Close
Лента новостей
28 июня
Все новости Все новости Все новости

Из сухих фактов создать живую историю – драматург и режиссер о спектакле «Легасов: надо жить»

Из сухих фактов создать живую историю – драматург и режиссер о спектакле «Легасов: надо жить»
Фото: Тульская служба новостей / Андрей Ремизов

Создать пьесу об исторической личности и воплотить ее на сцене театра в часовом спектакле, оставив зрителя в восторге – задача непростая. Драматург Рагим Мусаев и режиссер-постановщик Анна Терешина рассказали в беседе с Тульской службой новостей о том, как проходила работа над спектаклем об участнике правительственной комиссии по ликвидации чернобыльской аварии Валерии Легасове «Легасов: надо жить», и почему дочь академика высоко оценила работу. Премьера спектакля состоялась 22 февраля на сцене Тульского театра драмы.

«Мы живем в Туле, но мало знаем об известных туляках»

Идея поставить первый в России спектакль об известном тульском академике Валерии Легасове, который сыграл не последнюю роль в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, была неслучайна. В театре запустили проект «Жизнь замечательных туляков», цель которого – рассказать о выдающихся жителях оружейной столицы.

«Идея проекта принадлежит директору театра Сергею Борисову. Однажды в разговоре речь зашла о том, что мы живем в Туле, слышали фамилии известных личностей, но мало о них знаем. Недалеко от театра находится мемориальная доска и бюст в память о Валерии Легасове. На вопрос, что мы знаем об этом человеке, нам удалось ответить одним предложением. Поэтому и родилась идея создания этого проекта – было решено работать над первым спектаклем об известном академике», – поделился идеей создания Рагим Мусаев.
«Материал собирался сложно»

Работа над пьесой и, в последующем, спектаклем, была непростой – потребовалось изучить массу исторических документов, воспоминаний очевидцев, писем самого академика. Цель работы – создать не историческую справку о трагедии, а раскрыть личность человека.

20220318-IMG_0022.jpg

«Материал собирался достаточно сложно, поскольку нам хотелось сделать спектакль не про саму катастрофу, о которой много всего сказано, в том числе противоречивой информации, а о личности Валерия Легасова. Использовались различные источники – мемуары супруги академика, воспоминания его дочери, коллег, с которыми он работал в Курчатовском институте, его личные статьи и записи, видеоинтервью. На основании всего этого была написана пьеса. Очень большая опасность скатиться в «политическую агитку», в пафос, или в статью из энциклопедии, где мы рассказываем о том, сколько киловатт выделяет электростанция, какие территории были заражены, сколько человек пострадало. Причем вся эта информация есть в тексте, вопрос в том, как ее подать», – рассказал о процессе написания пьесы Рагим Мусаев.

«Как это играть?!»

Работа над спектаклем, по словам драматурга и режиссера-постановщика, была очень живой и насыщенной. Потребовалось немало времени, чтобы понять, как настолько технически сложную пьесу воплотить на театральной сцене, уложившись при этом в час.

«К любому материалу нужно найти подход, а это действительно долгий процесс. Сложно, но вместе с тем интересно. К тому же, очень маленький временной отрезок для той информации, которую мы включили в эту историю – за час необходимо было рассказать историю человека и сделать выводы. Актерам нужно было обработать очень большой объем информации. В результате, всем удалось в полной мере справиться со своей задачей и оживить пьесу», – отметила Анна Терешина.

20220318-IMG_0008.jpg20220318-IMG_0035.jpg

Несмотря на растерянность в первые дни работы над спектаклем, актерам, по мнению режиссера-постановщика, удалось справиться со своей задачей. Некоторым из них даже пришлось пойти на подвиги.

«Актер Вячеслав Федотов, который сыграл Легасова, очень похож на самого академика. Визуально это почти 100% попадание, хотя специального подбора актеров с целью скопировать не было. Один из разговоров с Вячеславом мне впечатался в голову. Он спросил: «Аня, как это играть?». Все, что я смогла ответить: «Не знаю, Слав. Наверное, честно». По-другому никак. Роль действительно сложная – смесь публицистики, хроники, воспоминаний. Необходимо с сухих фактов переключаться на эмоциональную актерскую игру, к тому же почти весь спектакль главный герой находится на сцене. Вячеслав с задачей справился, и я нисколько в нем не сомневалась», – вспоминает Анна Терешина.
На сайте театра зрители могут найти аудиофайлы с теми сценами, которые не вошли в спектакль. Однако по ходу работы над постановкой, одна из таких сцен была оперативно внесена в итоговый вариант за несколько дней до премьеры.20220318-IMG_0031.jpg

«Так сложились обстоятельства, что одну сцену, которой изначально не планировалось, мы добавили в спектакль. Игорь Небольсин, который исполнял роль инженера Бориса Баранова, реального исторического персонажа, совершил настоящий подвиг. Он выучил текст буквально за несколько дней до премьеры, учитывая то, что там огромный монолог в начале», – говорит режиссер-постановщик.

