Close
plug
Лента новостей
18 июля
Все новости Все новости Все новости
Технический специалист, музыкант и психолог: кто такой звукорежиссер?

Студия звукозаписи с детских рисунков: интервью с известным тульским музыкантом и звукорежиссером Артемом Гудковым

Технический специалист, музыкант и психолог: кто такой звукорежиссер?
Фото: Тульская служба новостей

В его студии записывались Мара и Каста. В его руках звук превращается в музыку, а треки обретают красивую аранжировоку. Он входит в Объединение звукорежиссеров музыкального союза России.Тульская служба новостей побеседовала с профессиональным звукорежиссером Артемом Гудковым.

От музыканта к звукорежиссёру

Расскажите о себе? Как вы пришли к профессии звукорежиссера? Вы получали для этого специальное образование или всему учились сам?

Именно музыка привела меня в профессию звукорежиссера. В какой-то момент у меня появилась собственная музыкальная группа. Я начал, как музыкант, ходить в студии и записывать звук. Тогда мне захотелось весь процесс от создания идеи до ее воплощения, делать самому. Чтобы грамотно работать со звуком, нужны знания. Так как звук – это физика, нельзя некоторые ее законы обойти стороной, поэтому нужно этому было учиться. Сначала я изучал самостоятельно. Потом закончил курсы, и сегодня я работаю профессиональным звукорежиссером. В 2023 году меня приняли в гильдию звукорежиссеров музыкального союза России.

Кем мечтали стать в детстве?

В детстве мечтал стать музыкантом. У меня был пример для подражания – мой старший брат, он занимался музыкой. Я даже помню, что рисовал идеальную студию, мне было лет 10-11 лет, мне хотелось этим заниматься.

Как появилась студия звукозаписи в Туле? Она создана по вашим мечтам?

Можно сказать, что здесь практически все, как в моих детских мечтах. Многофункциональное место, где можно записать подкасты, песни, создать музыку, да и в целом творить.

Реализовать в Туле творческое пространство, было не моей идеей. Все зародилось в 2017 году на петербургском экономическом форуме, где была выдвинута инициатива создания творческого кластера. Это использование городских площадей, которые никак не задействованы. Одним из проектов стало создание студии звукозаписи, и меня пригласили его реализовать.

Что делает звукорежиссёр? Что самое сложное?

Звукорежиссер – это прежде всего технический специалист, но очень часто приходится работать психологом с музыкантами. Основное, как профессионал помочь музыканту реализовать свою мечту, идею. Необходимо к нему прислушаться, понять его, воспринять, где-то пропустить через себя и постараться полностью реализовать музыканта.

Иногда работа начинается с расположения человека к себе, чтобы он полностью раскрылся и выложил свой результат, тут уже не техническая сторона, а умение общаться с людьми.

Я не ограничиваю себя одним видом работы. В специальности звукорежиссера есть несколько видов специалистов: звукорежиссер записи, звукорежиссер сведения.

Так как я в студии один мне приходится быть и тем, и другим специалистом.

Как начинается путь к записи песни? 

Это непосредственно запись звука – работа с инструментами, с вокалом, микрофонами. После записи происходит процесс постобработки. Работа на компьютере, рабочей станции, плагинами, сведение и далее мастеринг, где делаются финальные штрихи.

Звукорежиссером может стать каждый? Или для этого нужны определенные задатки, например, музыкальный слух?

Музыкальный слух для звукорежиссера – это основной инструмент. Если ты музыкант, у тебя развит слух, это лучше, чем ты просто технический специалист. Зачастую звукорежиссер в клубах или на концертах это человек, который умеет держать паяльник. Это не совсем правильный подход. Безусловно звукорежиссер должен понимать техническую сторону и весь процесс, чтобы ничего не сгорело. При отсутствии музыкального слуха, будет сложно работать со звуком. Мы в первую очередь работаем с музыкой, важно понимать и слышать, что звучит. Наслушанность – один из ключевых моментов в обучении звукорежиссеров, важно научиться слышать, различать налету частоты, понимать, как звучит инструмент, как он звучит в сочетании голосом.

Приходилось ли писать саундтреки к фильмам?

