Аэропорт, трасса F-1, метро, чудо-дом и «Ривьера»: какие масштабные проекты в Тульской области так и не реализовали
Тула в 2024 году – трасса «Формулы-1», остров с бизнес-центром недалеко от Восточного обвода, там же – аквапарк и гольф-клуб! Мимо проезжает болельщик, который спешит на новый футбольный стадион. И едет-то на метро! А в области – энергоэффективный дом, который еще и сам вырабатывает энергию! Его жильцы, между прочим, платят за коммунальные услуги намного меньше. Ефремов расцвел – аэропорт в городе стал одним из самых крупных грузовых хабов! Все бы ничего, но только все эти проекты в регионе так и остались на бумаге. Хотя в некоторые из них были вложены деньги! Тульская служба новостей рассказывает о грандиозных проектах минувшего будущего.
Тульская Ривьера – остров, гольф-клуб и аквапарк
В марте 2008 года губернатор Вячеслав Дудка отправился в Канны. Во Франции делегация из Тульской области представила проект, который, писали СМИ? ранее признали одним из самых масштабных во всей Европе! Речь идет о «Тульской Ривьере».
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а потому представляем видеопрезентацию проекта.
Где должна была располагаться «Тульская Ривьера»? Там, где сейчас достраивается «Левобережный» и принимают покупателей гипермаркеты.
Проект предусматривал комплексную застройку более шестисот гектаров земли. Главная фишка «Ривьеры» – деловой центр на острове, возведенном на искусственной платформе в окружении водоема. Тоже искусственного. На острове – деловой центр, офисный небоскреб, ретейл-парк, гостиничный городок. На другом берегу – выставочный комплекс с продукцией ОПК, гольф-клуб, аквапарк, ледовый дворец, парк развлечений, дворец спорта. Есть вода – будет набережная, пляж и зоны отдыха.
На проект тогда закладывали 10-15 лет и 40-70 миллиардов рублей.
СМИ уже тогда замечали, что власти не раз презентовали много ярких проектов. Например, биатлонную трассу в Грумантах или трассу «Формулы-1» в Туле. Уж больно пафосной и яркой была «Тульская Ривьера».
В 2008 году грянул кризис. Проект в течение нескольких лет вяло пытались оживить, но «Ривьера» так и осталась яркой видеопрезентацией.
Трасса «Формулы-1»
Этот масштабный проект корнями уходит еще в прошлый век. Идея строительства автодрома принадлежала мэру Сергею Казакову.
Летом 1999 года, писал «Коммерсант», для журналистов организовали пресс-конференцию с презентацией проекта. В качестве инвестора тулякам представили ливанца Куайдер фон Хайдебранд унд дер Лаза. Именно он должен был привлечь в Тулу капиталы. Правда, имена компаньонов, суммы вложений и название фирмы-инвестора гость оружейной столицы не назвал, пояснив, что это является коммерческой тайной. Ливанец лишь прикинул суммы, которые будут затрачены на строительство – 80 миллионов долларов на сам автодром и 50 миллионов – на возведение гостиницы.
Журналист «Коммерсанта» отмечала, что у многих ее коллег сложилось впечатление, что автодром в городе не будет построен никогда. Они не ошиблись.
Хотя на той самой пресс-конференции показали проект, разработанный швейцарской фирмой. «Картинки», писало издание, были сделаны «в счет погашения иностранных долгов перед Тулой». Совладелец фирмы рассказал, что его компания разработала проекты нескольких автодромов, но не уточнил каких.
Власти Тулы оценили строительство в 200 миллионов долларов. Для автодрома, гостиницы, парка и развлекательного центра даже был выделен участок в районе Калужского шоссе. Судьба земли, на которую, не исключали тогда журналисты, положили взгляд иностранные инвесторы, остается неизвестной. Кадастровый номер участка никто не называл. Но власти заявляли, что просто так не отдадут и пяди тульской земли.
Забавно, что упоминание тульской истории с автодромом в сети можно найти в курсовой работе «Туристские перспективы строительства спортивного гоночного комплекса класса «Формула-1» в России» студента из Краснодара. О проекте, писал в 2002 году учащийся, благополучно забыли.
Аэропорт в Ефремове
Губернатор Дудка заявил, что к осени ждет конкретный план реализации проекта с определенным объемом финансирования, чтобы перейти к реальному воплощению поставленной задачи.«Власти Тульской области намерены создать на территории региона авиационно-дорожный комплекс, что предусматривает строительство двух аэропортов в Туле и Ефремове. Подробности проекта будут озвучены к осени 2011 года», – говорится в статье РИА Новости от января 2011 года.
На территории аэродрома «Клоково» в Туле хотели возобновить пассажирские перевозки, а в Ефремове создать транспортный узел, который может стать одним из крупнейших в ЦФО, «а при полной реализации проекта аэропорту может быть придан статус международного».
В 2021 году стало известно, что аэропорт в Клоково застроят. Как выглядела взлетная полоса в 2022-м, смотрите в нашем материале. Там коровы и земляника.
В 2012 году резервную посадочную полосу для космического корабля «Буран» рядом с Ефремовом губернатор Владимир Груздев называл «эффективной для кроссполярных перелетов».
Озвучены были и инвестиции. Только первый этап – 1,2 – 1,5 миллиардов долларов. Средства бы пошли на реконструкцию полосы и строительство первичной инфраструктуры. Не менее 7-8 миллиардов долларов потребовались бы для строительства нефтеперерабатывающего завода.«Тут можно построить удобный и экономичный грузовой хаб, тем более что ближайший такой порт есть только в Китае. Сейчас мы с Минэкономразвития и Минтрансом прорабатываем возможность привлечения инвесторов для реконструкции полосы и строительства транспортной инфраструктуры прежде всего для международных грузовых перевозок. Вторая составляющая проекта — вывод всех грузовых перевозок из московского авиатранспортного узла в Ефремов. Мы можем забрать грузоперевозки аэропортов «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево». Этот объект может быть использован и в качестве дополнительного резервного аэропорта для Москвы, так как находится всего в двух часах езды на машине — 270 км от столицы по трассе М4. Это ближе и удобнее, чем аэропорт в Нижнем Новгороде. В 20 км проходит нефтепровод «Дружба», от которого можно сделать врезку и построить нефтезавод на 20 миллионов тонн для обеспечения топливом авиалайнеров. По бизнес-плану каждые три минуты с него должны взлетать и садиться самолеты типа «Руслан» и «Мрия», заправляющие в крыло сразу 120-150 тонн керосина», – рассказывал Груздев «Ведомостям» в 2012 году.
Уже в 2014 году Владимир Груздев пояснил, что в условиях санкций перспектив на этот аэропорт нет. Что касается Клоково, то там, заметил глава региона, слишком маленькая взлетная полоса, она не может принимать большие самолеты.
Так Тульская область приземлилась и не полетав.
Самый лучший дом
Четырехэтажку возводили в рамках переселения граждан из аварийного жилья. Дом, сообщалось, строится из быстровозводимых конструкций. На тот момент монтаж шел на уровне второго этажа.«Первый российский энергоэффективный жилой дом на 19 квартир в Тульской области будет сдан в эксплуатацию в июне нынешнего года. В общей сложности на его возведение в городе Болохово уйдет менее года», – рапортовал в начале 2013 года председатель правления Совета по экологическому строительству Алексей Поляков. Проект представили на международном форму «СТИМэксо».
Половина потребляемых энергоресурсов, продолжал спикер, будет производиться альтернативными источниками. Например, на крыше смонтируют элементы солнечной батареи. Жильцы, сообщалось, будут значительно экономить на оплате ЖКУ и на сопутствующей эксплуатации объекта. Госкорпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ, писали СМИ, разрабатывает порядка 100 похожих энергоэффективных проектов.
