Когда бить тревогу? Полный гид по развитию речи ребенка: от первых звуков до похода к логопеду
Первый лепет, неправильное произношение звуков, скудный словарный запас — что в развитии речи ребенка является нормой, а когда пора записаться к специалисту? Учитель-логопед Наталья Афонина объясняет, как ориентироваться в основных этапах развития речи, развеивает мифы о «поздних» детях и дает четкий алгоритм: когда можно заниматься дома, а когда помощь логопеда необходима.
Особенности протекания беременности и родов могут повлиять на развитие детской речи. Если беременность прошла с осложнениями, где будущая мама плохо себя чувствовала, имела вредные привычки, а сами роды оказались тяжелые, то стоит уделить особое внимание состоянию ребёнка.
Важно регулярно наблюдаться у невролога с малышом, чтобы не упустить момент и вовремя оказать помощь. В первые месяцы речь ребёнка развивается по заложенной в любого человека генетической программе, этапы развития которой можно отследить. Здесь все просто: сроки четко определены и прописаны в литературе.
Педиатр, который наблюдает вашего малыша, обязательно зафиксирует, вовремя ли возникли гуление и лепет. Если ребёнок здоров, он обязательно пройдёт через эти этапы. Это биологический закон, который действует вне зависимости от того, в какой стране малыш появился на свет. Проблемы с гулением и лепетом сразу же сигнализируют взрослому: что-то не так, нужны дополнительные обследования, нужен врач. Например, гулить или лепетать начинают даже глухие дети. Вот только процесс гуления у них протекает вяло, а лепет и вовсе затухает, едва возникнув. Это такая лакмусовая бумажка, нормы, которые не вызывают разночтений. На них ориентируются и врачи, и специалисты, и родители.
А вот дальше на развитие речи начинает влиять окружение ребёнка и его индивидуальные особенности. Поэтому оценить, всё ли в порядке, становится всё трудней. Мы все разные: кто-то свободно владеет тремя языками, пишет длинные письма мелким почерком и с легкостью подбирает 20 синонимов к слову «красиво», а другой набирает короткие сообщения на смартфоне, говорит «лады» и морщится, если необходимо выступить с докладом на совещании. В обоих случаях человек пользуется речью. Понятно, что в первом варианте она богаче и выразительней.
Уже здесь возникают разночтения: что считать минимальной нормой, к чему нужно стремиться? И разные мнения бытуют даже среди специалистов. Представители старой школы бьют тревогу, если у ребёнка к году не появилось 10−15 слов, пусть даже очень коротких, лепетных: «мама», «папа», «би-би», «пи-пи», «дай», «на» и другие. К полутора-двум годам они ждут прилагательных «хаёсий», то есть «хороший», «маненький» или «маленький», а ещё — коротких предложений по типу «Дай мяч», «Хочу пить», «Иди спать». Новое поколение с укором качает головой и просит не торопить ребенка: и ждать 10 слов уже к двум годам.
Ни в какой другой сфере нет таких отличий, как в сфере развития речи. Конечно, родители теряются. Сначала им советуют подождать, ведь дети разные. Потом рекомендуют отдать ребёнка в сад, уж там разговорится. Следом — потерпеть до трёх лет. А кто-то уверенно утверждает, что логопед раньше пяти и вовсе не занимается. Как быть?
Не бойтесь обращаться за консультацией, если сомневаетесь. И лучше не к одному, а к двум, трём, четырём, если понадобится, специалистам.
Настоящий профессионал ориентируется не на условные нормы, а на картину развития в целом. Да, у Пети в его год и три еще нет первых слов, но он хорошо развит физически. У него нет отягощающих факторов в анамнезе. Петя активен и любознателен, он понимает речь. Например, может принести машинку, когда мама попросит об этом. А еще Петя показывает на разные предметы пальчиком и внимательно следит за мамиными губами, когда она протягивает: «Ууутя», «тааам», «дааай».
Для специалиста очевидно: Петя активно накапливает словарный запас. После консультации он обязательно успокоит маму, даст общие рекомендации о том, как активизировать речь ребенка. И попросит показать малыша через пару месяцев.
С Васей история совсем другая. Угроза выкидыша во время беременности. Ребенок родился с гипоксией, он вялый и заторможенный, не реагирует на речь, не пользуется указательным жестом, а еще плохо спит по ночам. Вася тоже не произносит первых слов, но в этом случае ждать, что ребенок вот-вот заговорит, значит тешить себя пустыми надеждами. Напротив, родителям нужно как можно быстрее обратиться к неврологу, провести дополнительные обследования, начать коррекционную работу.
Уважаемые родители, не ждите, когда дело касается речи. Если проблемы действительно существуют, важно начинать коррекцию как можно раньше.
Представьте себе, что речь — это автобус. Сверстники сели и поехали, а ваш малыш почему-то замешкался и сесть не успел. Хорошо, что есть такси! Это те самые коррекционные технологии. Заниматься с логопедом — это условно посадить ребенка в «такси». И он обязательно догонит «автобус» или даже перегонит, если автобус недалеко отъехал. Но стоит подождать на остановке часок, и догнать автобус никакое такси, конечно, не сможет.
Я очень хорошо помню, как в моем кабинете горько плакала мама пятилетнего мальчика. Малыш был тихим и спокойным. Хлопот не доставлял: на прогулке лепил куличики, дома катал машинки. Не приставал, не шалил, не требовал. А потом подошла его очередь идти в детский сад. Тут-то и выяснилось, что мальчик не просто «молчун» и «флегматик». Он действительно не понимает, когда воспитатель зовет его мыть руки. Не умеет рисовать и лепить, с трудом удерживает карандаш. Не находит на картинке кошку и домик. И вообще единственное слово, которое воспитатели услышали от него за первую неделю — это «дай». Я прошу мальчика показать, где ушки, где носик, пробую играть в «ку-ку». Мама плачет, а малыш молчит и смотрит на странную тетю.
Спрашиваю:
— Вы не замечали, что он не такой, как остальные дети?
Мама говорит абсолютно искренне:
— Нет, не замечала. Это мой первый ребенок. Откуда я знаю, как должно быть? Я много работаю. За ним приглядывает бабушка. Она не жаловалась.
Если вы думаете, что эта история единична, увы и ах. Каждый год в моем кабинете сидит три-четыре будущих первоклассника. Учительница на подготовке сказала: «Ваш ребенок не выговаривает звуки. Займитесь: до школы нужно исправить!» Начинаешь обследовать: словарь бедный, короткий текст не пересказывает, с трудом запоминает стихи, звукопроизношение нарушено. Звуки поставим, а вот остальное уже не успеем. Спохватились, да поздно. Мне искренне жаль этих ребят. Я понимаю, с каким трудом они будут учить параграфы, писать изложения и сочинения и просто общаться. Просто мама и папа «не знали» и вовремя не пришли.
Говорю еще раз: не ждите! Спрашивайте специалистов. Если появились сомнения, возьмите ручку и тетрадь и выйдите с ребенком на детскую площадку. Понаблюдайте за его ровесниками. Что они умеют в этом возрасте? А у вашего малыша получается? Запишите всё, что бросится в глаза. Только не впадайте в панику, а спокойно фиксируйте. Постарайтесь уловить отличия. Например, Саша и Катя говорят очень понятно, а мой неразборчиво. Мой мычит и показывает пальцем, а Женя кричит «Дай!». Обратите внимание, что разница в возрасте между детьми должна быть не больше трех месяцев. Записали? А теперь прочитайте и подумайте, нужно ли идти к логопеду.
Сегодня, согласно данным Министерства просвещения, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Если исходить из этой статистики, то для современного дошкольника посещение логопеда входит в «джентльменский набор» наравне с развивашками, спортивными секциями и подготовкой к школе.
Успех развития детской речи во многом зависит от родителей, от того, смогут ли они создать благоприятные условия.
