Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
25 марта
Все новости Все новости Все новости
«Пришла в профессию совершенно мультяшно»: мультипликатор Галия Трушечкина - о способах отличить качественную анимацию, создании картин и предпочтениях современных детей

Тульский мультипликатор Трушечкина рассказала, как создаются мультфильмы

«Пришла в профессию совершенно мультяшно»: мультипликатор Галия Трушечкина - о способах отличить качественную анимацию, создании картин и предпочтениях современных детей
Фото: Тульская служба новостей

Галия Трушечкина не обучалась профессии мультипликатора в институте, по образованию она - инженер. Пришла в мир мультфильмов необычным способом – просто очень сильно захотев. А вскоре начала обучать созданию мультфильмов и детей. Подробнее о том, как оживают картинки, в чем специфика работы с детьми и какие мультфильмы должен посмотреть каждый - в материале ТСН24. 

Анимационные студии в Туле 

Галия Трушечкина - аниматор и педагог в Школе креативных индустрий, где есть студия анимации и 3D-графики. Школа креативных индустрий работает на базе Объединения центров развития культуры. Здесь ученики имеют возможность посещать занятия в восьми различных студиях, после чего выбирают наиболее понравившуюся. 

В Школе креативных индустрий не так давно открылась студия для маленьких аниматоров «Шкипер». Дети могут опробовать себя в этом направлении уже с семи лет. Сами шкиперы создают мультфильмы на мультстанках, а работа над первыми тремя мультфильмами студии уже идет. 

Перспективы, отмечает специалист, - прекрасные. Потому что именно выпускники подобных небольших детских студий потом становятся абитуриентами Школы креативных индустрий и могут уйти в профессию. Кстати, обучение в Школе креативных индустрий предоставляется детям с 12 до 17 лет. 

В Туле, рассказывает Трушечкина, анимация развивается активно. Детские студии анимации открываются на базе библиотек, досуговых и учебных центров. 

И если сейчас можно пробовать осваивать разные профессии с самого юного возраста, еще несколько лет назад все было не так. А сам путь к анимации у педагога, по ее словам, является довольно кинематографичной историей. 

Смена деятельности и первый мультфильм 

«То, как я стала мультипликатором, - это довольно кинематографичная история. Я всегда была творческим человеком и что-то мастерила. Однако моя профессия никак не относилась к анимации. По образованию я - инженер», - признается спикер. 

На инженера Галия Трушечкина училась в Москве. Параллельно не переставала рисовать, мастерить, и даже пыталась делать авторские куклы. Это свойство характера, уверена педагог, и привело ее в анимацию.  

«Однажды я решила снять мультфильм. На тот момент я работала даже не по профессии, а в магазине игрушек. Идея же возникла из ниоткуда. Я осуществила задуманное даже не зная, как это правильно делается: без штатива, оборудования и какого-либо опыта. Всю информацию я искала в интернете. Туда же свой первый мультфильм и выложила», - вспоминает мультипликатор. 

По мнению специалиста, все мультфильмы «растут» из детства, детского опыта и представления о мире. 

«Мой первый сюжет был об ожившей песочнице на детской площадке, которая просыпается, оживает, открывает глазки и начинает познавать мир, то есть знакомится с игрушками и находит друзей. В таком замкнутом маленьком мире детской площадки находится даже враг - кошка. Я думаю, взрослым не нужно объяснять, почему песочница враждует с кошкой», - рассказывает мультипликатор. 

О приключениях песочницы снято 10 серий, над которыми автор работала на протяжении двух лет. Постепенно мультфильм усложнялся, становился интереснее и симпатичнее. 

Спустя время проект был замечен генеральным директором Тульского регионального библиотечно-информационного комплекса. Так Галия начала работать в библиотеке, где открыла студию анимации и разработала методику преподавания.  

«Я работала там пять лет, а примерно через три года начала вести студию анимации и 3D-графики и в Школе креативных индустрий. Здесь же стала работать с подростками. И это счастье. Таким образом я и пришла в профессию мультипликатора. Неожиданно и совершенно мультяшно», - улыбается Галия. 
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Счастье - работать с подростками 

Мультипликатор воспринимает обучение маленьких детей и уже подростков сюжетным развитием. 

«Если для детей мультипликация — это своего рода игра, то для подростков от 12 лет — это уже взгляд в профессию, поиск себя в будущем. И это более сложные и интересные вызовы», - объясняет разницу педагог. 

Однако, по-прежнему учитель любит работать и с детьми.  

«Потому что дети еще не зажаты в творческом плане, они готовы на любые эксперименты.  С подростками же сложнее - в них приходится будить внутренних детей, потому что в творчестве без этого никак», - подчеркивает эксперт. 

«Разбудить внутреннего ребенка» поможет срыв шаблонов. Спикер уверена, нужно окружать взрослых, подростков и детей интересными, необычными предметами и строить занятия так, чтобы было любопытно, интересно и непонятно, чего ждать в следующий момент. 

