Эксперт по кибербезопасности Швецов рассказал, можно ли на телефонный звонок отвечать словом «да»
Все чаще в последнее время встречаются новости о том, что туляки переводят деньги или сообщают свои персональные данные мошенникам, которые представляются по телефону родственниками, сотрудниками банков и правоохранительных органов. Как понять, что тебе звонит или отправляет SMS-сообщение мошенник? Об этом в материале ТСН24 рассказывает руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls Дмитрий Швецов.
Неизвестный номер
По словам специалиста, на звонок мошенников указывают неопределившийся номер, иностранный номер или неизвестный номер с подозрительной комбинацией цифр.
В таких случаях, скорее всего, это будут мошенники.«Злоумышленники могут использовать подмену номеров, маскируя вызов под официальный номер банка или организации. Особенно стоит насторожиться, если при входящем звонке требуют что-то сделать срочно или просят предоставить какую-то информацию о себе, карте, счёте или цифры из SMS», — объясняет Дмитрий Швецов.
На твой телефон пришло новое сообщение
SMS-сообщения от мошенников отличаются спонтанностью, например, если человек не ждал вестей от банка, курьерской службы или другого сервиса. По словам специалиста, если вдруг приходит ссылка для «подтверждения» операции или «активации» услуги, это может быть ловушкой.
В таких SMS бывают орфографические ошибки, неестественные обороты речи или странные сокращения, потому что мошенники не уделяют внимания качеству текста. Часто злоумышленники просят назвать или переслать пароли, коды подтверждения, номера карт или CVV-коды. По словам эксперта, банк и другие организации не запрашивают подобные данные через SMS.«В мошеннических сообщениях часто содержатся ссылки, которые направляют на поддельные сайты. Обратите внимание на URL: если он содержит ошибки, лишние символы, буквы латиницы вместо кириллицы или странные доменные зоны, это повод насторожиться», — отмечает Дмитрий Швецов.
Какие схемы используют мошенники«Если человек получил сомнительное сообщение со ссылкой, вместо перехода по ней, лучше найти в интернете официальный сайт организации, самостоятельно зайти на него или позвонить на официальный номер, чтобы выяснить, отправляли ли они какие-либо SMS. То же самое нужно делать со всеми неожиданными сообщениями, например, когда приходит номер заказа», — уточняет Дмитрий Швецов.
При звонках по телефону мошенники часто подчеркивают срочную необходимость предпринять какое-либо действие и пытаются оказать давление на человека.
Однако человек может попасться и на «приятном поводе». Например, потенциальной жертве сообщат о выигрыше в лотерею и о необходимости ее данных для получения приза.«Они берут за основу некую «критическую ситуацию» — взлом, несанкционированную транзакцию, необходимость в обновлении данных или оказании «помощи следствию». Создается атмосфера срочности, чтобы жертва не успела подумать критически или проверить информацию», — рассказывает Дмитрий Швецов.
Специалист добавляет, что просьбы заранее оплатить какие-либо услуги тоже почти наверняка попытка обмана.
Можно ли говорить «да» на входящие вызовы по телефону«Легенды телефонных мошенников постоянно меняются. В последнее время были распространены многоступенчатые схемы с разными каналами связи. Злоумышленники могли писать в мессенджерах, ссылаться на профессиональную сферу деятельности потенциальных жертв и предупреждать о предстоящих звонках якобы от регуляторов, начальника или коллег. Далее поступал звонок с просьбой установить ту или иную программу», — объясняет Дмитрий Швецов.
Часто люди опасаются, что мошенники смогут использовать запись голоса для кражи денег, поэтому во время разговора не говорят «да» или другие утвердительные слова.
Некоторые компании используют биометрическую аутентификацию по голосу. Теоретически мошенники могут попытаться собрать несколько фрагментов голоса для имитации, но это очень сложно и дорого, добавляет специалист.«На самом деле голоса будет недостаточно для проведения операции со средствами на счетах или внесения важных изменений. Системы голосовой идентификации используются финансовыми организациями, но только в качестве одного из факторов. Запись одного лишь слова «да» недостаточна для мошенничества в банке или другой серьезной организации», — отмечает эксперт.
Если человек опасается говорить «да», то можно ответить следующими фразами: «Слушаю вас, говорите», «Пожалуйста, уточните, вас плохо слышно».
Эксперты советуют критически относиться к любым входящим сообщениям и звонкам, чтобы не попасться на уловки злоумышленников.
О том, как аферисты могут часами «разводить» жертв можно почитать по ссылке. Это история экономиста из Тулы, которая оказалась в шаге от того, чтобы потерять деньги. Спасло женщину то, что преступники были не слишком подкованы в бухгалтерских терминах.«Наилучшее решение — не вступать в диалог с подозрительными абонентами, завершить звонок и перезвонить в организацию, если считаете вопрос важным. Ни в коем случае не сообщайте незнакомцам конфиденциальные данные, например, код из СМС или push-уведомлений, не устанавливайте программы по их просьбе. Полезно также использовать специальные решения, которые подскажут, если на номер поступали жалобы на мошенничество», — подытоживает Дмитрий Швецов.
-
Опрос: три четверти россиян учитывают необходимость уплаты налога при открытии вкладов
-
Авито и МЧС России запустили онлайн-игру для обучения правилам безопасности
-
С начала года на 28 улицах и проездах Тулы улучшено качество интернета
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов