Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости
Развалины, свалка, сад и вековые вязы: прошлое и настоящее храма Преображения Господня

Сталкер Знахарь показал, во что превратилась территория вблизи храма Преображения Господня под Тулой

Развалины, свалка, сад и вековые вязы: прошлое и настоящее храма Преображения Господня
Фото: Никита Корсаков

Примерно в 20 км от Тулы располагается деревня Липки. Ранее – село Банино, отсутствующее на современных картах. Главная достопримечательность населенного пункта – храм Преображения Господня. История святыни, пусть и с небольшой оговоркой, берет начало с конца 16 века! В рамках проекта «Заброшки Тульской области» в Липках побывал сталкер с ником Знахарь. Он рассказал об истории храма и нынешнем состоянии территории. 

История

Свое название Банино получило от оврага Банки, при котором оно было расположено. В Писцовой книге Тульского края XVI века (1587-1589) поименована деревня Банино в Нюховском стане, а именно: 

«За Иваном за Сеитовымъ сыном Сухотина, что было прежъ того за Елизаркомъ за Михайловымъ сыномъ Борового: полдер. Баниной, на Банинскомъ отвержку … вопче съ Иваном Братцовымъ да съ Иваномъ Кобелевымъ; да за нимъ же въ этой дер. Баниной по ввозной грамотъ 94 году изъ порожнихъ земель, что было Варваринское помъстье Скоблевой». «За Иваномъ за Петровымъ сыномъ Игнатова жеребий въ дер. Банинъ, что было за Никитою за Богдановымъ сыномъ Хвощинского».

Другие источники сообщают, что село Банино существовало в конце 17 – начале 18 века. Местным землевладельцем оно было объединено с деревней Кобелево и стало называться Банино-Кобелево. Банино, Кобелево и деревня Форино (или Хворино) с окрестными землями принадлежали потомкам известного дворянского рода Кокошкиных. Из межевой книги известно, что в 1777 году земля Банино принадлежала Кокошкиной Екатерине Михайловне, вдовствующей генеральше. Супруг – генерал-поручик и кавалер Федор Иванович Кокошкин, сын – премьер-майор Петр Федорович. Он провел в родовом имении последние годы своей жизни. В 1830 году в десяти саженях от барского дома был построен храм во имя Преображения Господня. 

В 1834 году в храме устраивается придел во имя Знамения Божией Матери. 

лип36.jpg

В приходе было развито садоводство, а крестьяне, сообщалось, получили хороший доход. Некоторые занимались лычным промыслом. 

Из «Ревизских Сказок Тульского уезда за 1858 год» и «Сведениях о помещичьих владениях» следует, что «село Банино съ дер. Кобелевою» были во владении статской советницы Анны Александровны Хомутовой. В селе 49 дворов, в которых проживают 175 крестьян, несущие 75 издельных тягл.

В «Списках населенных мест Российской империи» указано, что по левую сторону Тульско – Московского шоссе в 15 верстах от уездного города Тулы расположено владельческое село Банино при вершине Суходолъ, состоящее из 10 дворов, в которых проживало 56 мужчин и 58 женщин. В селе имеется православная церковь. Здесь же описана владельческая деревня Кобелево при реке Нюховке, расположенная в 14 верстах от Тулы и состоящая из 34 дворов с проживающими в них 132 мужчинами и 135 женщинами.

Церковь

Первоначально приходский храм стоял за речкою Нюховкй, посреди церковной земли. Когда и кем был перенесен или вновь построен деревянный храм в верстах трех от прежнего на господской усадьбе, недалеко от барского дома, неизвестно.

Кирпичная церковь, построенная помещиком генералом Кокошкиным в 1830 году, представляет из себя архитектуру классицизма. Имеет невысокий четверик под купольным сводом, трапезной, связанный с колокольней. 

лип17.jpg

Общий приход уже состоял из жителей сел Банино, Форино, а также деревень Кобелево (Алферовская, Липки), Ивонино (Ивакино, Иванино, Ионино). 

В советское время храм закрыли. Он долгое время пустовал и был заброшен.

В настоящее время

Храм Преображения Господня с прилегающим старым кладбищем находится недалеко от асфальтированной дороги. П правую сторону простираются поля, с левой же стороны устроена стихийная свалка, которая, по словам сталкера, увеличивается с каждым годом. Рядом со свалкой расположены руины. Предположительно, это остатки усадебного комплекса.

лип2.jpg

Рядом с церковью стоит разрушенный господский дом. За ними простирается лесной массив. Вокруг руин ещё кое-где растут вековые вязы. Возможно, это остатки аллеи или барского парка. Кое-где сохранились фруктовые деревья. В километре от храма находится заросший, с полусгнившим срубом колодец.

«Глядя на архитектурный стиль и пространство данного сооружения, сразу делается вывод, что храм Спаса Преображения был безусловно красив и величественен. Оконные проемы широкие и высокие. Значит в храме всегда было много солнечного света. Сейчас сохранился только нижний ярус, кирпичные стены довольно крепкие и простоят ещё не один десяток лет, однако с потолка уже начинает потихоньку осыпаться кирпич. Справа к зданию примыкает пристройка полукруглой формы —  алтарь, в котором священнослужители проводили  церковные службы. Слева расположена колокольня, которая тоже неплохо сохранилась. Сохранилась даже перекладина, где раньше висел колокол, который своим могучим звоном переливался в округе», – рассказывает Знахарь. 

По словам сталкера внутри храма его поразила чистота и отсутствие мусора. 

«Штукатурка и фрески на стенах не сохранились. Храм даже в нынешнее время, находясь в аварийном состоянии, имеет прихожан. На стенах везде развешаны распечатанные лики святых, используемые вместо икон. Обустроен уголок-арка. Иконки бережно, с любовью  расставлены на клеёнчатой скатерти, по бокам висят молитвословы, повешен Образ Спасителя», – продолжает сталкер.

Немного жизни храму во время подготовки материала дал и сам Знахарь.

«Являясь православным человеком, где-то в глубине моей души дернулась струна.  Все убранства, которые окружают меня в храме, были обставлены местными жителями. Благодаря их небезразличию и потребности души в вере нашей, храм по-прежнему «жив». Значит не всё ещё потеряно!  С глаза невольно выступила слеза. Я зажег свечу в арочном окошке, глядя на образ Спасителя, и, перекрестившись, стал выдвигаться в обратном направлении. Приятно понимать, что есть люди, которым небезразлична судьба своей святыни, но и настает грустное осознание, что как только перестанет приходить сюда последний прихожанин, жизнь храма будет закончена, как и его история».

Другие материалы по теме можно прочитать по ссылке в специальном разделе

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.