Close
plug
Лента новостей
15 мая
Все новости Все новости Все новости

Какое экологическое образование нужно школам, и как выпустить заинтересованных экологией людей – мнение тульских экоактивистов

Какое экологическое образование нужно школам, и как выпустить заинтересованных экологией людей – мнение тульских экоактивистов
Фото: Тульская служба новостей

Появление мусороперерабатывающих заводов, пропаганда раздельной утилизации мусора, избавление планеты от микропластика, экономия природных ресурсов – эти темы являются важными в экологической повестке сегодня. Однако эксперты нередко наблюдают неготовность людей к переменам ради будущего планеты – сортировка мусора кажется «ужасным геморроем», а поиск альтернативы одноразовым средствам гигиены и вовсе не рассматривается из-за неудобства. Готовят ли современных школьников к экологическим изменениям, и как часто в школьную программу включают отдельную факультативную дисциплину по экологическим проблемам – об этом в беседе с Тульской службой новостей рассказали эксперты.

Нужно ли экологическое образование в школах

Мнение жителей региона практически однозначно – большая часть опрошенных считают экологические темы обязательными в школьных стенах.

«Не так давно во дворах жилых домов в Туле появились оранжевые баки. Люди наши темные –не знают, что нужно бросать в них, поэтому кидают все подряд. На баке написаны правила, однако люди настолько не интересуются вопросами экологии, что просто не читают рекомендации. Обидно, что такая инициатива оказалась совершенно бесполезной из-за отсутствия экологического образования и малейшей заинтересованности к этой теме», – говорит тулячка Елена Рогова. 

«Гораздо больше шансов заинтересовать и сформировать правильные привычки именно в детском возрасте. Взрослые привыкли делать иначе, и им по большей части совершенно все равно на будущее планеты – их гораздо больше волнуют личные проблемы, которых немало. С детства нужно формировать эту привычку, чтобы уже будучи взрослыми они делали это на автомате», – поделился с Тульской службой новостей туляк Игорь Баланин.

«После того, как в школе открыли сбор пластиковых крышечек на переработку, мой ребенок начал регулярно делать это дома – теперь всей семьей собираем крышки в пакет, а ребенок потом относит в школу. Думаю, без этой инициативы в школе наша семья не заинтересовалась бы этой темой. Сразу двух зайцев убили – и ребенку интересно, и мы, взрослые, заинтересовались этой темой. Обязательно должно быть экологическое образование! Дети и сами будут учиться, и смогут мотивировать на перемены родителей. В старших классах можно даже отдельный предмет включить в программу – в нашей школе такого нет, к сожалению», – отметила тулячка Светлана Польских.

Есть и противники экологического образования в школах, считающие эту информацию лишней для и без того загруженных детей.

«Школьники и так сильно загружены разными факультативами – вводить еще один предмет, тем более в старших классах, как минимум глупо – информация не усвоится совершенно, поскольку мозг забит экзаменами и поступлением. Можно, например, проводить классные часы на эту тему в более свободный от контрольных и важных предметов период», – считает житель региона Сергей Солнцев.

С последним мнением эксперты категорически не согласны – во-первых потому, что экологическое образование не обязательно предполагает появление в расписании нового предмета, а во-вторых еще и потому, что эта тема является жизненно необходимой для общества.

Каким должно быть экологическое образование в школах

Почему же экологическое образование является неотъемлемой частью современной школы, Тульской службе новостей рассказала координатор платформы Ecowiki, руководитель тульского отделения ЭКА, член Общественной палаты Тульской области Екатерина Олейник. Более того, специалист считает, что нужны не только теоретические знания об отходах и природных ресурсах, но и реализация «зеленых» проектов на практике.

Мы в Движении ЭКА поддерживаем идею непрерывного экологического образования и пытаемся сделать так, чтобы наши предложения и рекомендации были учтены на федеральном уровне. Мы живем в мире, где не знать, что такое «циклическая экономика» или «устойчивое развитие» уже невозможно. С раннего детства нужно рассказывать о том, как и зачем сохранять окружающую среду, и отрабатывать полученные знания на практике. Тем, которых не стоит освещать в процессе обучения, нет – просто нужно подбирать материал согласно возрасту и потребностям ребенка. Если мы говорим про альтернативные источники энергии, то можно разделить информацию – для начальных классов знакомство с понятиями, для средних классов обсуждение спорных вопросов в связи с их внедрением, и, наконец, для старших классов анализ законодательной базы в данной сфере, изучение мирового опыта и, возможно, организованная практика. На мой взгляд, важно, чтобы все полученные знания отрабатывались на практике. Экскурсии на предприятия, пробы воды, участие в акциях по лесовосстановлению и благоустройству территории – все это поможет скорее усвоить новый материал и сделать обучение максимально эффективным, – 

