Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости

Дмитрий Романов рассказал о нововведениях и трудностях в проведении ЕГЭ

Профессор, доктор филологических наук Дмитрий Романов в студии ТСН о тонкостях в подготовке к Единому государственному экзамену.

В ТГПУ им. Л.Н. Толстого начались обучающие семинары, которые вы возглавляете. Тем, людям, которые будут обучаться, предстоит проверять ЕГЭ. Какой основная задача этих семинаров?

- Основная задача семинаров - изучить критериальную базу. То есть Единый государственный экзамен, даже та часть, которая пишется в свободной форме, проверяется не по желанию эксперта, а по строго определенным критериям. На протяжении 11 лет, когда наш регион сначала входит в эксперимент, а потом в текущий режим ЕГЭ, критериальная база совершенствовалась. Для того, чтобы этими критериями овладеть, чтобы согласовать результаты в спорных вопросах, проводятся такие семинары.

Причем региональные семинары являются уже вторым этапом. Первый - это общефедеральные семинары, которые проводит федеральный институт педагогических измерений во главе с федеральными разработчиками контрольно-измерительных материалов по всем предметам. Я, как председатель региональной предметной комиссии по русскому языку, езжу на такие обучающие семинары в Москве, а потом все современные требования, изменения довожу до сведения экспертного сообщества Тульской области.

Такая практика действует уже три года. У нас есть основные, старшие и ведущие эксперты. Они допускаются к проверки разного уровня работ. Основные эксперты, как правило, делают первичную проверку, старшие - вторую и третью проверку работы, потому что каждая работа проходит двойную экспертизу. А если у экспертов есть разночтения, то тогда проводится третья экспертиза. Прием эксперты назначаются автоматически, без участия людей, это делает компьютер методом случайного выбора, но из числа старших экспертов.

Старшие эксперты участвуют также в межрегиональных проектах. С этого года такая практика будет введена, когда часть написанных в одном регионе работ будет направляться в другой для проверки с целью объективности и соблюдения единого подхода к оцениванию работ.

Ведущие эксперты, если это необходимо, осуществляют апелляционные работы. Те, кто не согласен с результатами экзамена, они имеют право подать апелляцию. она все абсолютно рассматриваются. Но желательно для любого выпускника показать уровень своей подготовки на основном экзамене, а не добиваться на апелляции добавления балов. Во-первых, это процедура достаточно сложная, а во-вторых формат экзамена располагает к тому, чтобы сразу можно было показать свои реальные знания.

- Те изменения, которые были в прошлых годах, существуют на сегодняшний день?

- Разумеется. В этом году контрольно-измерительный материал по русскому языку претерпел кардинальные изменения. Поскольку в Государственной Думе РФ очень много говорили о так называемой "угадайке", о возможности случайного выбора, федеральный центр тестирования пришел в выводу, что вопросы с элементарным выбором нужно сократить до минимума или вообще убрать из структуры контрольно-измерительного материала. Собственно в этом направлении он и изменился. На федеральном сайте федерального института педагогических измерений можно ознакомиться с тем, как тест выглядит. На сайте с декабря 2014 года размещены демонстрационные варианты по всем предметам.

- Как эти изменения повлияют на выпускников?

- Любой человек, когда он готовится, должен понимать, что его ждет на экзамене. То, что это известно становится за полгода и то, что с 1 января его структура уже не меняется - это одно из достоинств Единого государственного экзамена.

- Какие нововведения коснутся части А и почему?

- Часть А и была той самой "угадайкой". Мне не очень нравится это слово, потому что элементарный выбор - это тоже выбор. Конечно, какая-то часть недобросовестных выпускников могла сделать этот случайный выбор, но при этом велика была возможность того, что этот случайный выбор будет неправильным. Подавляющая же часть осуществляла этот выбор осознано. Но раз принято такое решение, то с ним нужно согласиться.

Теперь в контрольно-измерительном материале по русскому языку крестиков мы не ставим вообще. Теперь самое элементарное, это когда правильный ответ предлагается обозначить рядом цифр, а самое сложное - это написание сочинения, объем которого не должен быть меньше 150 слов.

Хотя сочинение пишется не всеми учащимися. Ежегодно у нас около 3% отказываются писать завершающую часть. Это их право, но в таком случае они набирают значительно меньшее количество баллов. Все-таки сочинение в максимальной степени проявляет способности учеников. Но я хочу подчеркнуть, что сочинение, которое в ЕГЭ не дублирует то сочинение, которое они пишут по литературе в начале декабря.  У них разные цели. Сочинение в ЕГЭ по русскому языку предполагает понимание и адекватное отражение смысла прочитанного ими текста. А это в настоящий момент очень важно. В наш век рекламы, в наш век огромного количества информации, которая сваливается на человека, прочитать текст, ухватить в нем основное, выделить то, что является главным в нем и по этому поводу высказать свое мнение - по-моему, это очень важно.

- Но этому тоже нужно научить...

- На то у нас и существует школа. Школа у нас тоже перестроилась. На протяжении всех лет, не только в 10-11 классе школа готовит, но мне бы не хотелось говорить, что школа готовит целенаправленно к ЕГЭ... Школа не должна готовить к ЕГЭ, она должна учить русскому языку. Контрольно измерительный же материал отражает же реальное знание языка. Причем весьма системно и структурно. Но КИМ по русскому языку отличается положительную сторону от всех остальных тем, что изначально его составляли и разрабатывали те же люди, что и составляли и разрабатывали школьные учебники. Так что здесь ножниц между школьной программой и экзаменом быть не может.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
теги:
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.