Экономия на ЖКУ. Мечта! Сообщалось, что в платежках цифры могут быть меньше аж на 40%!
Согласно проекту, использование солнечного коллектора покроет потребность в горячей воде в летнее время года. Солнечные батареи обеспечат освещением места общего пользования, а учет энергопотребления станет полностью автоматизированным. Обогрев квартир будет осуществляться комбинированной системой радиаторов и теплых полов.«Дом в Болохово отличается своей уникальной экологичностью, здесь будет работать полный комплекс высокоэффективных решений не только в выработке альтернативной энергии, но и тепла, переработки мусора и создании комфортной среды для проживания, — резюмировал Поляков. По мнению московского специалиста, вполне возможно, что проект станет из пилотного типовым и будет тиражировать на других территориях России.
В 2020 году недостроенный дом снесли.
Как так? История развивалась стремительно. Сдать дом должны были летом 2013-го, но уже в сентябре того же года власти сообщили о расторжении договора с подрядчиком. Вопросы были к качеству дома.
В том же 2013-м администрация Болохово обратилась в суд с иском к фирме «Гринстрой Поволжье» о признании муниципального контракта незаключнным, взыскании 13 759 460 миллионов рублей неосновательного обогащения и более двух миллионов процентов за пользование чужими денежными средствами. Требования истца суд удовлетворил.
Данные сервиса «Картотека.ру» говорят о том, что фирма позже была ликвидирована вследствие банкротства. СМИ писали, что средства в бюджет Киреевского района не поступали.
А еще...
О строительстве новой футбольной арены в Туле говорили не раз. Особенно часто – в «Арсенале». А именно президент клуба Гурам Аджоев. В настоящее время – бывший. Правда, все разговоры о строительстве стадиона ограничивались словами «нужен» и «хочется». Никакой конкретики не было. «Арсенал» продолжает играть на Центральном стадионе.
Добраться до стадиона болельщики могли бы на метро. О строительстве подземки (а на самом деле надземки) в оружейной столице говорили не раз. Правда, чиновники к теме относились со скепсисом. Организовать что-то похожее на метро предлагали предприниматели или общественники.
Так, например, в 2017 году профессор одного из тульских университетов предложил сделать наземное метро и на разработку проекта даже получил грант в размере 250 000 рублей. Бывший мэр Тулы Владимир Могильников сразу же резонно заметил, что под такие проекты нужно федеральное финансирование.
Известно, что в 2016 году предприниматель из Санкт-Петербурга Ринат Бичурин направил письмо о возведении надземного метро в Туле в правительство и министерство транспорта РФ. Ранее бизнесмен обращался и к тульским властям, но тем идея не понравилась. Правда, в администрации заявляли, что предложение им не поступало. Известно, что Бичурин хотел сделать метро во многих городах страны.
Также в сети можно найти сайт о частном наземном метро Тулы.
Там же – ссылка на голосование, в котором, сообщается с 2023 года «ЗА» высказались более 300 человек. Авторы идеи хотят набрать 10 000 голосов. Сколько лет «живет» сайт, неизвестно.«Почему метро будет частным и надземным? В федеральном, региональном и в городском бюджетах нет денег для строительства метрополитена. Надземное метро строится дешевле и быстрее подземного метрополитена. Управление частной компанией позволит снизить затраты на перевозку без ущерба для комфорта и безопасности пассажиров», – говорится на сайте.
На территории оружейного завода, заявлял в 2012 году губернатор Груздев, можно было бы разместить суперсовременный технопарк. Не просто современный, а суперсовременный! Он, сообщалось, мог бы стать вторым «Сколково». Оружейный завод на месте и развивается, плюс – часть территории стала красивой набережной.
**
Планов громадье.
-
Опрос: три четверти россиян учитывают необходимость уплаты налога при открытии вкладов
-
Авито и МЧС России запустили онлайн-игру для обучения правилам безопасности
-
С начала года на 28 улицах и проездах Тулы улучшено качество интернета
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов