СМИ вспомнили историю о том, как в Туле хотели строить трассу F-1
16 февраля 1999 года мэр Тулы Сергей Казаков объявил о строительстве в оружейной столице трассы «Формулы-1». Такую дату настоящей информационной бомбы, которая разлетелась по региональным и федеральным СМИ, называет тульский краевед Сергей Гусев. И это были не просто слова! Ранее проект одобрили в федеральном правительстве! Мы даже нашли электронную версию этого документа. Где хотели строить трассу? Кто был готов выступить инвестором? И почему проект в итоге свернули?
Микки Хаккинен и 540 миллионов долларов
Идея строительства в Туле гоночной трассы родилась в непростой период и должна была, по замыслу властей, дать городу рабочие руки и помочь обрести новое лицо. Крупнейшие заводы на тот момент сократили объемы производства в пять с половиной раз, а именно они формировали бюджет Тулы.
«Эта идея родилась не в головах сотрудников администрации города. Ее нам подсказали умные люди «извне», – приводит краевед Сергей Гусев слова мэра Сергея Казакова.

Глава Тулы даже летал в Англию, где проводил переговоры. Делегацию приняли команда Микки Хаккинена – известный финский гонщик, дважды чемпион F-1. Гостей ознакомили с требованиями к современному автодрому и организации соревнований. Были якобы и договоренности на миллион долларов с инвесторами. Правда, устные. Вскоре была создана компания «Русское кольцо», проект оценили в 540 миллионов долларов! За один бакс в 99-м давали порядка 25 «деревянных». Генподрядчиком видели «фирму с мировым именем».
Для большой стройки рассматривали четыре площадки. Склонялись, рассказывал краевед, к большому участку у Красных ворот – на выезде в Москву.
Планировалось, что кольцо автодрома будет составлять 6,8 километра, а зимой на нем будут устраивать гонки на льду!
Установить патронат над русским этапом F-1, писал Гусев, хотел «член королевской семьи мистер Майкл Кенски». Вероятно, речь идет о Майкле Кентском – двоюродном брате королевы Елизаветы II, внучатом племяннике Николая II. Кентски являлся президентом Королевского автомобильного клуба и почетным членом Bentley Drivers Club. Он имел тесные связи с Россией и занимался в нашей стране благотворительностью, за что в 2009 году был награжден Дмитрием Медведевым Орденом Дружбы за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей с РФ. В 2022 году Кентски отказался от награды.

«Для нашего города – это шанс к возрождению. Ведь это колоссальные инвестиции, десятки и сотни тысяч рабочих мест. А уж если делать российский этап «Формулы», то в русском городе, с русским колоритом, а не в Москве, которая является международным мегаполисом. Вдобавок, это позволит оживить индустрию туризма по местам оружейного производства, Ясной Поляне и другим. «Формула-1» – это наш счастливый лотерейный билет. Данный проект окупается всего за два года, поэтому недостатка в международных финансовых компаниях, желающих сделать инвестиции, нет», – говорил Казаков.
Таинственные гости из Ливана и Швейцарии
Презентация проекта была проведена в Туле летом 1999 года. Журналистам, писал «Коммерсант», в качестве инвестора журналистам представили ливанца Куайдера фон Хайдебранда унд дер Лаза. Он якобы был готов вложить не только свои деньги, но и привлечь в Тулу капиталы других состоятельных лиц. Конкретики, правда, журналисты не получили почти ни на один свой вопрос. Куайдер оценил строительство автодрома в 80 миллионов долларов, еще в 50 – возведение новой гостиницы.
«Свое намерение осуществить этот проект именно в Туле Куайдер объяснил нежными чувствами к этому городу, а также смутно намекал на долги своей страны перед Тулой. Страны он назвал сразу две: Швейцарию и Ливан. В итоге у всех журналистов сложилось впечатление, что автодром в городе не будет построен никогда», – писала журналист «Коммерсанта» Наталья Зелиньска.
Был представлен и дизайн-проект автодрома, разработанный чуть ли не бесплатно швейцарской студией дизайна – «в счет погашения иностранных долгов перед Тулой». Совладелец архитектурного бюро Фабио Кривелли заявил, что его фирма разработала проекты нескольких автодромов, но не уточнил каких. Пообещал Кривелли и решить вопрос с получением лицензии FIA, которая дает право проводить гонки «Формулы-1». Швейцарец заверил туляков, что лично знает президента FIA Берни Экклстоуна.
Тульские власти оценили проект в 200 миллионов долларов. Для реализации проекта выделили участок вдоль Калужского шоссе. На площади в 200 га хотели строить уже две трассы протяженностью в 5080 и 3060 м, а также гостиницу, развлекательный и выставочный центры, парк.
Журналисты не исключали, что господину Куайдеру нужна была земля в Туле, но власти заверили, что без лицензии FIA не отдадут ни пяди земли. Никаких бюджетных денег ни ливанец, ни швейцарец не получали.
Вввииииииу... И трассы нет! Во всем виноват Лужков?!
В феврале 1999-го Сергей Казаков не зря так уверенно говорил о строительстве трассы. За пару месяцев до этого федеральное правительство одобрило эту идею! Согласно документу, подписанному Евгением Примаковым, на первоначальном этапе необходимо было помочь тульским властям путем создания совета, который бы занимался выработкой и реализацией мер для привлечению в оружейную столицу инвесторов.
Реализовать проект хотели, судя по документу, до 2002 года! Забавно, что в 2002 году студент из Краснодара, готовя курсовую работу «Туристские перспективы строительства спортивного гоночного комплекса класса «Формула-1» в России», отмечал, что о проекте уже забыли.
Вот так, словно гоночный болид, проект пронесся по страницам СМИ и не более. Почему? Сам Казаков объяснял изданию «Тульские новости» уже в 2024 году.
«Однажды ко мне обратились военные и предложили встретиться с представителями арабских государств в Москве. Они сказали, что хотели бы в Туле сделать точку опору для арабского мира и заинтересовали нас именно «Формулой-1». Они давали деньги, чтобы все это построить. Зашли мы достаточно далеко: практически все согласовали. Оставалось только одно – встретиться с хозяином «Формулы-1». Арабы все организовывали, оплачивали поездки за рубеж и сами приезжали, провели презентацию этой «Формулы». Но когда Юрий Лужков узнал об этом, он сказал: «Ну, какая Тула? Это должно быть в Москве». И по сути дела все сорвалось», – заявил Казаков
Первая трасса «Формулы-1» в России была построена в Сочи спустя полтора десятка лет. Автодром в Туле уже сейчас кажется больше местной легендой, чем правдой.
-
В России запустили две масштабные программы стажировок для IT-специалистов и продакт-менеджеров -
«Гефест-Групп»: что за застройщик набирает обороты в Туле и области? -
Для россиян нашли способ упростить создание резюме
-
«Однажды Илон Маск стал губернатором Тульской области»: или как в Туле лечат стресс импровизацией и учатся не бояться ошибок
-
Дофаминовый фастфуд и гормональные горки: сексолог объяснила, чем опасна ревность и проверка телефона партнера
-
XXI век. 1 четверть: как за 25 лет изменилось радио в Туле