ли вернуть в школы УПК: очередная нагрузка на детей или возможность получить рабочую профессию
Фото: Тульская служба новостей

Госдума вынесла инициативу вернуть в школы учебно-производственные комбинаты. Идею озвучила депутат Светлана Разворотнева, обратившись к министру просвещения Сергею Кравцову. По ее мнению это позволит восполнить дефицит кадров в России.

Станет ли это очередной нагрузкой на детей или возможностью получить рабочую профессию Тульская служба новостей спросила у туляков и педагогов.

Что такое УПК

Учебно-производственные комбинаты появились еще при советском союзе в середине 70-х.

УПК были созданы для ознакомления учащихся с трудовым процессом на различных предприятиях. Они подготавливали подростков к сознательному выбору профессии, обучившись первоначальными навыками выбранного направления.

Профессии подразделяли для мальчиков и девочек. Парни обучались токарному и столярному делу, электрике, автослесарству. Девушки могли получить профессию машинистки, телефонистки, санитарки, продавщицы, портнихи. Чуть позже появилась новомодное направление по работе на компьютерах, туда стремились попасть все. 

Люди, которые застали УПК вспоминают эту дисциплину, как одну из самых полезных. Многие пользуются навыками, полученными тогда, в своей профессии сегодня.

«Я ходила на УПК в старших классах, 2008-2009 годы. В нашей школе в Алексине можно было выбрать одно из пяти (если не изменяет память) направлений. Помню точно, что были группы по основам предпринимательской деятельности и по освоению персонального компьютера – по сути, факультатив информатики. Я выбрала как раз компьютеры. Нам рассказывали о строении компьютера, обучали навыкам слепого печатания, который я использую сегодня. Также мы знакомились с базовой работой в PhotoShop, языками программирования в Visual Basic и Pascal, работой в различных продуктах Microsoft Office. Не могу сказать, что мне пригодились в жизни «Бейзик» и «Паскаль», хотя тогда я изучала это с интересом, но то, что я могу печатать с достаточно большой скоростью, не глядя на клавиатуру – считаю полезным навыком. По моему мнению, учебно-производственные комбинаты возрождать необходимо. Сейчас от детей требуют чуть ли не с первого класса определиться, какой профессии они хотят посвятить всю жизнь, но как это можно понять, если ты никогда не сталкивался с работой мечты, пока непосредственно не окунулся в нее? Собственно, УПК и должны быть одним из инструментов познавания разных специальностей, чтобы подростки более четко смогли осознать, чем бы хотели заняться», — поделилась своим мнением с корреспондентом Тульской службы новостей Антонина.

УПК существуют в России с 2022 года на базе колледжей. Это предприятия по производству товаров, где могут работать как учащиеся учебного заведения, так и выпускники. Существует практика привлечения учеников старших классов, пока это происходит в отдельных школах, по инициативе учреждения.

Предположительно УПК в школах не станут обязательными для посещения. Они будут по желанию самих учащихся. То есть, если старшеклассник уже определился с университетом, он может познакомиться с профессией и получить необходимые навыки для поступления и дальнейшего обучения в ВУЗе. Ребята будут получать дополнительную «корочку», с которой смогут параллельно учебе подрабатывать по специальности.

Что думают об УПК педагоги

Мы решили выяснить, что думают о данной инициативе те, кто будут преподавать в учебно-производственных комбинатах. Педагоги разных учреждений высказали свое мнение, нужно ли вводить дополнительную нагрузку детям, будет ли это полезно и целесообразно в современных условиях обучения школьников.

Педагог информатики, Сергей Иванов:

«Думаю, что УПК нужны. Так как это будет полезно для учеников старшей школы на стадии профориентации. Единственный минус, на мой взгляд, обычно, это ограничивается лекциями и рассказами об определённой профессии, что будет бесполезно. Так у детей будет возможность самостоятельно всё попробовать, учитывая, что у некоторых проявляется интерес к труду, собственному заработку — хорошая возможность получить опыт. Главное, чтобы это все было на практике, а не в теории».

Многие педагоги относятся к предмету положительно, но возникают вопросы организации. Они задаются вопросом, кто решит проблему выгорания и бесконечной волокиты с отчетами.

Преподаватель музыки Анжела Юрьева:

«Идея хорошая, но все зависит от ее реализации. Считаю, что тут есть вероятность, что педагоги будут переводить это в некую формальность. То есть, да, на бумаге организуют, а по факту ничего не будет проводиться. К сожалению, так бывает, что на бумаге одно, а на деле совсем другое. Либо есть еще опасность того, что все это перекинут на учителей, а у них помимо своей работы, будет дополнительная нагрузка в виде отчетов за УПК. В итоге это приведет к тому, что учителя не будут успевать работать и писать отчеты. Так что, идея хорошая, но вопрос к ее реализации».

Особенно вдохновляются учителя и педагоги, у которых большой опыт работы. Учитель начальных классов их районного центра Мария Иванова считает, что это прекрасная возможность помочь детям определиться с будущей профессией, а времени для этого всегда можно найти, такое же мнение разделяет Екатерина Баранова, которая также преподает у детей в начальной школы:

«Полностью ЗА возвращение УПК. Когда я сама учила школьников чему-то полезному. Эти знания пригодятся детям на всю жизнь. Например, поваров учили пирожки печь, шинковать, нарезку правильно делать. Медсестру — оказанию первой помощи. Мальчишки осваивали автодело, токарное мастерство, изготавливали детали, на практику ходили на завод. Всем было интересно, теории мало, только практика. Для этого они один день не учились, в расписании был УПК», — говорит Мария Иванова.

«Я положительно отношусь. Старшеклассники всегда стремятся подработать, а УПК – это способ в этом им помочь. Также это полезно с точки зрения профориентации — кому-то этот опыт поможет определиться с будущей сферой деятельности. Время на это у современных детей есть, точнее его можно найти при желании. На выходе из школы у ребят уже будет документ профобразовании, пусть и начальном. Сейчас многие студенты уже на первых курсах работают, наличие корочки облегчит трудоустройство. Становление личности происходит в школе. На стадии их взросления им всегда хочется пробовать что-то из взрослой жизни. Их любимая фраза — как мне это пригодится в жизни. Ответ тут придет сам собой», — поделилась Екатерина Баранова.

Большинство педагогов не отрицают, что это полезная и хорошая идея, но есть все же те, кто против подобного нововведения. Обосновывают свое мнение так:

«Учитывайте загруженность детей. Сегодня у них по 8-9 уроков каждый день, не берем даже в расчет репетиторов после школы и домашнее задание. Хорошего из этого ничего не выйдет. Они сейчас даже спать не успевают, и в связи с тем, что уже очень много дисциплин. Самое главное, у них убрали физкультуру! Было три часа в неделю, а сейчас два. Все время дети сидят на стульях, что, по-моему мнению, это проблема, это абсолютно не нормально», — говорит педагог иностранных языков Вера Сафонова.

Мы провели уличным опрос горожан. Смотрите в видеоматериале, что думают туляки об УПК.

Фото: Тульская служба новостей

Читайте на сайте ТСН24:

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.