Чтобы ребенок хорошо и четко говорил, его мышцы должны быть готовы к этому. Замечали, что маленькие дети всегда неправильно произносят слова? Артикуляционный аппарат еще не окреп, вот и появляются в речи «масины» (машины), «обаты» (роботы) и «баба» (бабушка). Это нормально.
Ребенок растет, развивается и постоянно тренирует мышцы. Он только родился, а тренировка уже началась. Вот мама приложила малыша к груди, а он старательно вытягивает губы трубочкой и укрепляет губную мышцу. Пока кроха сосет молоко, движения языка повторяются около тысячи раз. Представляете, какая серьезная нагрузка. Мама введет прикорм, и ребенок будет зажимать губы, выплевывать, если еда ему не нравится, кашлять. Это тоже тренировка. А уж когда дело дойдет до твердой пищи... Завтрак, обед и ужин — это лучшая артикуляционная гимнастика в мире! В процессе кормления малыш хорошо чувствует мышцы артикуляционного аппарата и учится управлять ими.
Казалось бы, что может пойти не так? В современном мире многое. Мама пытается приучить ребенка к твердой пище, но малыш капризничает, кривится, отказывается кушать. Ещё бы: жевать мясо тяжело, то ли дело вкусные сосиски. Если мама проявит настойчивость, мышцы окрепнут, и кроха постепенно привыкнет. Но она думает: «Ой, он же голодный! Может быть, ребёнок мясо не любит». Разве сложно современной женщине перебить суп блендером до состояния пюре? Кроха счастлив и сыт, мама тоже довольна, а к пяти годам выясняется, что у ребенка слабые, плохо координированные мышцы губ, щек, языка.
Отсюда и «каша во рту», и необходимость специальных артикуляционных упражнений. Не натренировал мышцы в обычной жизни, теперь сидит перед зеркалом, специальный артикуляционный комплекс отрабатывает.
То же самое касается накопления словаря и развития связной речи. Ребенку много читают, водят его в парк, цирк, на выставки и детские спектакли? Он узнает много новых слов, это очевидно. Взрослые часто разговаривают с дошкольником, с интересом выслушивают его ответы? Ребенок научится выражать свои мысли.
Но мы живем иначе. Современным родителям разговаривать с ребенком некогда. И это не их вина. Они много работают. Заберёт мама ребёнка из детского сада, пока дошли до дома — восьмой час. Ну что тут можно успеть? Приготовить ужин, посмотреть мультик и спать пора ложиться.
Раньше люди тоже много работали, но время на общение оставалось. Компьютеров и планшетов не было, а телевизор показывал пару каналов. Пока мама готовит или занимается делами, ребенок рядом скучает и ведет беседы. Расскажет про то, как Петя и Ваня из-за машинки поссорились, а Витя банку с краской опрокинул, ладоши в зеленый цвет перемазал и был похож на лягушку. Про невкусный суп в саду тоже сообщит: «Понимаешь, мама, в нем лапша длинная. А я люблю короткую!». Да мало ли тем для разговора мамы и почти взрослого человека.
Сейчас у современных родителей выбор не так уж велик:
Вечером вижу: ссорятся в раздевалке детского сада, иду разнимать и выговариваю строго:
— Ребята, вы же рядом пяти минут побыть не можете! Представляю, что у вас дома творится: скандал за скандалом.
А старший глаза на меня поднимает и улыбается хитро.
— Ну что вы, Наталья Юрьевна, мы дома не ссоримся вообще. У него свой планшет, у меня — свой. Нам драться некогда.
Ну что тут скажешь? Видимо, современной семье без логопеда обойтись можно. Но сложно.
Так и с нарушениями речи!
Бывают совсем незначительные проблемы. Вот Коля, прекрасный ребенок. Развивается по возрасту, любознательно и активный. Он много и с удовольствием читает. С легкостью запоминает длинные тексты. А уж как про последнюю поездку в зоопарк так рассказывал! Все родственники слушали, открыв рот.
Единственное, чему еще не научился Коля, это выговаривать звук «Л». Мальчику в конце лета идти в школу, и хорошо бы в первый кЛасс, а не «кйасс». Мама Коли находит ролик в интернете. Посмотрела, попробовала на себе: вроде бы все понятно. Подзывает Колю, пробуют вдвоем. Язычок прикусили, «погудели», а потом за зубки спрятали. Коля радуется: получилось. Мама Коли радуется: ура, справилась. Пару недель еще поправляет сына, а потом и вовсе забывает о том, что у Коли были какие-то трудности. Конечно, Колина мама будет рассказывать всем знакомым: «Ой, да что там сложного... Любой справится!».
А вот у Колиного друга и ровесника Васи ситуация иная: он половину звуков не выговаривает, да и вообще у него «каша во рту». Но мама Васи дружит с мамой Коли и тоже решает исправить речь мальчика самостоятельно. Вот только для Васи все это закончится печально: потерянным временем, усталостью и ненавистью ко всему логопедическому. У Васи сложное нарушение речи: ребенку недостаточно прикусить язык и «погудеть». Надо начинать с укрепления мышц, с массажа, а еще над вниманием было бы неплохо поработать, иначе Вася постоянно будет «терять» звук, который научился выговаривать. Васе нужен логопед, и много-много маминых попыток спустя они обязательно окажутся в кабинете специалиста. Вот только логопеды таких учеников не любят, потому что таких ребят приходится переучивать.
В моей практике часто встречаются дети, которые после домашних уроков произносят звук «Ш» губами. Делают «окошко», как показала мама, и дуют. Но родитель все-таки не специалист. Она не обратила внимание на то, что мышцы языка у ребенка слабые, удержать его поднятым вверх малыш не может: язык приподнимается ненадолго, а потом падает и остаётся лежать за нижними зубами. А ребёнок хочет порадовать маму, старается. Мама слышит что-то похожее на «Ш». Ей кажется: «Ой, почти получилось. Надо ещё немножечко потренироваться». А в это время у ребенка складывается и закрепляется привычка неправильно, искаженно произносить звук. Такие занятия мало того, что не принесут результата: в кабинете специалиста этот ребенок проведет намного больше времени, чем мог бы. Ведь логопеду придётся не просто ставить звук, а отучать ребёнка от звука, к которому он привык — ломать привычку и начинать заново.
Головная боль многих логопедов — это родители, которые пытались научить своего ребёнка произносить звук «Р».
Да, у кого-то получилось. Моя коллега рассказывала мне со смехом, что лично её в детстве научила «рычать» подруга по детскому саду. Показала во время прогулки: «Ну чего ты не понимаешь? Вот сюда язык надо. Вот так, наверх. И дуй». Немного настойчивости и долгожданное «рррр» появилось само собой. Коллеге повезло. Она была из той категории детей, у которых все готово к произнесению звука. Тут с постановкой и дошкольник справится.
Но гораздо чаще встречаются ситуации, когда ребенок физически не может воспроизвести звук: не поднимается у него язык вверх, а если и поднимается, не хватает силы выдоха, чтобы создать нужную вибрацию. А мама настаивает: «Скажи “Р”», и папа поддерживает: «Это легко: “РРРыба”!». В конце концов ребенок произнесет звук «Р», только ненормативный. Не тот, когда дрожит кончик языка, а французский, грассирующий, рождающийся где-то в горле. Избавиться от такого горлового «Р» будет очень и очень сложно.
И это только то, что касается звукопроизношения. А ведь еще есть словарь, грамматика, связная речь. С тяжелыми нарушениями речи, когда страдает несколько или все ее компоненты, справиться может только специалист. И чем раньше ребенок начнет занятия с логопедом, тем лучше.
Не тратьте время, если не живете где-то далеко: там, где логопедов не найти. Обращаться к интернет-роликам тоже не стоит. Лучше приходите на консультацию! С легкой проблемой специалист справится за несколько занятий: гораздо быстрее, чем это сделали бы вы. А если нарушение сложное, прямо скажет об этом, и вы не потеряете драгоценное время.
А если вам хочется попробовать себя в роли логопеда, лучше закрепляйте дома то, чему специалист научил ребенка. В кабинете логопеда малыш начал произносить слова с трудным звуком? Отрабатывайте их дома. Добрались до предложений? Следите за тем, как ребенок использует звук в самостоятельной речи, контролируйте и поправляйте его. Разучивайте с дошкольником стихи, насыщенные трудным звуком. Так вы сэкономите не только время, но и собственные деньги.
Но, как и в любой рекламе, здесь нужно обращать внимание на мелкий шрифт, а точнее, знать, что не договаривают. Если у ребенка нет проблем с мышечным тонусом, то есть язык слушается малыша, вызвать звук можно буквально на первом занятии. Направит логопед детский язык зондом в нужное положение, удержит и куда деваться? Тут и «засвистишь», и «зазвенишь», и «зашипишь». А родители радуются: «Слышу, звук есть! Ай да специалист, какая умница». Вот только постановка звука и его автоматизация — абсолютно разные вещи. Родители-то хотят, чтобы ребенок проговаривал звук в словах, фразах, в самостоятельной речи. А малыш тянет по просьбе взрослого «шшш» и продолжает носить «сапку» и закрывать «скаф».
Автоматизация — процесс длительный. Чтобы у человека сформировалась та или иная привычка, в среднем требуется 21 день. Ориентируйтесь на этот срок. Примерно за это время ребенок «привыкнет» произносить звук в обычной жизни. И это при условии, что не было других сопутствующих факторов. Например, ребёнок научился «свистеть», а слуховое восприятие не развито. Ну не может дошкольник самостоятельно отследить, в каком слове нужно проговаривать «С», а в каком «Ш», не слышит. Естественно, что желанный результат отодвигается во времени: ведь логопеду придётся учить ребёнка слышать последовательность звуков в слове, думать и анализировать.
Процесс автоматизации иногда растягивается на год и даже больше, если у ребенка, помимо речевых проблем, есть загвоздки с памятью, вниманием и мышлением. Тогда маленькая егоза под контролем специалиста будет четко проговаривать: «Шапка и Шубка, вот и весь МиШутка», а за дверьми логопедического кабинета заявлять уверенно: «ПоСли домой!». Ему трудно следить за звуком.
Хотите понять, что чувствует ребенок? Попробуйте проговорить любую скороговорку. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Вот только вместо звука «С» произносите «К». Вы максимально концентрируетесь, думаете, прокручиваете в голове правильные варианты. И вам, взрослому человеку, трудно. Что уж говорить о ребенке.
Конечно, любой родитель переживает. И дело далеко не в деньгах: просто хочется убедиться, что поступаешь правильно и ребенок действительно в надежных руках, ему помогут.
Как можно обезопасить себя? Как минимум — спросить диплом. Нужен именно диплом о высшем дефектологическом образовании, а не диплом о профессиональной переподготовке или свидетельство о курсах повышения квалификации. Все-таки логопедия — это сложная наука и освоить её за 3−4 месяца нельзя. Вы же не доверитесь косметологу, который не имеет медицинского образования? То же самое и с логопедами. В государственных учреждениях работать без диплома запрещено законом! Подумайте, почему. И в частных кабинетах не стесняйтесь спросить этот документ у специалиста.
Обязательно присутствуйте на занятиях. Вы посмотрите, как работает логопед, многое из того, что было в кабинете, сможете повторить дома. А значит, улучшите возможный результат. Вы перестанете волноваться, потому что будете видеть то, чему учится ребенок здесь и сейчас.
Вы были в кабинете первое, второе, третье занятие. Своими глазами видели, что язык у ребенка, ну вот совсем не поднимался, а теперь коснулся края верхней губы. И это первая победа. Даже если ребёнок «зашипит» через двадцать занятий, вы не расстроитесь, а будете гордиться им. Родитель знает, каких усилий это стоило специалисту и малышу.
Еще сегодня появилось большое количество детей с межзубным произношением. У одних ребят постоянно заложен нос, а в рот, приоткрытый для дыхания, язык прекрасно высовывается. У других есть нарушение прикуса или зубного ряда, и дети пропихивают язык в появившуюся между зубами щелочку. Вялый язык тоже будет постоянно вываливаться за зубы. Межзубное произношение некрасиво с эстетической точки зрения: кажется, что ребенок постоянно дразнится, а ещё неприятно слуху. Успех коррекции межзубного произношения во многом зависит от родителей. Им важно напоминать ребенку в обычной жизни: «Спрячь язык за зубки», «Где твой язычок? Спрячь!». Хорошо, если родители ответственные, а если нет? Тогда коррекция достаточно простого звука растягивается на долгие месяцы: специалист прикладывает усилия, добивается результата, а через некоторое время начинает все заново.
Любые речевые проблемы без пяти минут школьника, скорее всего, отразятся на его письменной речи.
Ребенок с трудом различает звуки, не слышит разницы между словами «коза» и «коса»? Не удивляйтесь, но на письме он будет допускать обидные ошибки. Как услышал, так и напишет. То же самое касается звуков, которые ребенок произносит неправильно. Шестилетка глотает или путает окончания слов? Готовьтесь увидеть «воробеев» и «трамва» в школьной тетради.
А сколько усилий придется приложить, чтобы выучить заданный параграф. Мама в детском саду отмахивалась: «Ой, не давайте нам длинные роли, он не выучит!». В итоге вместе с ребенком роняет слезы над тремя параграфами по природоведению.
Многие родители легкомысленно относятся к детской нелюбви рисовать: «Ну не художник он, подумаешь...». В школе выяснится, что ребёнок не успевает писать вместе со всем классом. Рука устает. Да и ручку он держит неправильно, так что на пальце мозоль появилась.
Хотите избежать стресса в школе? Решайте речевые и сопутствующие им проблемы, пока ребенок маленький!
К какому идеалу нужно стремиться? Хорошо, если к 7 годам ребёнок:
И все-таки жизнь — не соревнование. И если ребенок не соответствует описанному идеалу, это не повод опускать руки.
Сегодня в обязательном порядке детей перед первым классом осматривают врачи. Во многих детских садах и школах есть психологическая диагностика. Учителя на предшкольной подготовке обращают внимание родителей на то, что их беспокоит. Послушайте всех этих людей внимательно, а потом скажите себе: «Да, у сына (дочки) еще не все получилось. Но я знаю об этом, а значит могу действовать». Верьте в своего ребенка. Если необходимо, ищите специалиста. Начало школьного обучения — это просто очередной этап. Вы работаете над решением проблемы, и у вашего ребенка все еще впереди.
В обычной жизни такого не бывает. Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые систематически занимались со своим ребёнком по заданию логопеда.
И дело здесь вовсе не в отношении к детям. Каждая мама желает своему ребёнку добра, иначе она просто не привела бы его к специалисту. Каждый папа хочет, чтобы у его сына или дочки всё получилось. Но люди есть люди, они живые. Они работают, устают, болеют, оказываются загружены домашними делами и офисными проблемами.
Да и дети тоже далеко не машины. Ребенок пробыл в детском саду почти до семи часов, потом еще к логопеду наведался. А это серьезное занятие, которые требует много сил.
Давайте учитывать все это и подходить к процессу коррекции без розовых очков.
Если бы я надеялась только на пап и мам, результат моей работы был бы весьма плачевен. Если родители помогают — это здорово. Когда по каким-то объективным причинам они не могут этого сделать, мы просто продолжаем работать. Да, результат будет достигнут в другие сроки. Там, где могло понадобиться 15 занятий, будет 30. Но самое главное, что ребенок не останется на месте. Рано или поздно он добьется успеха.
Когда вопрос касается домашнего задания, мы имеем дело с двумя величинами. Это время и деньги. Родителям просто нужно подумать и решить для себя, что именно они готовы потратить.
Ну и еще один момент, о котором почему-то всегда забывают. Развитие речи — естественный процесс. Папа и мама могут вообще не касаться домашнего задания логопеда, но при этом очень многое делать для развития детской речи.
Мама отправляет ребенка чистить зубы и следит за тем, чтобы он помассировал язычок? Плюс в речевом развитии. Бабушка лепит пирожки вместе с внучкой? Плюс к развитию мелкой моторики, а значит и развитию речи. Папа в выходные учит ребенка кататься на велосипеде? Отлично! Акт говорения — это тоже движение. Папа, сам того не зная, закладывает базу. А если дома принято собираться за одним столом и обсуждать, как прошел день, читать книги на ночь и играть в настольные игры, общаясь при этом, то семья уже очень многое сделала для того, чтобы в логопедическом кабинете у ребёнка всё получилось.
Часто обращаются родители предшкольников и просят поставить ребенку звук «Р», потому что «учительница сказала».
Но есть и одна интересная тенденция. Сегодня все больше детей приходят с множественным нарушением звукопроизношения. Мама слышит, что ребенок не произносит звук «Р», заявляет об этом как о единственной проблеме и записывает его на занятия: «Нам всего одну буковку поставить!». А во время диагностики выясняется, что «С» у ребенка звучит нечетко, с неприятным призвуком, потому что малыш не удерживает язык за зубами. А «Ш» и вовсе произносится за счет губ, в то время как язык лежит на дне ротовой полости. Звук «Л» тоже никого не беспокоил, но у малыша горит «вампа», а зимой он планировал кататься на «выжах». И таких случаев очень и очень много. Родители — не специалисты: то, что мама и папа воспринимали как милую особенность детской речи, на деле оказывается серьезной проблемой.
Еще увеличилось количество запросов на запуск речи. Ну не говорят трёхлетки! Или говорят, но мало. Медики ставят задержку речевого развития и рекомендуют начать занятия с логопедом. Страшно подумать: родители готовы возить малыша на занятия к специалисту, тратить время, финансы, силы. Но при этом не могут сделать самое простое, что ТОЧНО поможет — выключить дома телевизор и убрать гаджеты.
Большая часть этих детей — здоровые, хорошие малыши. Они могли бы говорить красиво, если бы было с кем. Речь — это деятельность. Она развивается в процессе общения человека с человеком. Побудьте со своим ребёнком наедине — это бесплатно, просто и интересно.
Что здесь посоветовать? Ищите специалистов, которые работают в вашей возрастной категории и обходите стороной «универсалов», потому что практика с ними результата не даст. Логопеды тоже специализируются на одном-двух направлениях.
Я работаю с дошкольниками, и подростка на занятия не возьму. Есть профи в коррекции заикания и запуске речи, а существуют специалисты в области коррекции нарушений чтения и письма. Логопедов много, но у каждого из нас своя ниша, в которой мы максимально продуктивны. Не бывает врача, который и зуб вырвет, и аппендицит удалит, так не может быть и логопеда, который одинаково хорош и в работе с ребёнком, и в практике со взрослым человеком.
Если в объявлении специалист обещает решить проблемы всех возрастных групп, то он либо ещё не нашёл себя в профессии, либо просто лукавит.
Большинство известных мне взрослых, у которых есть трудности со звукопроизношением, стесняются этого. Для них действительно тяжело обратиться к специалисту и рассказать о проблеме.
В логопедической работе со взрослыми действуют те же самые принципы, что и в работе с ребенком. Вы не должны заниматься самолечением, подбирать себе комплексы упражнений, смотреть ролики, пробовать и надеяться, что это даст результат. Только специалист может оценить ситуацию в целом и подобрать соответствующие методы и приемы коррекции.
В работе со взрослыми есть и еще один нюанс — они быстро сдаются. Взрослый человек на виду. Представьте себе руководителя фирмы, который всю жизнь картавил. Подчиненные уже привыкли и не воспринимают его иначе. И вот он решил это исправить. Логопед начинает работу, звук появляется, но его нужно автоматизировать и закреплять. И если для дошкольника это не проблема, то взрослому произнести звук не так стыдно. Окружающие начинают смотреть с удивлением, шутят, задают неудобные вопросы.
Это не значит, что логопеда во взрослом возрасте искать не стоит. Просто будьте готовы к тому, что у него нет волшебной палочки. Постарайтесь подобрать время. Может быть, лучше начать заниматься с логопедом в отпуске и оттачивать навыки в семье с близкими людьми.
Еще я вижу, что сегодня появилось большое количество курсов, на которых людей учат говорить красиво, грамотно и понятно выражать свои мысли. Помните: грамотная, красивая, развернутая речь нужна любому человеку. Хотя бы потому, что все мы думаем словами. И только глухонемые от рождения люди думают картинками. И здесь уместно поставить знак равенства. Красивая речь равно интересный собеседник с богатым внутренним миром.
Нужно ли искать для этого логопеда? Нет. А вот читать хорошие книги важно обязательно, потому что для взрослого человека это самый простой способ поработать над словарным запасом и грамотным построением фразы.
Ребенок еще не умеет читать и писать, поэтому для него идеал — это речь взрослого. Но взрослые люди могут найти и другой образец. Читайте! И не новостную ленту, а произведения художественной литературы. Ничего доступнее и лучше для развития речи во взрослом возрасте пока не придумали.
А что такое дислексия и как ее распознать, читайте в материале по ссылке.
С какого возраста необходимо следить за развитием детской речи, и в каких случаях необходимо показать ребёнка логопеду?
Речь — это сложная психическая функция, которая начинает развиваться задолго до того, как ребёнок произнесёт первое слово.Особенности протекания беременности и родов могут повлиять на развитие детской речи. Если беременность прошла с осложнениями, где будущая мама плохо себя чувствовала, имела вредные привычки, а сами роды оказались тяжелые, то стоит уделить особое внимание состоянию ребёнка.
Важно регулярно наблюдаться у невролога с малышом, чтобы не упустить момент и вовремя оказать помощь. В первые месяцы речь ребёнка развивается по заложенной в любого человека генетической программе, этапы развития которой можно отследить. Здесь все просто: сроки четко определены и прописаны в литературе.
Педиатр, который наблюдает вашего малыша, обязательно зафиксирует, вовремя ли возникли гуление и лепет. Если ребёнок здоров, он обязательно пройдёт через эти этапы. Это биологический закон, который действует вне зависимости от того, в какой стране малыш появился на свет. Проблемы с гулением и лепетом сразу же сигнализируют взрослому: что-то не так, нужны дополнительные обследования, нужен врач. Например, гулить или лепетать начинают даже глухие дети. Вот только процесс гуления у них протекает вяло, а лепет и вовсе затухает, едва возникнув. Это такая лакмусовая бумажка, нормы, которые не вызывают разночтений. На них ориентируются и врачи, и специалисты, и родители.
А вот дальше на развитие речи начинает влиять окружение ребёнка и его индивидуальные особенности. Поэтому оценить, всё ли в порядке, становится всё трудней. Мы все разные: кто-то свободно владеет тремя языками, пишет длинные письма мелким почерком и с легкостью подбирает 20 синонимов к слову «красиво», а другой набирает короткие сообщения на смартфоне, говорит «лады» и морщится, если необходимо выступить с докладом на совещании. В обоих случаях человек пользуется речью. Понятно, что в первом варианте она богаче и выразительней.
