Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости

Для себя и для других: какие производства функционируют в колониях

Если увидите в магазине спортивную сумку с биркой «Изготовлено в исправительной колонии №2 Тулы» не пугайтесь: товар сделан с соблюдением всех ГОСТов, и под контролем опытных специалистов. Пускай и заключенными.

«Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, а также исходя из наличия рабочих мест», – говорится в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.

При этом согласно законодательству, заработная плата трудящегося осужденного должна быть не ниже прожитого минимума. В первую очередь рабочими местами обеспечиваются заключенные, у которых есть разного рода обязательства: гражданские иски, алименты и так далее.

Государство также имеет право удержать на выполнение исполнительных листов и содержание заключенного до 75% от его дохода. Остальные средства остаются на счетах заключенных. Наличность на зоне под запретом, но это не значит, что деньгами нельзя пользовать: осужденные могут оплачивать покупки в магазине, расположенном на территории  исправительного учреждения или перевести средства родственникам, чтобы они купили все необходимое.

Цветки и фартуки

За забором исправительной колонии №2, расположенной в центре Тулы, как и на любом предприятии в «большом мире» в будний день кипит работа. Чтобы посмотреть, чем именно занимаются заключенные за колючей проволокой, корреспонденты ИА ТСН24 напросились в гости. Отметим, в этом исправительном учреждении отбывают наказание те, кто преступил закон впервые.

Территория колонии делится на две зоны – жилую и промышленную. Именно во второй располагаются все производства, а их тут немало и они самой разной направленности – от цеха по выпечке печенья до полировки самоваров. Главный принцип: не важно, где именно работаешь, главное – чтобы трудился.

Первым цехом, куда нас привели в колонии, стал цех по изготовлению искусственных цветов. Да-да, тех самых цветов, которые мы привыкли носить на кладбище.

Смена на этом производстве длится столько же, сколько и на любом другом предприятии – восемь часов.

[caption id="attachment_238569" align="alignnone" width="636"] За рабочую смену заключенные должны сделать несколько сотен цветков[/caption]

Гвоздики, хризантемы, розы различных расцветок – все это делается вручную. Более того, один человек должен собрать от 500 до 800 таких цветков за смену. Когда наши корреспонденты приехали в колонию, заключенные выполняли контракт для заказчика из Москвы.

В этом же здании  есть и другое производство – пошив фартуков. Довольно просторный, а главное, светлый кабинет, вмещает 12 работников. Треск швейных машинок слышен еще в коридоре.

На свободе заключенный Улан Баратов из Москвы работал разнорабочим. Попав за колючую проволоку, пришлось сменить специализацию.

[caption id="attachment_238571" align="alignnone" width="632"] Из-под рук осужденных ежедневно выходят несколько сотен фартуков из различных материалов[/caption]

Один за другим из-под его рук выходят фартуки из различных материалов и для разных целей.

– Сначала все было непонятно, но теперь – проще. За полгода разобрался в производстве, – признался Баратов.

Но и это не все: в «большой  мир» из-за колючей проволоки выходят и большие спортивные сумки. Здесь производство налажено по принципу, который внедрял Харрисон Форд – принцип конвейера: один пришивает к материалу карманы и передает то, что получилось дальше. Другой – вшивает молнию, третий – ручки, и так далее. Такой подход, отмечают в колонии, увеличивает производительность.

Печенья по старинному рецепту и самовары

Одним из производств, которым по праву могут гордиться сотрудники и заключенные колонии №2 Тулы, является цех по шлифовке самоваров. Хотя сейчас цех – это громко сказано. Небольшая комнатка, в которой работают несколько человек – вот и все площади.

Однако стоит отметить, что это - самое старое производство в исправительном учреждении. Оно здесь начало работать еще в советское время. Когда-то самовары для шлифовки в колонию поступали прямиком со «Штампа», но в связи с бедственным положением предприятия пришел в упадок и цех в колонии. Сейчас заключенные в основном приводят в порядок самовары по индивидуальным заказам. Признаются, иногда попадаются действительно раритетные вещи, к которым нужен очень бережный подход –  например, самовар с медалями времен Александра Баташева.

[caption id="attachment_238573" align="alignnone" width="618"] Цех по полировке самоваров в ИК-2 работает с советских времен[/caption]

Все работы здесь, как и в любом другом цеху, проводятся в соответствие с правилами охраны труда: осужденные полируют изделия в респираторах, которые не позволяют вредным веществам попасть в организм, и в перчатках.

Заместитель начальника ИК-2 Тулы Алексей Мишин отметил, что в этот цех попасть не так-то просто – нужно обладать усидчивостью и определенными знаниями.

Но не только для других трудятся заключенные, но и для самих себя. Еще одно производство, которым гордятся в колонии – пекарня, в которой готовят овсяное печенье.

– Нам потребовалось много времени, чтобы найти рецепт, благодаря которому печенье будет таким же вкусным, как когда-то в советское время, – рассказывает Алексей Мишин, ведя журналистов на производство. – Экспериментировали, пробовали, и, наконец, у нас получилось  достичь нужного результата.

Цех по производству лакомства небольшой, но в нем есть все самое необходимое: машина для замеса теста, а также современная печка.

Стоит отметить, что попробовать печенюшки суждено далеко не каждому: в  отличие других вещей, произведенных на территории колонии, этот продукт остается здесь же, или направляется в другие исправительные учреждения – пищевую продукцию колонии производят для внутреннего пользования.

[caption id="attachment_238575" align="alignnone" width="620"] В колонии рассказали, чтобы получить "то самое печенье" пришлось много экспериментировать[/caption]

Но, стоит отметить, что оно несравнимо с тем, печеньем, что продают в магазине: мягкое внутри, но с хрустящей корочкой снаружи.

Пища сытная и духовная

Если в Туле наладили выпуск вкусного овсяного печенья, то в колонии строгого режима №1, расположенной в Донском, и в которой, к слову, отбывает наказание бывший губернатор Вячеслав Дудка, открыли линию по пастеризации и фасовке молока.

[caption id="attachment_238577" align="alignnone" width="620"] Заключенным теперь доступен не только хлеб собственного производства, но и молоко[/caption]

С конвейера может выходить до 1500 пакетов продукта емкостью один литр. В УФСИН отмечают, что молоко полностью соответствует ГОСТу и способно храниться до пяти суток.

– Такие объемы способны полностью обеспечить потребности пенитенциарных учреждений Тульской области в питьевом молоке, – рассказали в ведомстве.

Также здесь выпекают хлеб, которым питаются заключенные исправительных колониях региона.

В настоящее время между исправительной колонией и УФСИН России по Тульской области заключен государственный контракт на поставку 410000 литров молока на общую сумму 12300000 рублей. Все оно будет направлено в исправительные учреждения области.

Но не только выпуском продуктов питания славится донская колония. Здесь же большое внимание уделяется пище духовной: на территории исправительного учреждения функционирует православный реабилитационный центр, на базе которого работает цех резьбы по дереву.

Из-под рук и инструментов заключенных зачастую выходят действительно удивительные вещи. Так в феврале этого года лучшие мастера изготовили икону Божья матерь «Всех скорбящих радость». Ее высота составила 120 сантиметров, а ширина –70 сантиметров. Она была передана Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю в Псков.

[caption id="attachment_238579" align="alignnone" width="596"] Отбывающие наказание в ИК-1 создают иконы[/caption]

Православный реабилитационный центр существует с 2008 года. В его мастерских трудятся 50 заключенных. Осужденные делают своими руками иконостасы, оклады для икон, панно из дерева, различную православную утварь, имеющую высокую художественную ценность. Этому духовному центру нет аналогов в России.

Один из трудящихся Константин Корцовкин, отбывающий наказание за рэкет и бандитизм, отмечает, что эта работа играет важную роль в исправлении заключенных.

– Своим трудом, тем, что люди мы тут обучаемся, исповедуемся, мы приходим к Богу, – убежден Константин Корцовкин. –  В центре мы стараемся сделать так, чтобы осужденные росли, в том числе, и духовно.

Помимо того, что заключенные изготавливают церковные атрибуты, на их средства на территории колонии возводится православный храм, проект которого принадлежит отбывающему тут наказание профессиональному архитектору. Но строительство идет медленно. Причина тому – экономический кризис.

Есть к чему стремиться

В общей сложности на базе промышленного сектора Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области изготавливается более 150 наименований продукции: это и промышленные вентиляторы, контейнеры и бункеры различного объема для мусора, лабораторные электропечи, металлоконструкции, специзделия для силовых структур, строительные материалы – от кирпичей до плитки, швейные изделия и так далее.

– У людей есть стереотип, что произведенное в колонии – плохого качества, но это не так, – говорит заместитель начальника ИК-2 Тулы. – Вся продукция, которая производится у нас и пищевая, и не пищевая – высокого качества, потому что за нами контроль еще сильней: и со стороны Управления ФСИН России, и со стороны прокуратуры, и Роспотребнадзора.

В то же время отмечается, что производственные мощности загружены только на 40%: площадь свободных производственных площадей в Тульской области составляет более 20 тысяч квадратных метров.

– Мы располагаем большим количеством свободной площади и умельцами из наших подопечных, – говорит Алексей Мишин.– Мы не отказываемся от законных предложений к сотрудничеству. – Было время, что на нашем производстве собирали светодиодные светильники для уличного освещения. Также готовы принимать заказы по пошиву, авторемонту, выпечке печенья – для этого есть все необходимое оборудование.

Помимо технологического производства, осужденные занимаются сельским хозяйством. В Тульской области за УФСИН числится 1035 гектаров пахотных земель, предназначенных для выращивания картофеля, зерна и овощей. Общая площадь животноводческих помещений составляет 6,2 тысячи квадратных метров.

Отметим, для развития производств на территории исправительных учреждений Тульской области в 2017 году региональное УФСИН подписало соглашение с Торгово-промышленной палатой.

Текст и фото: Антонина Маркова

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какую зарплату вы считаете приемлемой при нынешних ценах?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.