«Образы всегда есть, а я их высвобождаю»: мастер корнепластики из Тульской области создает уникальные образы из сухих и поваленных ветром деревьев

Фото: Тульская служба новостей

Как часто вам приходилось видеть в обычных вещах образы, фигуры, лица? Например, в старых корнях деревьев. А ведь это настоящий вид искусства. Корнепластика – это уникальное мастерство превращения корней, сучков, веток и наростов на деревьях в удивительные скульптурные произведения. Этот вид творчества требует не только воображения и терпения, но и глубокого понимания природных материалов, их структуры и возможностей. Работы мастера корнепластики из Тульской области Сергея Сошнева – это гармоничное сочетание природной красоты и художественного видения.

Фото: Тульская служба новостей

С живым деревом не работаю!

Корнепластикой Сергей начал заниматься полвека назад, еще в школе. Тогда ему было всего 10 лет, и все началось с обычного сучка.

«Я тогда нашел сучок, два глаза поставил – получилась первая работа. Помню, был такой советский мультик “Что на что похоже”. В детстве иногда смотришь на потолок, а там вырисовываются фигуры. Это сейчас натяжные потолки и на окнах стеклопакеты. А тогда, на потолках бывали трещины, а на окнах – узоры, в которых виделись разные образы. И сейчас идешь по лесу и видишь – кора, а ней много-много лиц. Эти образы всегда там есть, а я их словно высвобождаю», – рассказывает Сергей.
Фото: Тульская служба новостей

Сергей работает ландшафтным дизайнером в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Отмечает, что корнепластика – хобби, которым он занимается в свободное от основной работы время.

Фото: Тульская служба новостей
«Просто резьба мне неинтересна. Я пробовал заниматься и кудринской резьбой, и богородской – не мое. Мне интересно искать образы там, где они заложены природой. Этим изделия уникальны, повторить их второй раз я не смогу. В этом фишка», – делится мастер.
Фото: Тульская служба новостей

Каждую скульптуру Сергей пронумеровывает, в его коллекции больше 200 экземпляров. Даже в простом камне, говорит мастер, он видит несколько лиц. 

Фото: Тульская служба новостей
«У меня по рисованию в школе была тройка, я не любил раскрашивать, но потом, уже во взрослом возрасте, рисовал дочкам персонажей из сказок. Свой путь в корнепластике я начал с каких-то бытовых функциональных вещей, таких, как крючки для прихваток, подсвечники с декоративными элементами. А потом начали появляться более сложные вещи. Например, “Остров сокровищ” Стивенсона. Вот, посмотрите, Слепой Пью с черной меткой! Этот кусок сосны лежал у меня дома лет 20. Сначала я покрыл нарост лаком, так как сразу увидел в нем лицо, приклеил ему только руку и посох, а остальное доработал инструментом. С живым деревом я не работаю, я подбираю только ветки, суки, корни, которые уже никому не нужны», – говорит Сергей.
Фото: Тульская служба новостей

Заготовки из дерева мастер обрабатывает ручным инструментом: нож-косяк, стамески, абразивные материалы. Недавно решил купить бормашину, но пока не использовал.

Медведь за 15 минут

Перед своей первой выставкой, признается мастер, волновался. Работы, которые когда-то лежали в коробке, наконец увидели свет. Сергей представил 38 отобранных экспонатов.

Фото: Тульская служба новостей
«Я выставляюсь-то всего ничего – с 2018 года. Первая выставка прошла в Богородицке во дворце-музее. С тех пор выставок было уже более 30 по всей Тульской области, одна в Орловской области и одна в Москве. Я стараюсь придерживаться определенной тематики. Например, анималистика – более 90 моих деревянных животных выставлялись в нашем экзотариуме. Свежая работа – крыса. Не бойтесь, она не укусит. Еще я люблю мифы, сказки, легенды, литературных героев, китайские мотивы. Вот денежная жаба, бог веселья и благополучия Хотэй, дракон. Это американский клен, но он режется плоховато. Я в основном использую дерево яснополянского леса: дуб, березу, осину, вяз. Медведя из дубового сука я делал 15 минут. Я ему приклеил только глаза и добавил пару акцентов. Он еще ни одной выставки не пропустил», – рассказывает мастер. 
Фото: Тульская служба новостей

Уложиться в 15 минут, конечно, редкость. Работа над некоторыми экспонатами занимает до трех месяцев. Есть и «недоделки», повисшие в воздухе, но вдохновение, объясняет Сергей, может прийти в любой момент. Например, льву буквально на днях зубы были сделаны из палочек для суши. 

Фото: Тульская служба новостей
«Одну работу я попробовал раскрасить, но мне не понравилось, как она выглядит в цвете. Я некоторые только чуть-чуть подкрашиваю. Дополнительные материалы тоже использую, в основном, бисер для глаз. Так работа сразу начинает смотреть на тебя. Первые глаза я вообще взял из стержня шариковой ручки», – делится Сергей. 
Фото: Тульская служба новостей

Сергей не продает свои работы, а только дарит. Также мастер делает скульптуры для украшения территории администрации музея-усадьбы. Например, символы Китайского Нового года – быка, тигра, змею, зайца, дракона. Новая работа – конек-горбунок – не просто фигура, а еще и аттракцион, на нем могут качаться дети. 

Фото: Тульская служба новостей
«Есть еще работы на философскую тематику: работа, вдохновленная живописью Сальвадора Дали, герои мифов Древней Греции. Двусторонняя рыба тоже таит в себе некую философию – с одной стороны она живая, а с другой – ее скелет. Еще был такой случай: я увидел в гнилом куске дерева собаку в полете. Начал чистить материал и вспомнил гравюру Альбрехта Дюрера “Рыцарь, дьявол и смерть”, так и получилась эта работа», – рассказывает мастер.
Фото: Тульская служба новостей

Сергей нигде не учился корнепластике, учеников у самого мастера тоже нет. Объясняет, что научить резьбе по дереву можно, но научить художественному видению нельзя. Планы на будущее у мастера большие – он хочет вырезать из дерева фигуру Мадонны.

Фото: Тульская служба новостей

Ранее мы писали о мастере-стимпанкере Кирилле Климове, который создает удивительные работы из подручных материалов. Сейчас Кирилл работает над экспонатами для выставки в Тульском экзотариуме. 

Автор: Дарья Орлова
Подписывайтесь на ТСН24 в