Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку: почему происходят конфликты между учениками и учителями, и как вести себя в кризисных ситуациях взрослым и детям

Фото: Freepik.com

Острые конфликтные ситуации между учителем и учениками часто происходят в школах, но редко становятся предметом общественного обсуждения. Тем не менее, в Тульской области был ряд резонансных случаев, которые повлекли за собой проверки и дебаты, в том числе совсем недавно. Как решить конфликт между учителем и учеником, и к чему вообще могут привести излишние эмоции в школе?

В ноябре в сети начал вируситься ролик: учительница биологии, заходя в класс, выкрикивает: «конченые идиоты». В комитете по образованию Плавского района пояснили: эмоциональная фраза прозвучала на перемене, в коридоре, и не была адресована ученикам — дети оказались случайными свидетелями. Педагога называют «высококвалифицированным специалистом», но пользователи соцсетей разделились в оценках — от резкого осуждения до защиты учителя, который оказался в стрессовой ситуации.


Другой инцидент – тоже из Плавска, где педагог даёт ученику подзатыльник, вызвал общественный резонанс, несмотря на то, что был заснят около двух лет назад. Но появилась запись только в ноябре 2025-го. Видимо, сразу после инцидента с «кончеными идиотами». В 2023-м уже проводили проверку: с учителя сняли классное руководство, но его оставили работать, отметив большой педагогический стаж. Тем не менее, как только видео вновь появляется в публичном поле, родители и учителя каждый раз возвращаются к спору о том, какими мерами допустимо удерживать дисциплину.


Крайне резонансный случай последних лет — история в Советске, где учитель английского, по словам очевидцев, в октябре 2022 года схватила ребёнка за шею прямо на уроке. На записи слышны хрипы и шлепки, педагог кричит на мальчика за использование телефона. Учительницу уволили в тот же день, когда информация дошла до руководства. Родителей попросили «не писать заявление», но история в итоге утекла в сеть.


Ещё один эпизод, поднятый в обсуждениях, относится к 2016 году, когда в тульской школе № 23 учитель русского языка и литературы во время урока ругалась матом и унижала учеников. Тогда комиссия по служебной этике установила нарушение профессиональных норм, педагога уволили «по собственному желанию». Управление образования подчёркивало: причины её эмоционального срыва не оправдывают поведения, и школа должна создать условия, исключающие давление на учеников.


Как показывает практика, каждый подобный эпизод вызывает один и тот же круг вопросов: что учителю можно, а что нельзя? А что, наоборот, обязан соблюдать ученик? И почему вообще отношения между школьниками, педагогами и родителями так часто доходят до конфликта?

Что разрешено и что запрещено в школе: разъяснения министерства образования

Может ли учитель повышать голос?


Нет. Педагог обязан соблюдать профессиональную этику и уважать человеческое достоинство ребёнка. Повышенный тон, унижения, угрозы, оскорбления — прямой запрет.


Может ли педагог забрать смартфон?


Нет, изымать телефон учитель не вправе. На уроках пользоваться им запрещено, кроме случаев угрозы жизни и здоровью. Но максимум, что может сделать педагог — сделать замечание и провести профилактическую беседу. На переменах телефон разрешён.


Можно ли поставить плохую оценку за поведение?


Нет. Оценка — только за знания. Поведение, опоздания, разговоры, использование телефона не могут снижать отметку. При этом в 10 школах региона с 2025/2026 года стартует эксперимент с отдельной оценкой поведения — но она не будет влиять на успеваемость.


Как решаются вопросы дисциплины?


В тульских школах применяются три уровня мер — замечание, беседа, работа с родителями. Отчисление — самая жёсткая мера — возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. В прошлом году ни одна школа региона такой инициативы не выдвигала.

Мнение психолога

«Учителя работают на высокой эмоциональной нагрузке: 25–40 детей в классе, разные темпераменты, разные темпы обучения. Реакции мгновенные, а времени восстановиться нет», — отмечает психолог Майя Андрияничева.


По её наблюдению, ключевые причины срывов — хроническое эмоциональное перенапряжение, отсутствие поддержки и чётких правил, а также личные трудности педагога.

Почему это происходит

Эмоциональная перегрузка.


 «Пятый раз за день она пытается урегулировать дисциплину, и в какой-то момент срабатывает уже не педагог, а уставший человек», — поясняет психолог.


«В школе часто непонятно, что можно делать, а что нельзя. Учитель отвечает за результат, но инструментов воздействия всё меньше, отсюда чувство беспомощности».


Личные факторы. Учителя тоже люди: болезни, семейные проблемы, усталость уменьшают запас ресурса.

Почему дети «вытягивают» ресурс учителя

Пробное поведение и поиск границ. Подростки проверяют, где граница дозволенного: если учитель не показывает её спокойно и последовательно, ребёнок будет «прощупывать» дальше.


Дефицит внимания. Часто ребёнок просто хочет, чтобы его заметили: «даже негативное внимание для него лучше, чем никакое».


Стресс и перегрузка у детей. Домашние задания, секции, соцсети — всё это делает поведение более раздражительным.


Несовпадение темпераментов. «Условно эмоциональный, активный учитель + тихий тревожный ребёнок = конфликты».


Что должен делать учитель в момент конфликта

Не отвечать эмоцией на эмоцию. «Ребёнок «поджигает», учитель тушит не бензином, а водой: спокойствием, паузой, нейтральным тоном». 

Отделять поступок от личности. 


Вместо «Ты невоспитанный!»«Мне не подходит такое поведение на уроке. Давай подумаем, что можно сделать иначе».


Проговаривать правила, а не бороться за власть. Пример: «Мы начинаем урок, когда все сидят спокойно. Я подожду 10 секунд».


Иметь поддержку администрации и коллег.


«Учитель, который знает, что его действия будут поддержаны, срывается реже».


Регулярно восполнять ресурс. Супервизия, группы поддержки, психотерапия — не роскошь, а профессиональная гигиена.

Что может делать ученик

Дать спокойную обратную связь: «Мне неприятно, когда на меня повышают голос. Можно я скажу, что происходит со мной на уроке?»


Обратиться к школьному психологу — это не стыдно.


Учиться восстанавливать контакт, например, подобной фразой: «Извините, что перебивал. Я попробую в следующий раз спросить по-другому».

Что важно родителям

Не бросаться в обвинения, сначала выслушать обе стороны: «Истина почти всегда посередине».


Не обесценивать учителя при ребёнке: Фразы вроде «Да он вообще ничего не понимает» разрушают учебную мотивацию».


Помогать ребёнку анализировать ситуацию и вырабатывать совместно с учителем простой план поведения (например, короткий жест-напоминание).


«Работает только один путь — диалог в спокойной обстановке. Учитель говорит, что ему тяжело. Ребёнок говорит, что чувствует. Родитель поддерживает конструктив, а не обвинения. Администрация создаёт правила и защищает педагогов. Конфликт в школе — не трагедия, а возможность научить и взрослых, и детей эффективному взаимодействию», - резюмирует психолог.
Автор: Иван Евдокимов
Подписывайтесь на ТСН24 в