На частном аукционе картину Поленова «Христос и грешница» как-то продали за 4 миллиона фунтов – реально? И почему так дорого?
В Тульской области имя Василия Поленова — не просто часть художественной истории. Именно здесь, в Заокском районе, художник реализовал идею, которой придерживался многие годы: создать музей в провинции и сделать искусство доступным широкой публике. Картины Поленова стоят миллионы, а полотно «Христос и грешница» однажды ушло с молотка за четыре миллиона фунтов стерлингов! Реально? И почему так дорого?
Краткая биография
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году. Происходил из культурной дворянской семьи. Учился в гимназии Петрозаводска, затем в Санкт-Петербургском университете и в Императорской Академии художеств. В 1867 году посетил Всемирную выставку в Париже, после чего защитил магистерскую диссертацию об искусстве и ремесле.
С конца XIX века художник жил и работал в усадьбе «Борок» в Заокском районе. Этот архитектурно-ландшафтный комплекс стал его творческой площадкой и фактически первой реализацией идеи провинциального музея.
Поленов писал, что хочет «сделать важное для России — открыть музей в провинции». Усадьба стала таким центром: сегодня здесь работает Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник «Поленово». В коллекции — семейные архивы, этюды, крупные полотна и документы о жизни художника.
Кто из вас не без греха?
Одним из ярких эпизодов биографии художника считается история вокруг картины «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница»). Работа была представлена на выставке передвижников в 1887 году и вызвала серьёзные споры — часть критиков посчитала трактовку евангельского сюжета неканоничной. Он рассказывает о том, как к Иисусу фарисеи привели блудницу. Те пояснили, что Моисей в законе заповедовал «побивать таких камнями». Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Таких не нашлось.
По архивным источникам, картина привлекла внимание императора Александра III, который приобрёл её ещё до открытия выставки. При этом художнику пришлось сменить название, убрав прямую евангельскую цитату. Спор вокруг полотна стал частью художественной истории конца XIX века.
Существует предание, что Президент Академии Художеств великий князь Владимир, осмотрев картину, заявил, что «вредна для народа». Споры закончились, когда выставку посетил Александр III.
Фонды российских музеев — Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина и музея-заповедника «Поленово» — хранят значительную часть «канонических» работ художника. Коллекции используются в выставочной деятельности и научных исследованиях.
Интерес к полотнам художника стабильно высок. На международных торгах зафиксированы рекордные продажи:
«Кто из вас без греха?» (1908) — Bonhams, Лондон, 30 ноября 2011 г., итоговая цена: £4 073 250.
«Повинен смерти» (1906) — Bonhams, 30 ноября 2011 г., результат: £2 841 250.
Картина «Голгофа» («Стояли вдали…») ушла с молотка на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне. Итоговая цена составила £1,5 млн.
«Христос и грешница» в 2011 году на аукционе Bonhams являлась топ-лотом русских продаж наравне с другой картиной той же тематики «Он виновен в смерти». Они обе являются частью монументальной серии художника «Жизнь Христа».
«Он виновен в смерти» ушла почти в три раза дороже изначальной цены (2,8 миллиона фунтов), а «Христос и грешница» вообще пробила отметку в четыре миллиона фунтов стерлингов!
«Технически безупречные и эмоционально сильные, эти работы показывают Поленова на самом пике его творчества. Итоговые цены говорят о спросе на такие работы на международном рынке», – цитировали РИА Новости главу русского отдела Bonhams Евгения Теслюка.
На воплощение замысла, писала «Комсомольская правда», Поленову потребовалось больше 15 лет. Первый эскизы и этюды были сделаны в 1872-м и 1876-м годах. Художник был недоволен результатами. В 1881-м умерла сестра Поленова Вара Дмитриева. Она взяла с брата обещание закончить работу над этой картиной.
Поленов совершил несколько путешествий в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита местности. Художник считал, что крайне важна историческая достоверность.
Христос на картине изображен максимально приближенным к жизни – будто не бог, а человек, мудрец, странник. Сообщалось, что цензуре именно это и не понравилось – «нарочитая простота». Говорили, что Лев Толстой вообще назвал поленовского Христа «полотером»!
Пейзажи
Пейзажи художника также регулярно появляются в каталогах крупных аукционных домов. По данным сводок, крупные полотна продавались в диапазоне от нескольких сотен тысяч до почти миллиона долларов. В одном из примеров зафиксирована сумма порядка $887 660 за крупный пейзаж «Оять».
Заметным событием на внутреннем арт-рынке стала продажа картины Василия Поленова «Венеция. Канал». По данным издания Forbes, работа ушла на онлайн-торгах за 64,9 млн рублей, включая 18-процентную комиссию.
Полотно создано в 1897 году во время поездки художника в Италию. Этот период считается одним из важных в его творчестве: после возвращения Поленов написал серию этюдов и пейзажей, вошедших в поздний «итальянский цикл».
Этюды и графические работы Поленова на открытом рынке оцениваются значительно ниже — в диапазоне тысяч и десятков тысяч долларов.
Работы художника часто переходят из частных коллекций в музеи и наоборот. Передаукционные показы, включая выставки в российских музеях, традиционно повышают интерес к лотам и их рыночную стоимость.