С фильмами был опыт, но это большая кропотливая работа. У меня за плечами был опыт над двумя полнометражными фильмами. Один из них был довольно сложный. Там было очень много актеров, порядка 60-ти человек, то есть это был фильм, состоящий из нескольких новел, поэтому такое количество актеров. Одна переозвучка заняла несколько месяцев, это была каждодневная работа с актерами, потом было сведение, работа с фонами, с музыкой. Фильм и кино – это колоссальный труд.

Кто может прийти в студию и записать музыку? Как подготовиться к записи песни?

Воспользоваться звукозаписью может любой человек. Я работаю как с профессионалами, так и с любителями.

С профессионалами работать проще, так как у них уже был опыт записи. Он понимает, как работать с микрофоном. Новичок, как правило не знаком с атмосферой студии, не знаком с процессом записи. Много времени уходит на то. Чтобы объяснить, как нужно работать в студии. Плюс многих пугает запись в наушниках, они никогда не слышали себя так во время исполнения. Это очень непривычное ощущение пугает.

Правильная стратегия для тех, кто только хочет начать записывать свое творчество, это взять тестовые часы, прийти отдельно, привыкнуть к звукорежиссёру, как к человеку. Послушать, как ты звучишь, подобрать микрофон, который лучше всего звучит с твоим тембром голоса, а потом уже брать чистовую запись. Причем это касается не только новичков, но и профессионалов. Важно привыкнуть к атмосфере, чтобы не теряться.

Сколько вы уже в профессии? Что изменилось за это время?

В профессии я уже 20 лет. Глобальных изменений не было. Поменялся технический комплекс средств. Очень много ушло в компьютеры. Если раньше это было физические коробки, которые обрабатывали звук, сейчас это все находится в компьютере. Даже микрофон физически может быть один.

Раньше гордость любой студии была коллекция микрофонов. На данный момент крупные мастерские звукозаписи обладают большим парком микрофонов, но в принципе это не нужно. Все можно делать в компьютере. Единственное требование – это звуковое помещение. Мы никуда не можем уйти от физики звука, помещение играет большую роль, чем количество оборудования.

Вы очень разносторонняя личность, помимо режиссуры, вы ещё музыкант и автор проекта Fatal Aim. Расскажите, как вы познакомились с музыкой? Вы занимаетесь ею с детства? Кто ваши родители?

Родители совсем не творческие люди. Отец у меня военный, хотя в детстве, на сколько я знаю учился играть на скрипке, мама работала бухгалтером, а музыкой занимался старший брат. Именно это и привело меня к ней. Музыка звучала дома все время, брат играл на фортепьяно, поэтому у меня был живой пример для подражания. В первом классе, к нам из музыкальной школы пришли ребята, которые рассказывали про обучение в музыкальной школе. Я пришел домой и сказал родителям, что я хочу пойти в музыкальную школу. После того, как закончил ее, учился в музыкальном училище, но на консерваторию меня уже не хватило. Я решил попробовать себя в дизайне, но после все равно вернулся к музыке.

На каком инструменте играете?

В музыкальной школе я научился играть на клавишах. Вообще, когда ты музыкант, тебе хочется попробовать играть на разных инструментах. Во времена музыкального училища, я играл на виолончели.

А сейчас на концертах со своей группой, я периодически беру в руки бас-гитару. Некоторые песни играю на бас-гитаре.

Концерт группы Fatal Aim в клубе Live Stars, Москве 7 марта 2023 / Автор фото — Виктория Фомина

Как появилась идея создать собственную музыкальную группу?

Интерес к музыкальной профессии зародился в далекие 90-е, где-то ближе к 2000 у меня появился компьютер, до этого я приобрел синтезатор, простенький «YAMAHA PSR 510», как помню. Собственного тогда я начал пробовать сочинять свою музыку. Мне очень нравилась электронная, как некий такой эксперимент со звуком, так как классический инструменты звучат обычно, а мне хотелось поэкспериментировать. Чтобы генерировать необычные звуки, нужен был синтезатор, компьютер.

В то время у меня не было идеи создать собственную группу. Я писал электронную музыку. Было много интересных треков, в какой-то момент я решил подключить к этому вокал. Я дал объявление в газете, так я нашел вокалистку Екатерину, которая еще и сама писала тексты. Это был 2003 год. Мы экспериментировали, записывали композиции, поняли, что это получается. В 2004 году записали мини-альбом из четырех песен и одновременно с этим нас стали приглашать выступать. После сцены, мы поняли, что родился проект, которым можно заниматься. К 2007 году мы записали полноформатный альбом, который вышел на одном из самых крутом в России лейбле. Альбом получил положительную оценку слушателей. Его переиздали в Штатах.

Проект имеет огромной успех и на российской сцене и зарубежной, как удаётся завоевать публику?

Мы не работали целенаправленно над продвижением. Мы просто создавали собственную музыку, которая получила такой отклик у слушателей. Вся наша работа – это симбиоз творческих людей, трудолюбия и желания создавать, воплотить свою идею.

Я пишу музыку, Екатерина – тексты. Так получилось, что мы стали попадать в музыкальные чарты. Я не исключаю, если бы целенаправленно этим занимались, успех был бы больше. Нам нравится сам творческий процесс, для нас это важнее.

Был небольшой перерыв в творчестве, после чего мы возобновили свою работу. В 2022 году мы вновь собрались. Написали песню и с удивлением для себя обнаружили, что трек оказался на втором месте в немецком чарте. Наша работа началась с песни Nevermind. Как раз изначально это был небольшой кусочек, из которого родилась мелодия.

Как придумали название группе?

Fatal Aim – Фатальная, смертельная цель. Было много разных вариантов. Одно из названий «Wishes Aim», но это было созвучно с названием другой группы. Думали, как это произносится, возможно ли это выговорить, чтобы легче было воспринимать на слух.

Как происходит процесс написания музыки? Как создаются песни?

Всегда по-разному. Иногда это мелодия в голове, а бывает, что это пресет или звук на синтезаторе. Либо накрученный. Нет одного рецепта. Наверно, должно что-то цеплять. Бывает, что пишется небольшой кусок тактов, он забрасывается на несколько лет, а спустя долгое время ты его слушает и понимаешь, что это неплохо звучит.

О чем ваши треки? Где берете вдохновение на музыку на творчество?

Тексты о жизни, о том, что происходит вокруг нас. Иногда про любовь, без этого никак.

Чаще всего вдохновения дают события в жизни. Не всегда со знаком плюс, иногда просто это звук к дальнейшему развитию песни.

Студия – это место силы. Дома похожая обстановка.

Кто для вас авторитет в музыке?

Много групп и творческих людей. Группы, которые существует в той же стилистике, что и мы. Например, Depeche Mode или один из основателей группы The Beatles Пол Маккартни, которые до сих пор продолжают писать песни.

Считается, что музыка – это удел молодых, двадцатилетних, сейчас даже меньше, когда, по мнению общества, ты полон идей и творчества. Такие команды опровергают эти утверждения. Я надеюсь, что мы тоже, как они, последуем их примеру.

Как начать делиться своим творчеством? Чтобы посоветовали начинающим музыкантам?

Во-первых, не бояться выражать себя, как известно, любое творчество найдет своего слушателя. Не важно, на сколько ты профессионал, главное делать. Это главный залог успеха. Очень многие боятся что-то показывать. В группе есть синдром второго альбома, это когда записали материал и думают, что нужно превзойти себя в следующем. Тут нужно просто делать, пытаться, учиться постоянно новому.

Тула богата талантами, очень много ребят и из области, которые играют интересную музыку. А мы специалисты будем помогать им себя реализовать. Стоит отметить, что студия существует не только для записи, здесь некий фундамент для образования. Все желающие могут проходить мастер-классы, обучающие паблик-токи с музыкантами, обучающие курсы звукорежиссуре, по работе в программах. То есть в студии можно не только записаться, но и чему-то научиться. Я считаю, что это очень важно.

На сколько актуальна профессия звукорежиссера?

Пока люди занимаются музыкой – это будет актуально всегда. И не только музыкой. Есть и разные площадки, где занимаются звукорежиссеры. Кино, телевидение, есть театральные звукорежиссеры. Профессия многогранна, она нас окружает по всюду.

 

Смотрите интервью с Артемом Гудковым в нашем видеоматериале: 

Автор фото: Андрей Ремизов — Тульская служба новостей 

Читайте другие эксклюзивные интервью Тульской службы новостей: 

 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.