Что представляет собой экологическое образование в тульских школах сегодня

Экологическое образование в российских школах есть, однако подход к нему непоследовательный и несистемный – экологические проблемы поднимаются на различных уроках, однако отдельного факультативного предмета в большинстве школах нет. Подробнее о том, что в данный момент представляет собой экологическое образование в школах, Тульской службе новостей рассказала руководитель студенческого экокорпуса «Сохраняй» ТГПУ им. Л.Н. Толстого Вероника Шевченко.

В школах экологические проблемы могут затрагиваться на различных уроках, таких как биология, география, химия, физика. Например, на уроках биологии обычно изучаются вопросы биоразнообразия, сохранения видов, экосистем и рационального использования природных ресурсов. В географии рассматриваются проблемы загрязнения окружающей среды, изменения климата, а также влияние человеческой деятельности на природные ландшафты. На уроках химии и физики могут рассматриваться вопросы альтернативных источников энергии, утилизации отходов и технологий очистки воды и воздуха. Из-за отсутствия системы непрерывного экологического образования изучения охраны окружающей среды носит фрагментарный и несистемный характер. Есть в некоторых школах отдельные программы и факультативы. При этом чаще всего инициатива идет снизу, то есть от учащихся и учителей, и только в редких случаях – от руководства, – 

Однако стоит сказать, что в последнее время ситуация все же меняется – темы экологии не просто в теории проходят вскользь в рамках школьных предметов, но и появляются ряд проектов.

«В школах и вузах наш экокорпус «Сохраняй» организует экскурсии в природные заповедники и парки, проводит проекты по охране окружающей среды, устраивает субботники. Делаем упор на просветительскую деятельность – за первый год наш провели 70+ экоуроков для школьников и студентов. Для нас важен осознанный подход ребят к «зеленой» теме. Стоит отметить, что школьники сами охотно включаются в зеленую повестку, используют экоальтернативы и пытаются дома разделять вторсырье. Даже сами придумывают инициативы – например, в школе неформального образования «Реальные навыки» организовали благотворительный концерт для помощи частным приютам для животных, проекты по озеленению области и очистки прудов в парках, «зеленый» стандарт для школ Новомосковска, занятия по экологии для старшей группы сада и младших классов, плоггинг-забеги. Наш экокорпус помог их доработать, и теперь ребята реализуют их в школах. Кроме того, мы внедрили раздельный сбор отходов в университете – на территории вуза и общежитий установлено 13 площадок для РСО (это первая такая практика в регионе), экологизируем мероприятия вуза и города, собираем вторсырье, организуем эко-площадки. За все время собрано и отправлено на переработку более шести тонн макулатуры и двух тонн пластика, крышечек и металла. С нами работает 19 организаций-партнеров: ЭКА, Экозащита, Министерство экологии и другие», – отметила специалист.

Помимо фрагментарных теоретических знаний и реализации экологических проектов в данный момент активно идут споры о включении в школьную программу отдельного факультатива «Экология», который в данный момент есть далеко не везде.

«Систематизация экологического образования и включение обязательного предмета «Экология» в школьную программу имеют свои преимущества и недостатки, поэтому мнения на этот счет могут различаться. Я считаю, что есть ряд преимуществ, поэтому данный предмет можно ввести в качестве факультатива. Например, ребята научатся сознательному отношению к окружающей среде, так как получат более глубокие знания о проблемах, что поможет им осознать важность сохранения природы и принимать более осознанные экологические решения. Это и формирование экологической культуры, и подготовка к будущей профессиональной деятельности – изучение экологии может быть полезным для тех, кто планирует связать свою будущую профессию с охраной окружающей среды», – заключила Вероника Шевченко. 

Ранее координатор платформы Ecowiki Екатерина Олейник рассказала в беседе Тульской службой новостей, что биоразлагаемые пакеты, которые продаются в супермаркетах гораздо дороже обычных, являются ничем иным, как маркетинговым ходом и еще более вредят экологии – они не разлагаются до конца, однако, в отличие от обычных пластиковых пакетов, их нельзя отправить на переработку.
Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.