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Особенность работы с маленькими детьми 

Ни для кого не секрет, что дети очень любят мультики. Но большинству будет интереснее смотреть их, а не создавать. Сказаться на занятии может усталость ребенка и неумение долго держать фокус внимания на одном процессе у современных детей. Как же вернуть ребенка в процесс?

По словам педагога, маленькие дети до 12 лет постоянно устают во время занятий. Потому что мультипликация — это снимать сотни, а то и тысячи кадров для того, чтобы получить короткий итог в несколько минут. Это требует огромной усидчивости, терпения и колоссальных трудов, к которым дети зачастую не готовы. 

Чтобы маленькие дети переживали уроки не просто без морального ущерба, а проводили время с удовольствием, нужно постоянно менять методику. 

«На протяжении шести лет я постоянно дорабатываю методику. К примеру, у меня есть авторская методика смены ролей, когда у нас на занятиях крутится волшебный круг, а дети каждые 7-10 минут меняются ролями. Например, был фотографом - стал аниматором, был аниматором - стал оператором», - рассказывает о методе преподавания эксперт. 

Таким образом, уверяет специалист, дети не успевают сильно устать от этих занятий, зато успевают побыть во всех ролях и научиться всему. Это один из самых важных и полезных эффектов анимации. 

«Анимация - это очень разноплановое занятие. Чтобы снять фильм, нужно и быть художником, и звукорежиссёром, и писателем, потому что без этого сценарий ты не создашь. Эта разноплановость очень сильно помогает детям», - отмечает педагог. 

Сложности же в работе с маленькими детьми возникают на каждом шагу, признается спикер.

«У каждого ребенка свой взгляд на то, каким должен быть мультфильм и, в отличие от подростков, они не готовы идти на компромиссы - к ним их приходится подталкивать упорно, с помощью методики голосования. То есть, дети предлагают свои идеи, а в итоге выбирают все вместе», - рассказывает Галия.  

С подростками же все проще. 

«Каждый подросток, если не готов включиться в чужой проект, то хотя бы может полностью реализовать свой. Здесь не приходится делиться своей идеей, своим проектом. Только иногда», - подчеркивает разницу преподаватель. 

Сколько занятий потребуется ребенку 

В среднем ребенок освоит базовую анимацию за двенадцать часовых занятий, заявляет спикер. Это займет примерно четыре месяца. Не меньше, чем за этот срок маленькие дети научатся снимать не просто шевелящиеся фигуры в кадре, а относительно правдоподобные и цельные мультфильмы. 

«Вообще, я сторонник того, чтобы дети снимали минимум три мультфильма прежде, чем будут считаться юными аниматорами», - делится мнением Галия.

Минимум год учиться придется подросткам. Обучение будет направлено на разные техники анимации и направления. Это позволит создавать цельную картинку. 

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

«Быть педагогом - благодарный труд»

Как признается сама Галия Трушечкина, роль педагога - наиболее органичная. С юных лет, даже когда будущий мультипликатор была еще сама подростком, ей нравилось проводить время с детьми, увлекать их и следить за поведением, чтобы малыши не могли себе навредить. 

«Сейчас, в ретроспективе, мне кажется, я всегда должна была быть педагогом. Я точно нашла себя в Школе креативных индустрий. В целом быть педагогом — это очень благодарный труд! Это всегда очень интересно! Мне очень нравится общаться с подростками. Они очень многому учат меня, а я надеюсь, что учу их», - рассказывает о своей работе специалист. 

В первую очередь, по словам преподавателя, подростки учат быть внимательными, терпеливыми, не пытаться задавить их своим авторитетом, не критиковать их вкусы или не считать, что педагог разбирается в мультфильмах лучше, чем они.   

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей
«Подростки всегда могут мне что-то посоветовать, а я буду это смотреть, потому что с ними нужно быть на одной волне. И только тогда у нас получится совместная работа», - говорит учитель. 

Какие мультики сейчас нравятся современным детям? 

Маленьким детям, заявляет Галия Трушечкина, нравятся совершенно разноплановые мультфильмы. Их предпочтения будут во многом зависеть от того, какие окна контента раскрывают перед ними их родители.

«Есть дети, которые считают «Скибиди туалеты» (16+) величайшим произведением анимационного искусства. И это трагично. Есть дети, которые смотрят самые разные мультфильмы: от японской анимации до советской. На мой взгляд, наличие у ребенка массы представлений, какими могут быть мультфильмы - самый позитивный вариант», - делится мнением эксперт. 

Некоторые дети, продолжает спикер, смотрят мультфильмы, сделанные в определенной стилистке. Тогда они будут хотеть делать именно такие мультфильмы, подобные тому, что смотрят. 

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей
«Детям необходимо давать наиболее обширную картину мира, и тогда они будут знать, что мультфильмы бывают очень разными. Родителям же следует контролировать, что смотрит ребенок», - уверена специалист. 

Отношение к современным мультфильмам 

По словам специалиста, с детьми можно обменяться впечатлениями от просмотренных мультфильмов и найти интересные картины для себя. 

Так, дети могут посоветовать педагогу зарубежные мультфильмы, а в ответ узнать о советских работах. Обсуждение же могут проходить по-разному. Не всегда получается сойтись во вкусах, однако обсуждения подкреплены не только аргументами, но и уважением друг к другу. 

«Мультипликация – это разноплановое направление. Есть мультфильмы и для взрослых, есть мультфильмы для маленьких детей, посмотреть которые взрослым и не заснуть будет сложно. Есть самые разные жанры. Я стараюсь не критиковать. Вместо критики лучше давать детям альтернативы», - делится мнением Галия. 

Однако некоторые работы точно не найдут отклик в душе мультипликатора. 

«Есть мультфильмы, которые мне могут точно не понравиться. В частности те, у которых очень плохая анимация и странная эстетика», - уточняет специалист. 

Эти мультфильмы должен посмотреть каждый 

«Какой твой любимый цвет?», «Какой твой любимый фильм», «А любимая песня?». Не всегда на эти вопросы можно дать четкий ответ. Слишком много вокруг всего самого-самого. Также и с мультфильмами. 

Галия Трушечкина посоветовала режиссеров, чьи работы точно стоит посмотреть. 

•    Федор Хитрук.

«Это светило советской мультипликации. В мультфильмах - необычная эстетика, прекрасные цветовые решения. Это надо смотреть, это нужно советовать и показывать детям», - заявляет спикер.

•    Алексей Демин и его акварельные мультфильмы. 

«Прекрасный творец, чьи мультфильмы мне очень нравится пересматривать», - делится впечатлениями специалист. 

•    Александр Татарский. 

«Я советую детям его работы. Зачастую они вызывают смешанные эмоции, потому что очень необычные. Сюжеты не всегда воспринимаются однозначно, но их надо смотреть. И если мультфильм вызывает бурные эмоции у тех, кто его посмотрел, я думаю, что это уже хорошо», - говорит эксперт. 

Как создается мультфильм

Педагог рассказала об этапах работы над созданием мультфильмов.

Вся суть «Школы креативных индустрий» — в объединении современных цифровых технологий и народной культуры. Так, основой мультфильмов служит народная культура, отмечает спикер. 

•    Идея мультфильма. 

«Мы берем сказку или современную тему, которую пытаемся переосмыслить через призму современности или, напротив, призму народной культуры. Так рождается идея - то, о чем мы хотим рассказать зрителю». 

•    Создание героев. 

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Второй этап - создание героев, их эскизов. Здесь необходимо рассмотреть, сочетаются ли они и придумать цветовое, эстетическое решение мультфильму. 

•    Выбор техники. 

Необходимо определить в какой программе будет создан мультфильм. Будет это сделано ручкой или, например, на мультстанках. 

•    Анимация. 

На самом деле, признается мультипликатор, анимация занимает больше всего времени. Это самый долгий процесс. 

•    Собрать все воедино. 

«После того, как отсняты тысячи кадров, мы должны объединить все в видео и озвучить. Если персонаж говорит, озвучка может быть и перед анимацией. Все это также нужно объединить под музыку. В конце остается лишь добавить титры и радоваться процессу», - рассказывает специалист. 

Обычно, после проделанной работы, проводится торжественная премьера. Сам мультфильм можно отправить на различные анимационные и кинофестивали.  

Сколько времени уходит на один мультфильм? 

Время, которое будет потрачено в итоге на создание мультфильма, зависит от разных факторов: возраста, идеи, сложности мультфильма. 

«Один ребенок может делать мультфильм на протяжении года. Буквально каждое занятие приходить и рисовать. Команда из семи детей может снимать мультфильм до трех месяцев. Один человек и вовсе может снимать мультфильм десятилетие», - приводит примеры специалист. 

В среднем же, создание одного короткого и простого мультфильма занимает не меньше трех месяцев, отмечает мультипликатор.  

Умение рисовать - обязательно?

Умение рисовать, заявляет спикер, необходимо подросткам. Навык позволит нарабатывать портфолио и создавать хорошую анимацию. Потому что цель - профессиональное развитие ребят. 

Дети же, во время съемок своих мультиков, могут рисовать коряво. Здесь важно, отмечает наставник, чтобы получилось душевно. 

«Самое сложное тут - не влезть педагогу со своими художественными навыками и не поправить то, что нарисовали дети. Не убить тем самым искренность», - уверена учитель.

Как отличить качественную анимацию 

По словам эксперта, определить качество анимации можно и самому.

«Если вы смотрите на мультфильм и понимаете, что на анимацию было потрачено меньше часа, скорее всего, это не самый удачный мультфильм. Для меня мультипликация — это то, куда вкладывается труд и вся душа аниматора», - заключила Галия Трушечкина.

Интервью с патологоанатомом Андреем Лосевым, читайте здесь.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.