Уже здесь возникают разночтения: что считать минимальной нормой, к чему нужно стремиться? И разные мнения бытуют даже среди специалистов. Представители старой школы бьют тревогу, если у ребёнка к году не появилось 10−15 слов, пусть даже очень коротких, лепетных: «мама», «папа», «би-би», «пи-пи», «дай», «на» и другие. К полутора-двум годам они ждут прилагательных «хаёсий», то есть «хороший», «маненький» или «маленький», а ещё — коротких предложений по типу «Дай мяч», «Хочу пить», «Иди спать». Новое поколение с укором качает головой и просит не торопить ребенка: и ждать 10 слов уже к двум годам.
Ни в какой другой сфере нет таких отличий, как в сфере развития речи. Конечно, родители теряются. Сначала им советуют подождать, ведь дети разные. Потом рекомендуют отдать ребёнка в сад, уж там разговорится. Следом — потерпеть до трёх лет. А кто-то уверенно утверждает, что логопед раньше пяти и вовсе не занимается. Как быть?
Не бойтесь обращаться за консультацией, если сомневаетесь. И лучше не к одному, а к двум, трём, четырём, если понадобится, специалистам.
Настоящий профессионал ориентируется не на условные нормы, а на картину развития в целом. Да, у Пети в его год и три еще нет первых слов, но он хорошо развит физически. У него нет отягощающих факторов в анамнезе. Петя активен и любознателен, он понимает речь. Например, может принести машинку, когда мама попросит об этом. А еще Петя показывает на разные предметы пальчиком и внимательно следит за мамиными губами, когда она протягивает: «Ууутя», «тааам», «дааай».
Для специалиста очевидно: Петя активно накапливает словарный запас. После консультации он обязательно успокоит маму, даст общие рекомендации о том, как активизировать речь ребенка. И попросит показать малыша через пару месяцев.
С Васей история совсем другая. Угроза выкидыша во время беременности. Ребенок родился с гипоксией, он вялый и заторможенный, не реагирует на речь, не пользуется указательным жестом, а еще плохо спит по ночам. Вася тоже не произносит первых слов, но в этом случае ждать, что ребенок вот-вот заговорит, значит тешить себя пустыми надеждами. Напротив, родителям нужно как можно быстрее обратиться к неврологу, провести дополнительные обследования, начать коррекционную работу.
Уважаемые родители, не ждите, когда дело касается речи. Если проблемы действительно существуют, важно начинать коррекцию как можно раньше.
Представьте себе, что речь — это автобус. Сверстники сели и поехали, а ваш малыш почему-то замешкался и сесть не успел. Хорошо, что есть такси! Это те самые коррекционные технологии. Заниматься с логопедом — это условно посадить ребенка в «такси». И он обязательно догонит «автобус» или даже перегонит, если автобус недалеко отъехал. Но стоит подождать на остановке часок, и догнать автобус никакое такси, конечно, не сможет.
Я очень хорошо помню, как в моем кабинете горько плакала мама пятилетнего мальчика. Малыш был тихим и спокойным. Хлопот не доставлял: на прогулке лепил куличики, дома катал машинки. Не приставал, не шалил, не требовал. А потом подошла его очередь идти в детский сад. Тут-то и выяснилось, что мальчик не просто «молчун» и «флегматик». Он действительно не понимает, когда воспитатель зовет его мыть руки. Не умеет рисовать и лепить, с трудом удерживает карандаш. Не находит на картинке кошку и домик. И вообще единственное слово, которое воспитатели услышали от него за первую неделю — это «дай». Я прошу мальчика показать, где ушки, где носик, пробую играть в «ку-ку». Мама плачет, а малыш молчит и смотрит на странную тетю.
Спрашиваю:
— Вы не замечали, что он не такой, как остальные дети?
Мама говорит абсолютно искренне:
— Нет, не замечала. Это мой первый ребенок. Откуда я знаю, как должно быть? Я много работаю. За ним приглядывает бабушка. Она не жаловалась.
Если вы думаете, что эта история единична, увы и ах. Каждый год в моем кабинете сидит три-четыре будущих первоклассника. Учительница на подготовке сказала: «Ваш ребенок не выговаривает звуки. Займитесь: до школы нужно исправить!» Начинаешь обследовать: словарь бедный, короткий текст не пересказывает, с трудом запоминает стихи, звукопроизношение нарушено. Звуки поставим, а вот остальное уже не успеем. Спохватились, да поздно. Мне искренне жаль этих ребят. Я понимаю, с каким трудом они будут учить параграфы, писать изложения и сочинения и просто общаться. Просто мама и папа «не знали» и вовремя не пришли.
Говорю еще раз: не ждите! Спрашивайте специалистов. Если появились сомнения, возьмите ручку и тетрадь и выйдите с ребенком на детскую площадку. Понаблюдайте за его ровесниками. Что они умеют в этом возрасте? А у вашего малыша получается? Запишите всё, что бросится в глаза. Только не впадайте в панику, а спокойно фиксируйте. Постарайтесь уловить отличия. Например, Саша и Катя говорят очень понятно, а мой неразборчиво. Мой мычит и показывает пальцем, а Женя кричит «Дай!». Обратите внимание, что разница в возрасте между детьми должна быть не больше трех месяцев. Записали? А теперь прочитайте и подумайте, нужно ли идти к логопеду.
Могут ли родители самостоятельно определить, что ребёнку нужен логопед, или его с какого-то возраста в любом случае нужно водить к специалисту?
Логопед — это специалист по коррекции речевых нарушений. Если у ребёнка нет трудностей и проблем с развитием речи, то и логопед ему не нужен.Сегодня, согласно данным Министерства просвещения, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Если исходить из этой статистики, то для современного дошкольника посещение логопеда входит в «джентльменский набор» наравне с развивашками, спортивными секциями и подготовкой к школе.
Успех развития детской речи во многом зависит от родителей, от того, смогут ли они создать благоприятные условия.
Чтобы ребенок хорошо и четко говорил, его мышцы должны быть готовы к этому. Замечали, что маленькие дети всегда неправильно произносят слова? Артикуляционный аппарат еще не окреп, вот и появляются в речи «масины» (машины), «обаты» (роботы) и «баба» (бабушка). Это нормально.
Ребенок растет, развивается и постоянно тренирует мышцы. Он только родился, а тренировка уже началась. Вот мама приложила малыша к груди, а он старательно вытягивает губы трубочкой и укрепляет губную мышцу. Пока кроха сосет молоко, движения языка повторяются около тысячи раз. Представляете, какая серьезная нагрузка. Мама введет прикорм, и ребенок будет зажимать губы, выплевывать, если еда ему не нравится, кашлять. Это тоже тренировка. А уж когда дело дойдет до твердой пищи... Завтрак, обед и ужин — это лучшая артикуляционная гимнастика в мире! В процессе кормления малыш хорошо чувствует мышцы артикуляционного аппарата и учится управлять ими.
Казалось бы, что может пойти не так? В современном мире многое. Мама пытается приучить ребенка к твердой пище, но малыш капризничает, кривится, отказывается кушать. Ещё бы: жевать мясо тяжело, то ли дело вкусные сосиски. Если мама проявит настойчивость, мышцы окрепнут, и кроха постепенно привыкнет. Но она думает: «Ой, он же голодный! Может быть, ребёнок мясо не любит». Разве сложно современной женщине перебить суп блендером до состояния пюре? Кроха счастлив и сыт, мама тоже довольна, а к пяти годам выясняется, что у ребенка слабые, плохо координированные мышцы губ, щек, языка.
Отсюда и «каша во рту», и необходимость специальных артикуляционных упражнений. Не натренировал мышцы в обычной жизни, теперь сидит перед зеркалом, специальный артикуляционный комплекс отрабатывает.
То же самое касается накопления словаря и развития связной речи. Ребенку много читают, водят его в парк, цирк, на выставки и детские спектакли? Он узнает много новых слов, это очевидно. Взрослые часто разговаривают с дошкольником, с интересом выслушивают его ответы? Ребенок научится выражать свои мысли.
Но мы живем иначе. Современным родителям разговаривать с ребенком некогда. И это не их вина. Они много работают. Заберёт мама ребёнка из детского сада, пока дошли до дома — восьмой час. Ну что тут можно успеть? Приготовить ужин, посмотреть мультик и спать пора ложиться.
Раньше люди тоже много работали, но время на общение оставалось. Компьютеров и планшетов не было, а телевизор показывал пару каналов. Пока мама готовит или занимается делами, ребенок рядом скучает и ведет беседы. Расскажет про то, как Петя и Ваня из-за машинки поссорились, а Витя банку с краской опрокинул, ладоши в зеленый цвет перемазал и был похож на лягушку. Про невкусный суп в саду тоже сообщит: «Понимаешь, мама, в нем лапша длинная. А я люблю короткую!». Да мало ли тем для разговора мамы и почти взрослого человека.
Сейчас у современных родителей выбор не так уж велик:
- Оставить все, как есть, и продолжить жить в духе XXI века: всегда спешащие, занятые и еле-еле находящие силы на что-то и принимающие как данность — ребенка надо записывать к логопеду.
- Менять свои привычки и статистику Министерства просвещения.
Вечером вижу: ссорятся в раздевалке детского сада, иду разнимать и выговариваю строго:
— Ребята, вы же рядом пяти минут побыть не можете! Представляю, что у вас дома творится: скандал за скандалом.
А старший глаза на меня поднимает и улыбается хитро.
— Ну что вы, Наталья Юрьевна, мы дома не ссоримся вообще. У него свой планшет, у меня — свой. Нам драться некогда.
Ну что тут скажешь? Видимо, современной семье без логопеда обойтись можно. Но сложно.
Могут ли родители сами исправить речь ребёнка, и если нет, то почему?
Время от времени мы все занимаемся самолечением. Возможно, у нашей нации такой менталитет. А может быть, условия жизни вынуждают справляться самостоятельно. Как подумаешь в сезон простуд про длинную очередь, которую нужно отсидеть в поликлинике, и рука невольно тянется к разрекламированному пакетику от жара, боли и воспаления. Потом вспоминаешь, что мама теплое питье советовала, а тете Гале горчичник вроде помог. Как-то так за неделю простуда и проходит, то ли благодаря лекарствам, то ли просто уже пора. Но ни одному человеку в здравом уме не придет в голову самостоятельно вырезать аппендицит, удалять миндалины, сращивать сложный перелом. Да и при болях в сердце вы будете искать надежного специалиста.Так и с нарушениями речи!
Бывают совсем незначительные проблемы. Вот Коля, прекрасный ребенок. Развивается по возрасту, любознательно и активный. Он много и с удовольствием читает. С легкостью запоминает длинные тексты. А уж как про последнюю поездку в зоопарк так рассказывал! Все родственники слушали, открыв рот.
Единственное, чему еще не научился Коля, это выговаривать звук «Л». Мальчику в конце лета идти в школу, и хорошо бы в первый кЛасс, а не «кйасс». Мама Коли находит ролик в интернете. Посмотрела, попробовала на себе: вроде бы все понятно. Подзывает Колю, пробуют вдвоем. Язычок прикусили, «погудели», а потом за зубки спрятали. Коля радуется: получилось. Мама Коли радуется: ура, справилась. Пару недель еще поправляет сына, а потом и вовсе забывает о том, что у Коли были какие-то трудности. Конечно, Колина мама будет рассказывать всем знакомым: «Ой, да что там сложного... Любой справится!».
А вот у Колиного друга и ровесника Васи ситуация иная: он половину звуков не выговаривает, да и вообще у него «каша во рту». Но мама Васи дружит с мамой Коли и тоже решает исправить речь мальчика самостоятельно. Вот только для Васи все это закончится печально: потерянным временем, усталостью и ненавистью ко всему логопедическому. У Васи сложное нарушение речи: ребенку недостаточно прикусить язык и «погудеть». Надо начинать с укрепления мышц, с массажа, а еще над вниманием было бы неплохо поработать, иначе Вася постоянно будет «терять» звук, который научился выговаривать. Васе нужен логопед, и много-много маминых попыток спустя они обязательно окажутся в кабинете специалиста. Вот только логопеды таких учеников не любят, потому что таких ребят приходится переучивать.
В моей практике часто встречаются дети, которые после домашних уроков произносят звук «Ш» губами. Делают «окошко», как показала мама, и дуют. Но родитель все-таки не специалист. Она не обратила внимание на то, что мышцы языка у ребенка слабые, удержать его поднятым вверх малыш не может: язык приподнимается ненадолго, а потом падает и остаётся лежать за нижними зубами. А ребёнок хочет порадовать маму, старается. Мама слышит что-то похожее на «Ш». Ей кажется: «Ой, почти получилось. Надо ещё немножечко потренироваться». А в это время у ребенка складывается и закрепляется привычка неправильно, искаженно произносить звук. Такие занятия мало того, что не принесут результата: в кабинете специалиста этот ребенок проведет намного больше времени, чем мог бы. Ведь логопеду придётся не просто ставить звук, а отучать ребёнка от звука, к которому он привык — ломать привычку и начинать заново.
Головная боль многих логопедов — это родители, которые пытались научить своего ребёнка произносить звук «Р».
Да, у кого-то получилось. Моя коллега рассказывала мне со смехом, что лично её в детстве научила «рычать» подруга по детскому саду. Показала во время прогулки: «Ну чего ты не понимаешь? Вот сюда язык надо. Вот так, наверх. И дуй». Немного настойчивости и долгожданное «рррр» появилось само собой. Коллеге повезло. Она была из той категории детей, у которых все готово к произнесению звука. Тут с постановкой и дошкольник справится.
Но гораздо чаще встречаются ситуации, когда ребенок физически не может воспроизвести звук: не поднимается у него язык вверх, а если и поднимается, не хватает силы выдоха, чтобы создать нужную вибрацию. А мама настаивает: «Скажи “Р”», и папа поддерживает: «Это легко: “РРРыба”!». В конце концов ребенок произнесет звук «Р», только ненормативный. Не тот, когда дрожит кончик языка, а французский, грассирующий, рождающийся где-то в горле. Избавиться от такого горлового «Р» будет очень и очень сложно.
И это только то, что касается звукопроизношения. А ведь еще есть словарь, грамматика, связная речь. С тяжелыми нарушениями речи, когда страдает несколько или все ее компоненты, справиться может только специалист. И чем раньше ребенок начнет занятия с логопедом, тем лучше.
Не тратьте время, если не живете где-то далеко: там, где логопедов не найти. Обращаться к интернет-роликам тоже не стоит. Лучше приходите на консультацию! С легкой проблемой специалист справится за несколько занятий: гораздо быстрее, чем это сделали бы вы. А если нарушение сложное, прямо скажет об этом, и вы не потеряете драгоценное время.
А если вам хочется попробовать себя в роли логопеда, лучше закрепляйте дома то, чему специалист научил ребенка. В кабинете логопеда малыш начал произносить слова с трудным звуком? Отрабатывайте их дома. Добрались до предложений? Следите за тем, как ребенок использует звук в самостоятельной речи, контролируйте и поправляйте его. Разучивайте с дошкольником стихи, насыщенные трудным звуком. Так вы сэкономите не только время, но и собственные деньги.
Через сколько занятий у логопеда стоит ждать первых результатов?
Сегодня многим детям требуется помощь логопеда, а спрос рождает предложение и конкуренцию. Появилось огромное количество специалистов, которые в рекламных объявлениях пишут: «Результат после пяти занятий» или «Десять уроков, и ваш ребенок скажет “Р”».Но, как и в любой рекламе, здесь нужно обращать внимание на мелкий шрифт, а точнее, знать, что не договаривают. Если у ребенка нет проблем с мышечным тонусом, то есть язык слушается малыша, вызвать звук можно буквально на первом занятии. Направит логопед детский язык зондом в нужное положение, удержит и куда деваться? Тут и «засвистишь», и «зазвенишь», и «зашипишь». А родители радуются: «Слышу, звук есть! Ай да специалист, какая умница». Вот только постановка звука и его автоматизация — абсолютно разные вещи. Родители-то хотят, чтобы ребенок проговаривал звук в словах, фразах, в самостоятельной речи. А малыш тянет по просьбе взрослого «шшш» и продолжает носить «сапку» и закрывать «скаф».
Автоматизация — процесс длительный. Чтобы у человека сформировалась та или иная привычка, в среднем требуется 21 день. Ориентируйтесь на этот срок. Примерно за это время ребенок «привыкнет» произносить звук в обычной жизни. И это при условии, что не было других сопутствующих факторов. Например, ребёнок научился «свистеть», а слуховое восприятие не развито. Ну не может дошкольник самостоятельно отследить, в каком слове нужно проговаривать «С», а в каком «Ш», не слышит. Естественно, что желанный результат отодвигается во времени: ведь логопеду придётся учить ребёнка слышать последовательность звуков в слове, думать и анализировать.
Процесс автоматизации иногда растягивается на год и даже больше, если у ребенка, помимо речевых проблем, есть загвоздки с памятью, вниманием и мышлением. Тогда маленькая егоза под контролем специалиста будет четко проговаривать: «Шапка и Шубка, вот и весь МиШутка», а за дверьми логопедического кабинета заявлять уверенно: «ПоСли домой!». Ему трудно следить за звуком.
Хотите понять, что чувствует ребенок? Попробуйте проговорить любую скороговорку. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Вот только вместо звука «С» произносите «К». Вы максимально концентрируетесь, думаете, прокручиваете в голове правильные варианты. И вам, взрослому человеку, трудно. Что уж говорить о ребенке.
Конечно, любой родитель переживает. И дело далеко не в деньгах: просто хочется убедиться, что поступаешь правильно и ребенок действительно в надежных руках, ему помогут.
Как можно обезопасить себя? Как минимум — спросить диплом. Нужен именно диплом о высшем дефектологическом образовании, а не диплом о профессиональной переподготовке или свидетельство о курсах повышения квалификации. Все-таки логопедия — это сложная наука и освоить её за 3−4 месяца нельзя. Вы же не доверитесь косметологу, который не имеет медицинского образования? То же самое и с логопедами. В государственных учреждениях работать без диплома запрещено законом! Подумайте, почему. И в частных кабинетах не стесняйтесь спросить этот документ у специалиста.
Обязательно присутствуйте на занятиях. Вы посмотрите, как работает логопед, многое из того, что было в кабинете, сможете повторить дома. А значит, улучшите возможный результат. Вы перестанете волноваться, потому что будете видеть то, чему учится ребенок здесь и сейчас.
Вы были в кабинете первое, второе, третье занятие. Своими глазами видели, что язык у ребенка, ну вот совсем не поднимался, а теперь коснулся края верхней губы. И это первая победа. Даже если ребёнок «зашипит» через двадцать занятий, вы не расстроитесь, а будете гордиться им. Родитель знает, каких усилий это стоило специалисту и малышу.
Какие самые проблемные звуки для постановки?
Согласно законам развития, те, которые появляются в речи ребенка позже всех. Это соноры: «Л», «Ль», «Р», «Рь». Кстати, именно появление звука «Р» с восторгом воспринимают и родители, и сам ребенок: «Я научился «рычать»! Слушайте!». И разносится звонкий «РРР!» по всей группе. Ни разу не слышала, чтобы дошкольник с таким же восторгом рассказывал: «Ой, я сказал «собака», представляете? Не «фабака», а «собака»! Здорово, правда?».Еще сегодня появилось большое количество детей с межзубным произношением. У одних ребят постоянно заложен нос, а в рот, приоткрытый для дыхания, язык прекрасно высовывается. У других есть нарушение прикуса или зубного ряда, и дети пропихивают язык в появившуюся между зубами щелочку. Вялый язык тоже будет постоянно вываливаться за зубы. Межзубное произношение некрасиво с эстетической точки зрения: кажется, что ребенок постоянно дразнится, а ещё неприятно слуху. Успех коррекции межзубного произношения во многом зависит от родителей. Им важно напоминать ребенку в обычной жизни: «Спрячь язык за зубки», «Где твой язычок? Спрячь!». Хорошо, если родители ответственные, а если нет? Тогда коррекция достаточно простого звука растягивается на долгие месяцы: специалист прикладывает усилия, добивается результата, а через некоторое время начинает все заново.
Что должен иметь ребенок к первому классу в плане развития речи? Какие звуки должны быть поставлены?
Дошкольный возраст — это золотой период для развития речи. В это время ребенок учит язык легко, по наитию, потому что так было задумано природой. Минимум усилий, максимум результата. Если угодно, это окно возможности для развития речи. К школьному возрасту от окна останется форточка, и, если вы чего-то не успели, ребенок будет учить родной язык как иностранный: опираясь на память, внимание, силу воли.Любые речевые проблемы без пяти минут школьника, скорее всего, отразятся на его письменной речи.
Ребенок с трудом различает звуки, не слышит разницы между словами «коза» и «коса»? Не удивляйтесь, но на письме он будет допускать обидные ошибки. Как услышал, так и напишет. То же самое касается звуков, которые ребенок произносит неправильно. Шестилетка глотает или путает окончания слов? Готовьтесь увидеть «воробеев» и «трамва» в школьной тетради.
А сколько усилий придется приложить, чтобы выучить заданный параграф. Мама в детском саду отмахивалась: «Ой, не давайте нам длинные роли, он не выучит!». В итоге вместе с ребенком роняет слезы над тремя параграфами по природоведению.
Многие родители легкомысленно относятся к детской нелюбви рисовать: «Ну не художник он, подумаешь...». В школе выяснится, что ребёнок не успевает писать вместе со всем классом. Рука устает. Да и ручку он держит неправильно, так что на пальце мозоль появилась.
Хотите избежать стресса в школе? Решайте речевые и сопутствующие им проблемы, пока ребенок маленький!
К какому идеалу нужно стремиться? Хорошо, если к 7 годам ребёнок:
- верно произносит все звуки;
- имеет богатый словарный запас;
- с легкостью подбирает слова, противоположные по своему значению: большой — маленький, высокий — низкий, далекий – близкий;
- свободно пользуется синонимами: «Это смелый, храбрый, отважный мальчик!»;
- любит слушать сказки;
- дважды прочитанный короткий текст запоминает и пересказывает легко;
- без труда разучивает стихи;
- рассказывает о значимых событиях, использует длинные предложения, его интересно слушать;
- может выделить первый и последний звук в слове, посчитать количество звуков в словах вроде «дубы» и «банан»;
- раскрашивает без «пробелов», не выходя за контур рисунка.
И все-таки жизнь — не соревнование. И если ребенок не соответствует описанному идеалу, это не повод опускать руки.
Сегодня в обязательном порядке детей перед первым классом осматривают врачи. Во многих детских садах и школах есть психологическая диагностика. Учителя на предшкольной подготовке обращают внимание родителей на то, что их беспокоит. Послушайте всех этих людей внимательно, а потом скажите себе: «Да, у сына (дочки) еще не все получилось. Но я знаю об этом, а значит могу действовать». Верьте в своего ребенка. Если необходимо, ищите специалиста. Начало школьного обучения — это просто очередной этап. Вы работаете над решением проблемы, и у вашего ребенка все еще впереди.
Нужно ли заниматься с ребёнком дома, помимо занятий развития речи с логопедом?