Смысл названия

Несмотря на трагичность сюжета, на большое количество смертей, название пьесы призывает жить. В этом, по мнению Анны Терешиной, есть свой символизм.

«Это действительно основная мысль. Герои повторяют эту фразу в разных ситуациях, в разных формулировках. Это внутренний призыв спектакля. Несмотря ни на что, надо жить, надо сделать все, чтобы была жизнь, надо переступить через какие-то вещи, иногда даже умереть, чтобы была жизнь других», – говорит режиссер-постановщик.
«Режиссеры кино не поняли душу советского человека»

К кинокартинам драматург и режиссер относятся скептически – искажение реальных исторических фактов для достижения эффектности, по мнению Рагима Мусаева, неоправданно.

20220318-IMG_0026.jpg

«Импортный американский сериал мы посмотрели в процессе работы. С технической стороны, все замечательно, очень профессионально. Но мне не понравился посыл этого сериала – Россия там показана отсталой страной, в которой ничего хорошего не было и не будет. В угоду этому посылу переиначивали и переписывали очень многие реальные факты. Есть красивая картинка красивая история, выглядит все очень похоже, но душу советского человека 80-х годов они не поняли. Ликвидаторы аварии совершали все это не потому, что им денег пообещали или наставили дуло автомата, как в сериале – это совершенно другая порода людей, ответственно относившихся к жизни. Они понимали, что окружающий мир – это результат их труда. Те же чернобыльские водолазы, которых в фильме чуть ли не заставляют идти умирать, просто понимали, что кроме них никто этого не сделает. Эту мысль я и хотел донести в своей пьесе», – рассказал о впечатлении от американской кинокартины драматург.

«На сцене я увидела папу»

Премьера спектакля была очень нервной для всех причастных к спектаклю – режиссера-постановщика, драматурга, актеров. Театр должны были посетить оставшиеся в живых ликвидаторы аварии, а после известия о визите дочери академика Инги Легасовой команде и вовсе пришлось пить успокоительное. Однако спектакль удался.

«Когда люди говорят, что, благодаря спектаклю, узнали не только про катастрофу, но и про человека, который вдруг стал для них объемным и живым – говорит о том, что задача выполнена, и с точки зрения пьесы в том числе. Сделать из сухих фактов реальную живую и волнующую историю, историческую справку возвести в ранг высокого искусства – дорогого стоит», – заключила Анна Терешина.

20220318-IMG_0020.jpg

Инга Легасова одной фразой успокоила волновавшихся – она не только высоко оценила качество исполнения спектакля, но и прониклась происходящим на сцене настолько глубоко, что узнала в главном герое постановки своего отца.

«На сцене я увидела папу. Спасибо вам большое за то, что это единственный источник, где показаны реальные события», – передает слова Инги Легасовой Рагим Мусаев.
Оставшиеся в живых ликвидаторы аварии и вдовы также единогласно приняли театральную картину.

«Несколько женщин-вдов в один голос в разное время мне сказали о том, что их мужья рассуждали точно так же, что я уловил это», – делится Рагим Мусаев.

20220318-IMG_0028.jpg

Кто следующий?

Спектакль о Валерии Легасове – первая часть большого проекта. Впереди еще немало имен. Рагим Мусаев поделился, пьесу о каком историческом персонаже уже написал, и какие планы в ближайшем будущем.

«Уже готова пьеса про конструктора Сергея Мосина, работа над спектаклем уже начата. Премьера запланирована на декабрь. Предполагается, что будут спектакли про Болотова и Жуковского», – поделился планами драматург.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей:

В Тульском кремле отметят День работника культуры 

Прокуратура организовала проверку по факту сгоревшего автобуса в Туле 

В Тульской области проведут реставрацию собора и колокольни за 1,8 млн рублей 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.