Игра с огнем: как молодых людей вербуют в диверсанты-поджигатели, и почему наказание за это неизбежно
Следственные органы выясняют обстоятельства совершения диверсии в Алексине. Там в конце июля двое 17-летних подростков совершили поджог релейного шкафа рядом с железнодорожной станции. По данным СК, юноши действовали по указанию третьих лиц, предположительно, со стороны украинских спецслужб. Оба задержанных сейчас находятся в следственном изоляторе.
Случай в России далеко не первый. В противоправную деятельность вовлекают преимущественно молодежь. ТСН24 рассказывает, как вербуют диверсантов на основании истории жителя Беларуси, который приехал в Тулу за легкими деньгами.
Материал доступен как в текстовом формате, так и в видеоверсии.
Легкие деньги
Мама Степана Масюкевича умерла, когда ему было всего четыре года. Родного отца видел всего пару раз, уже во взрослом возрасте. Воспитывался мальчишка в приемной семьей. Окончил школу, поступил в строительный техникум, вскоре как сирота получил жилье.
Новый и последний удар судьба нанесла ему в возрасте 18 лет. Занимался домашними делами и получил травму. Обратился к медикам, и в результате врачебной ошибки стал инвалидом, временно потерял возможность ходить.
Почему этот удар судьбы был последним, ведь история Степана не оказалась бы здесь просто так? Дело в том, что каждый последующий удар молодой человек наносил себе сам.
Несколько лет Степан нигде не работал и жил лишь на пособия. Проблемы со здоровьем не стали препятствием для первого знакомства с криминалом. В 2020 году 22-летний молодой человек сцепился с посетителем ночного клуба, взялся за нож. За причинение повреждений оппоненту получил четыре года колонии. Тюремный срок мозги не вправил – за решеткой подрался с начальником отряда и в итоге отправился отбывать наказание в колонию строгого режима. Освободился в апреле 2023-го.
После снова жизнь на пособия по инвалидности. Найти работу Степан попытался с помощью блогера, который якобы помогал с трудоустройством гражданам Беларуси. Тот свел его с неким Игорем (прим. имя изменено). Последний пояснил, что может предложить работу в России и добавил, что нужно быть готовым выехать в соседнюю страну в ближайшее время.
По указанию куратора, рассказал Степан в ходе судебного процесса, отправился в Орловскую область. Игорю молодой человек докладывал буквально о каждом своем шаге – заселение в хостел, заказ и получение карты. Тратил свои деньги, «работодатель» обещал все компенсировать. Очередное сообщение от Игоря гласило, что следующей точкой для Степана станет Тула. На карту молодому человеку пришли деньги – 35 000 рублей частями и с разных счетов.
Уже в оружейной столице гражданин Республики Беларусь купил новый телефон и российскую сим-карту, чтобы всегда быть на связи с Игорем. Тот велел найти недорогую гостиницу недалеко от центра.
Вскоре куратор и сообщил, чем именно нужно будет заниматься в России – поджогами. Это Степана не смутило. Да и едва ли он изначально не догадывался о том, что будет заниматься в другой стране чем-то незаконным. Тем более молодой человек даже не поинтересовался, что ему нужно поджигать и зачем.

Диверсант-неудачник
По приказу Игоря Степан купил легковоспламеняющуюся жидкость в строительном магазине. Именно ту, которую назвал куратор. По указанию «работодателя» оплачивал все наличкой.
На телефон пришли координаты. Без каких-либо комментариев. Степан ответил куратору, что все сделает. К слову, перед самим поджогом молодой человек даже успел съездить в сауну и попариться... Кажется, его не волновал ни сам факт, ни последствия.
Следуя инструкции, рассказал на суде Степан, он разлил жидкости по бутылкам и удалил всю переписку с Игорем, скопировав себе на телефон координаты. Целью была выбрана трансформаторная подстанция в Пролетарском округе. К ней, пояснил куратор, следует двигаться, держась подальше от камер и скрывая лицо. Поджигать нужно ночью. При подходе к подстанции перевести телефон в авиарежим.
Поджигатель в ходе судебного заседания рассказал, что столкнулся с трудностями уже на первом этапе – не смог попасть на трансформаторную подстанцию.
Запаниковал, ушел с места, включил связь, связался с куратором и все объяснил. Через некоторое время получил новые указания – поджечь релейный шкаф недалеко от подстанции. Но и здесь горе-диверсанта ждала неудача, он не смог вскрыть шкаф. Игорь приказал вернуться к трансформаторной подстанции, чтобы залить горючую жидкость через окно. Словно марионетка молодой человек отправился обратно.
Свидетелями возгорания стали жители соседних домов. Степан снял пожар на видео (это обязательное условие для получения денег) и скрылся с места. Куратор, получив ролик с возгоранием, попросил удалить видео с телефона. На следующий день поджигатель получил 35 000 рублей.
Транзитом через Липецк диверсанта отправили в Воронеж. По пути Степан получил от куратора сообщение, что на месте возгорания трансформаторной подстанции в Туле был замечен подозрительный молодой человек. Игорь попросил быть внимательнее, а еще сильно не шиковать после «зарплаты».
В ходе заседания суда Степан пояснил, что выкинул старую сим-карту, завел новую и начал подготовку ко второй диверсии. Целью стала трансформаторная подстанция в Воронеже. Ее фото поджигатель заранее отправил куратору.
Попытки сыграть в шпиона и диверсанта, скрывшись от правосудия, были провалены. Несмотря на «полезные» инструкции от куратора, в тот же день в Воронеже диверсант был задержан сотрудниками ФСБ.

«Поджег трансформаторную подстанцию. На следующий день мне были переведены деньги, 35 тысяч рублей, после чего был задержан сотрудниками силовых ведомств. О содеянном раскаиваюсь, вину признаю», – заявил молодой человек после задержания.
Решение в отношении Степана Масюкевича суд вынес в конце 2024 года. Молодого человека приговорили к 15 годам заключения по статье 281 УК РФ. Наказание по ней предусматривает и пожизненное лишения свободы. Сейчас осужденный находится в тюрьме, а после трех лет отбытия наказания будет переведен в колонию строгого режима. На свободу он выйдет, когда ему будет за сорок.
Стоило оно того?
Неотвратимость наказания
Таких историй по всей стране – десятки. Есть и другие случаи конкретно в Туле.
Летом 2024 года приговор услышал 27-летний житель города Донской Владислав Ш. Он поджег релейный шкаф 363-м километре перегона Бобрик-Донской — Гранки.
В мессенджере молодой человек узнал о запрещенном в РФ военизированном объединении, признанном террористической организацией, вступил в группу, где и был завербован.
История Владислава Ш. похожа на ту, что была описана выше. И итог абсолютно тот же. Житель Донского по статье 281 УК РФ (диверсия) получил длительный срок заключения – 12 лет колонии.
Напрашивается параллель с «закладчиками». Мелкие дилеры для кураторов тоже являются расходным материалом. Задержали? Найдется новый. К сожалению, велика вероятность, что найдется. Пока не придет понимание, что жажда легких денег ведет лишь по одному пути – длительному тюремному сроку и лучшим годам жизни за решеткой и колючей проволокой.
-
Росгосстрах за три квартала выплатил по полисам страхования жилья 1,36 млрд рублей -
Дети работников КМЗ приняли участие в квесте «Пряничная история» -
«Ключ» к парковке: приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»