Обычно ребёнок занимается с логопедом по 30 минут два раза в неделю. Это 4 часа в месяц, при условии, что он не заболел и не прогулял. А автоматизация, то есть введение звука в речь — это в первую очередь вопрос привычки. Очевидно, что привычка сформируется быстрее, если к этим четырем часам в месяц добавить время ежедневных занятий с родителями. По 15 минут в день, 7 дней в неделю, в месяц получится еще 7 часов. Совсем другое дело, правда? Но это в идеале.В обычной жизни такого не бывает. Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые систематически занимались со своим ребёнком по заданию логопеда.
И дело здесь вовсе не в отношении к детям. Каждая мама желает своему ребёнку добра, иначе она просто не привела бы его к специалисту. Каждый папа хочет, чтобы у его сына или дочки всё получилось. Но люди есть люди, они живые. Они работают, устают, болеют, оказываются загружены домашними делами и офисными проблемами.
Да и дети тоже далеко не машины. Ребенок пробыл в детском саду почти до семи часов, потом еще к логопеду наведался. А это серьезное занятие, которые требует много сил.
Давайте учитывать все это и подходить к процессу коррекции без розовых очков.
Если бы я надеялась только на пап и мам, результат моей работы был бы весьма плачевен. Если родители помогают — это здорово. Когда по каким-то объективным причинам они не могут этого сделать, мы просто продолжаем работать. Да, результат будет достигнут в другие сроки. Там, где могло понадобиться 15 занятий, будет 30. Но самое главное, что ребенок не останется на месте. Рано или поздно он добьется успеха.
Когда вопрос касается домашнего задания, мы имеем дело с двумя величинами. Это время и деньги. Родителям просто нужно подумать и решить для себя, что именно они готовы потратить.
Ну и еще один момент, о котором почему-то всегда забывают. Развитие речи — естественный процесс. Папа и мама могут вообще не касаться домашнего задания логопеда, но при этом очень многое делать для развития детской речи.
Мама отправляет ребенка чистить зубы и следит за тем, чтобы он помассировал язычок? Плюс в речевом развитии. Бабушка лепит пирожки вместе с внучкой? Плюс к развитию мелкой моторики, а значит и развитию речи. Папа в выходные учит ребенка кататься на велосипеде? Отлично! Акт говорения — это тоже движение. Папа, сам того не зная, закладывает базу. А если дома принято собираться за одним столом и обсуждать, как прошел день, читать книги на ночь и играть в настольные игры, общаясь при этом, то семья уже очень многое сделала для того, чтобы в логопедическом кабинете у ребёнка всё получилось.
С чем в последнее время обращаются за помощью родители детей? Какая самая распространенная проблема у детей?
Это по-прежнему запрос на звукопостановку. Как и много лет назад, логопед видится специалистом по «фефектам фикции».Часто обращаются родители предшкольников и просят поставить ребенку звук «Р», потому что «учительница сказала».
Но есть и одна интересная тенденция. Сегодня все больше детей приходят с множественным нарушением звукопроизношения. Мама слышит, что ребенок не произносит звук «Р», заявляет об этом как о единственной проблеме и записывает его на занятия: «Нам всего одну буковку поставить!». А во время диагностики выясняется, что «С» у ребенка звучит нечетко, с неприятным призвуком, потому что малыш не удерживает язык за зубами. А «Ш» и вовсе произносится за счет губ, в то время как язык лежит на дне ротовой полости. Звук «Л» тоже никого не беспокоил, но у малыша горит «вампа», а зимой он планировал кататься на «выжах». И таких случаев очень и очень много. Родители — не специалисты: то, что мама и папа воспринимали как милую особенность детской речи, на деле оказывается серьезной проблемой.
Еще увеличилось количество запросов на запуск речи. Ну не говорят трёхлетки! Или говорят, но мало. Медики ставят задержку речевого развития и рекомендуют начать занятия с логопедом. Страшно подумать: родители готовы возить малыша на занятия к специалисту, тратить время, финансы, силы. Но при этом не могут сделать самое простое, что ТОЧНО поможет — выключить дома телевизор и убрать гаджеты.
Большая часть этих детей — здоровые, хорошие малыши. Они могли бы говорить красиво, если бы было с кем. Речь — это деятельность. Она развивается в процессе общения человека с человеком. Побудьте со своим ребёнком наедине — это бесплатно, просто и интересно.
Может ли обратиться к логопеду взрослый, и как это сделать?
Взрослый тоже может обратиться к логопеду, просто необходимо подобрать специалиста, с которым будет комфортно работать. Только их не так много из-за запроса. Возможно, придётся ограничиться онлайн-занятиями с логопедом из другого города. Но для взрослого и мотивированного человека это не проблема.Что здесь посоветовать? Ищите специалистов, которые работают в вашей возрастной категории и обходите стороной «универсалов», потому что практика с ними результата не даст. Логопеды тоже специализируются на одном-двух направлениях.
Я работаю с дошкольниками, и подростка на занятия не возьму. Есть профи в коррекции заикания и запуске речи, а существуют специалисты в области коррекции нарушений чтения и письма. Логопедов много, но у каждого из нас своя ниша, в которой мы максимально продуктивны. Не бывает врача, который и зуб вырвет, и аппендицит удалит, так не может быть и логопеда, который одинаково хорош и в работе с ребёнком, и в практике со взрослым человеком.
Если в объявлении специалист обещает решить проблемы всех возрастных групп, то он либо ещё не нашёл себя в профессии, либо просто лукавит.
Есть ли какие-то распространенные случаи, с которыми обращаются взрослые?
Я — дошкольный логопед, поэтому взрослых в работу не беру. Но тем не менее, мамы часто признаются мне, что делают упражнения вместе с детьми.Большинство известных мне взрослых, у которых есть трудности со звукопроизношением, стесняются этого. Для них действительно тяжело обратиться к специалисту и рассказать о проблеме.
В логопедической работе со взрослыми действуют те же самые принципы, что и в работе с ребенком. Вы не должны заниматься самолечением, подбирать себе комплексы упражнений, смотреть ролики, пробовать и надеяться, что это даст результат. Только специалист может оценить ситуацию в целом и подобрать соответствующие методы и приемы коррекции.
В работе со взрослыми есть и еще один нюанс — они быстро сдаются. Взрослый человек на виду. Представьте себе руководителя фирмы, который всю жизнь картавил. Подчиненные уже привыкли и не воспринимают его иначе. И вот он решил это исправить. Логопед начинает работу, звук появляется, но его нужно автоматизировать и закреплять. И если для дошкольника это не проблема, то взрослому произнести звук не так стыдно. Окружающие начинают смотреть с удивлением, шутят, задают неудобные вопросы.
Это не значит, что логопеда во взрослом возрасте искать не стоит. Просто будьте готовы к тому, что у него нет волшебной палочки. Постарайтесь подобрать время. Может быть, лучше начать заниматься с логопедом в отпуске и оттачивать навыки в семье с близкими людьми.
Еще я вижу, что сегодня появилось большое количество курсов, на которых людей учат говорить красиво, грамотно и понятно выражать свои мысли. Помните: грамотная, красивая, развернутая речь нужна любому человеку. Хотя бы потому, что все мы думаем словами. И только глухонемые от рождения люди думают картинками. И здесь уместно поставить знак равенства. Красивая речь равно интересный собеседник с богатым внутренним миром.
Нужно ли искать для этого логопеда? Нет. А вот читать хорошие книги важно обязательно, потому что для взрослого человека это самый простой способ поработать над словарным запасом и грамотным построением фразы.
Ребенок еще не умеет читать и писать, поэтому для него идеал — это речь взрослого. Но взрослые люди могут найти и другой образец. Читайте! И не новостную ленту, а произведения художественной литературы. Ничего доступнее и лучше для развития речи во взрослом возрасте пока не придумали.
А что такое дислексия и как ее распознать, читайте в материале по ссылке.
Автор: Александра Мосина