Close
plug
Лента новостей
26 июля
Все новости Все новости Все новости
Сумка с тараканами, жесткий женский футбол и уважение Галицкому: интервью с Александром Икаевым – тренером Академии тульского «Арсенала»

Главный тренер женского отделения Академии тульского «Арсенала» Икаев: У девочек футбол по любви

Сумка с тараканами, жесткий женский футбол и уважение Галицкому: интервью с Александром Икаевым – тренером Академии тульского «Арсенала»
Фото: ПФК "Арсенал"

Александр Икаев – главный тренер женского отделения Академии ПФК «Арсенал». Играл за «Арсенал-2», на любительском уровне, работал в любительском клубе «Спортивная платформа» – команду, на базе которой любой желающий от 16 лет мог прийти на тренировку вне зависимости от уровня подготовки. Выступал в ТГФФ и ЛЛФ, являясь играющим тренером. Позже стал работать в детьми в Академии «Арсенала». 

У девочек футбол – по любви

— Почему девочки? Как так вышло?

— Честно признаюсь, никогда не думал, что буду девочек тренировать, но жизнь – такая штука, что никогда не говори никогда. В прошлом году был другой тренер, с ней не срослось. Она уехала и встал вопрос: кого назначать? Меня не заставили. Это было мое осознанное решение. Долго думал. Был знаком с девчонками, работаем же в одной системе. Для себя решил, что это вызов. Это вообще другое, другой мир и специфика, психология. Девчонок вообще мало, потому что многие считают, что футбол – это не женский вид спорта...

— А это женский вид спорта?

— Знаете, дискуссионный вопрос. Наверное, лет пять назад, сказал бы, что нет. Почему пять? Примерно тогда начал посматривать женский футбол. Один матч, нарезки. Просто ради интереса. Мыслей не было, связанных с тренерской работой. Мир меняется. Сейчас взялись за развитие женского футбола. Однозначно сказать – женский или не женский вид спорта, не могу. Наверное, 50 на 50. Не исключен тот день, когда все мы будем ходить на девчонок. Не потому что я сейчас работают в этой сфере, но просто есть внутри такое чувство. 

 

— Вы пришли на место Екатерины Кищенко. Какой-то дядька на место молодой симпатичной девушки. Девочки как отреагировали?

— Боялись?

— Нет, говорю же, что девчонок знал, мы общались на тренировках, параллельно занимались. Они меня знали. Конечно, где-то было непривычно. Мои требования другие. Я где-то жестче. Потихонечку, по шажочку... Сейчас у нас неплохое взаимодействие «тренер-игрок». 

—  Жестче? Прикрикиваете?

— Бывает. Конечно, иногда жестко могу сказать. Пусть это девочки, но в первую очередь они футболисты. У нас Академия, у нас не...

 

— Не кружок. 

— Не кружок, где «давай, не давай». Есть требования, которые они должны выполнять. Раз сказал, два сказал, должны понимать. Если не понимают, то могу жестко сказать. Потом проговариваем эти моменты, объясняю почему.

— Но обижаются, губы дуют?

— Конечно, это девочки. Это женская психология, где-то обижаются, но могут где-то и не показать этого. Повторюсь, объясняю, проговариваем. Но вроде понимают.

— Можете назвать, в чем женский футбол круче мужского?

— Эмоции и градус борьбы. Девочки изначально эмоциональнее. Недавно смотрел игру «Локомотив» – ЦСКА. Там эмоции зашкаливают. В мужском футболе да, тоже эмоции, но там... Много непонятных вещей, когда чуть коснулись и упал.

— У девочек такого нет?

—  Нет. Если она идет в борьбу, то кость в кость. До последнего. Пока там нет картинных падений, кривляний. Борьба в чистом виде. В этом плане женский футбол в плане эмоций круче. 

—  От кого идет инициатива, чтобы девочка пошла футбол?

—  Недавно проходил фестиваль «Мы в игре» под эгидой РФС. Основная задача – познакомить маленьких девочек с футболом, дать понять, что футбол – это прикольно, это игра. Многое зависит от родителей. Есть же стереотип... У взрослых просто не срастается в голове, что девочка может заниматься футболом. Я через вас и хочу родителям сказать, чтобы попробовали. Пусть даже не к нам. Приведите! Основная проблема – мало девчонок.

— Сколько у вас в команде?

— Разные возраста, кто-то на просмотре. Порядка 45 девочек. Это мало. У мальчиков в Академии 300 человек. Это касается не только Тульской области. РФС пропагандирует, развивает. Думаю, постепенно и в других школах появятся женские отделения. И тренеры тогда будут смотреть в сторону девчонок. Хотел бы призвать родителей попробовать. Футбол – хороший социализатор. Это команда! Девочки найдут новых подруг, друзей. Это важный сейчас момент, когда телефоны, учебы. А здесь они дружат, общаются, общие интересы. Попробовать стоит.

Икаев4.jpg
Участие в фестивале «Мы в игре» в Туле приняли около 200 девочек / Фото — ПФК «Арсенал»
 - А есть девочки, которые не хотят, но родители хотят?

— Явно таких нет. У девочек футбол по любви. Может, есть перепады настроения есть у девчонок, но это нормально. Могу это наблюдать, что сегодня она веселая, завтра – нет. Бывает, наоборот, когда родители против. Девочка хочет, родители – нет.

— Как в фильме «Играй как Бекхэм»!

— Да-да. 

— В итоге играет?

— К сожалению, нет. Но другим спортом занимается.

— Когда готовился к интервью, наткнулся на страницу «Арсеналочки» в ВК. Последняя запись там от 2018 года. «Арсеналочка» – все?

— Не могу вам ответить. Название, может, и есть, но я не слежу за ними, не могу ответить. [прим. «Арсеналочка» не входила в структуру ПФК «Арсенал»]

— Но женская профессиональная команда – это же круто!

— Круто! У нас планируется выступление в женской лиге. Сейчас ждем каких-то решений и новостей. Затем будет и приниматься решение о выступлении в Первой лиге. 

— А где взять команду? 

- Вопрос решается. У нас есть старшие девочки – 18-22 года. Также думаю, будет какая-то подпитка. Вопрос проговаривается пока. 

— Вы же общаетесь с девочками, они себя видят футболистками в будущем или они так, просто позаниматься?

— Сложный вопрос. [пауза] 

— Настолько сложный?

— Много факторов должно быть для того, чтобы стать профессиональным футболистом. У девочек один из больших факторов – внешняя среда. Это родители. Сложно донести до родителей, что девочка может зарабатывать деньги футболом. Это очень сложно. Для них это как в космос полететь. У нас пока и в Туле команда профессиональной нет, так что сложно. Может, у девочек некоторых есть мечта стать футболисткой, но должно много совпасть, в том числе и семейные моменты. 

 

— Вам как тренеру и человеку, который играл в футбол, не сложно? Физика не та, техника...

— Дело не в сложности. Это моя работа. Прекрасно понимаю, что девочки что-то не умеют или что-то не получается. Это нормально. Учим, где-то переучиваем. Специфика присутствует. Плюс все разные в плане развитости физических качеств. У девчонок другая резкость движения, координация с мячом, они по-другому думают. Это надо учитывать. Но есть момент. Проводилось исследование, по итогу которого выявили следующее: если мы возьмем девочек и мальчиков 6-9 лет, то девочки будут быстрее прогрессировать. Они быстрее схватывают, в техническом плане они быстрее ориентируются. Потом в переходном возрасте по объективным причинам все иначе. Но в младшем возрасте девочки не уступают пацанам, на уровне. Поэтому важный вопрос – привести девочку в 7-8 лет, чтобы она хотя бы попробовала.

В мое время родители в сторонке стояли

 - В целом о детском футболе. Есть мнение, что у нас здесь все нацелено на результат. Убивается индивидуальность и так далее. Так ли это? 

— Да, но вопрос все равно сложный. Любого тренера судят по результату. Это наша основная задача. Как добивается тренер результата? Другой вопрос. Есть тренеры, которые набирают рослых пацанов, «бей-беги» и за счет физики играют. В 8-9 лет кроссы им дают, чтобы они физически были сильными, а потом в 13 лет они заканчивают, потому что все, сердце... Здесь должен отдать должное нашему руководству, чтоб прямо глобальных спросов нет. Любой тренер хочет результата! 

— А они хотят пофинтить...

— В моем понимании, во главу угла результат в таком возрасте ставить не нужно.

— Есть пример юношеской сборной Колыванова, которая выиграла Евро. Из них звездой никто не стал. Почему так?

— Со стороны, скорее всего, кто-то поймал звезду. Думали, что к ним все придут, а оказалось, что еще многое нужно доказывать. Может, окружение неправильно отреагировало на успех. Им кто-то вовремя не подсказал, как надо себя вести.  У нас же как? Чуть что и деньгами заваливают. Сложно совладать с этим в таком возрасте. Если бы меня в 17-18 лет завалили деньгами, я бы не знаю как отреагировал. 

— Сталкивались ли с тем, что родители начинают что-то вроде «ой, а почему мой мальчик не играет?»

— Конечно. Время такое. Если вспомнить мое время, когда я занимался, то родители в сторонке стояли, далеко стояли. Сейчас все очень близко, все знают свои права и так далее. Родители должны понимать, что есть тренер и ребенок. Родители должны быть в стороне. Да, есть вопросы – звоните, спрашивайте. Но у нас же родители любят и подсказывать во время игры, кричать. Да, эмоции, переживают за детей, но надо в себе держать. Некоторые же переходят грань. Если вы привели ребенка, то вы мне доверяете. Доверие должно распространяться на все процессы – тренировочные, игровые.

Икаев.jpg
В мае 2022 года команда Академии 2011 года рождения под руководством Икаева стала победителем Международного турнира в Мценске / Фото — ПФК «Арсенал»
Тараканы и хорошие воспоминания

 — Вы играли на область, за «Арсенал-3», «Арсенал-2». Было желание стать профессиональным футболистом?

 — Конечно. Конечно! Конечно!

 — Почему не сложилось?

 — Наверное, таланта где-то не хватило, буду откровенно говорить.

— А упорство было?

— Конечно. Наше поколение хотело стать футболистами. Все хотели. К сожалению, чего-то не хватило. Не буду говорить, что тренер не ставил и так далее. С возрастом понял, что с себя надо начинать. Значит где-то не доработал, не показал, не доказал.

— «Арсенал-2» играл в КФК. Что из себя тогда представлял футбол на этом уровне? Это же начало нулевых. Вспоминается же игра «Арсенала» в Гулькевичах, когда коровы, пьющие мужики...

— У меня хорошие воспоминания. Не так много игр сыграл. Выезды да, в плане логистики были, конечно... В Губкин тот же ездили на микроавтобусе, где вот так сидели [прим. складывает руки вдоль тела, сжимает плечи]. Порядка 6-7 часов добирались. Но тогда это воспринималось нормальным. Ничего такого криминального, если вы хотите историй...

 

 Конечно.

— Нет, такого не было. Вот в ДЮСШ когда были, с выезда приедешь и полная сумка тараканов. Но в то время это тоже не воспринималось как что-то такое.

— А на поле? 

— Жестко. Драк не помню, но грубость была. 

— Позиция у вас какая была?

— Крайний защитник, правый и левый. Иногда и хавбеком игра.

— Не надо конкретных цифр, но что тогда было по зарплате на том уровне?

— [смеется] Да хватит вам...

— Были ли они [деньги]?

— Не помню, по-моему 1 300 рублей было двадцать лет назад. Тогда еще в школе учились. У брата с 18 лет работал в строительной фирме. 

Икаев2.jpg
Икаев на тренерской скамье / Фото — ПФК «Арсенал»
Большой футбол

  — Что по телевизору предпочитаете посмотреть из футбола?

 — Премьер-лигу смотрю российскую. Женскую Суперлигу. Не скажу, что часто, но игры лидеров стараюсь смотреть, так как много моментов можно подметить.

— В России за кого болеете?

— «Арсенал», понятно, но в свое время болел за «Локомотив». Потом как-то охладел.

— Почему? После ухода Семина?

— Да, наверное. Была какая-то семья, мне это нравилось. Еще учился с товарищем, а его папа хорошо общался с Дмитрием Лоськовым. Где-то дома даже плакат Лоськова с автографом лежит. А потом начал сам тренировать, как-то разладилось. Любой тренер, спросите, он за красивый футбол. В мире нравится «Манчестер Сити», Гвардиола.

— Возвращаясь к плакатам, все стены были обклеены?

— Нет. Может, пару висели. Вот майки были.

— А был любимый игрок? У меня, например, Эдгар Давидс, потому что он круто выглядел.

— У меня Роберто Баджо. У меня и 18-й номер, как у него в «Милане», по-моему. Мне тоже его стиль какой-то нравился. Помню, в 1998-ом были на сборах на Оке, мой первый сбор был, смотрели финал «Бразилия – Франция». Это, конечно, Зидан. Он и как тренер себя реализовал. Таких можно по пальцам руки посчитать, кто играл на таком уровне и теперь тренирует. Добился просто выдающихся успехов. Выиграть три подряд Лиги чемпионов – это уникальное достижение. 

— Лимит на легионеров – зло или благо?

— Смотрите, давайте возьмем сборную 2008 года.

— Кажется, я уже понимаю о чем вы...

— Да! У нас был тогда лимит?

— Не было. И у нас были Жирков, Аршавин, Билялетдинов... 

— Да, куда они поехали потом? Они играли на высоком уровне. Но опять же, если переведем на нашу реальность, то сейчас идеальное время, когда нужно самим вариться... Понятно, есть «Зенит», который может сохранить качественных легионеров. Зло ли лимит? Однозначно не скажу.

 — Но и не во благо же.

— Не думаю, что это зло номер один или корень всех проблем российского футбола. У нас много других пробелов. Ужесточать лимит, конечно, нельзя. Конкуренция должна быть. Это основа развития и прогресса футболиста. Но в то же время отменять его совсем , на мой взгляд, в данный момент не целесообразно. Иначе все превратится в битву кошельков, а конкуренция наших с иностранцами уйдет на второй и третий план. Необходимо искать баланс. Но и про качество иностранцев, которых приглашают, необходимо думать. Просто иной раз смотришь на игру иностранного игрока и думаешь: «Почему он выходит в старте, кто его подписал и зачем?»

 - Начиная с 90-х, кто, по-вашему мнению, лучший российский игрок?

— Я не такой старый [смеется].

— Но знаете же об игровой карьере Мостового, Карпина...

— Да понятно. Плеяда той сборной почти вся за границей поиграла. Шалимов, Колыванов, Кирьяков. Играли не в самых последних клубах! 

— И не было лимита... Но да, была и другая страна.

-  Другая страна! Сейчас другой менталитет, другое время. Мы потеряли многое с того момента. Наши партнеры забрали у нас лучшее и на этой базе построили еще лучше. Возьмите ту же Германию или итальянских тренеров. Некоторые работают по конспектам Лобановского. Они открыто говорят, что взяли лучшее от советской школы. А мы где-то это упустили... Лучший игрок? Если говорим о 90-х, то, наверное, Мостовой выделялся. Если более современное время, то это Андрей Аршавин.

Женский или мужской футбол?

 — В какую академию хотели бы попасть на стажировку?

— Учитывая, что девочек тренирую, в «Чертаново», наверное. Во всех топовых московских академиях есть женское отделение. Понятно, что в Краснодаре условия.

— Хотели бы как в Краснодаре? Ответ очевидный.

— Мы, наверное, бы хотели побольше таких людей как Сергей Галицкий. Заинтересованных. Таких людей, к сожалению, мало. Это достойно большого уважения. Посмотреть именно как у них, то да, «Краснодар». Может, «Локомотив» в Москве. Из-за границы? «Барселона», женская команда Лигу Чемпионов выиграла. Женская команда «Челси».

— Есть ли планы вне женского или детского футбола?

— Конечно. Все мы поступательно идем. Правильно для тренера начинать с младших возрастов, а затем апогей – профессиональная команда. Конечно, хочу. Где-то внутри это сидит во мне. Будет это команда мужчин или девочек, вопрос открыт. Больше с пацанами работал, поэтому, наверное, хочется туда.

— А если встанет вопрос – Суперлига у женщин или Первая лига у мужчин?

— Провокационный вопрос. Думаю, Первая лига у мужчин. Хотя мы все меняемся и через год все поменяется. Время такое, все меняется очень быстро и нужно реагировать. 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.