Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку: почему происходят конфликты между учениками и учителями, и как вести себя в кризисных ситуациях взрослым и детям
Острые конфликтные ситуации между учителем и учениками часто происходят в школах, но редко становятся предметом общественного обсуждения. Тем не менее, в Тульской области был ряд резонансных случаев, которые повлекли за собой проверки и дебаты, в том числе совсем недавно. Как решить конфликт между учителем и учеником, и к чему вообще могут привести излишние эмоции в школе?
В ноябре в сети начал вируситься ролик: учительница биологии, заходя в класс, выкрикивает: «конченые идиоты». В комитете по образованию Плавского района пояснили: эмоциональная фраза прозвучала на перемене, в коридоре, и не была адресована ученикам — дети оказались случайными свидетелями. Педагога называют «высококвалифицированным специалистом», но пользователи соцсетей разделились в оценках — от резкого осуждения до защиты учителя, который оказался в стрессовой ситуации.
Другой инцидент – тоже из Плавска, где педагог даёт ученику подзатыльник, вызвал общественный резонанс, несмотря на то, что был заснят около двух лет назад. Но появилась запись только в ноябре 2025-го. Видимо, сразу после инцидента с «кончеными идиотами». В 2023-м уже проводили проверку: с учителя сняли классное руководство, но его оставили работать, отметив большой педагогический стаж. Тем не менее, как только видео вновь появляется в публичном поле, родители и учителя каждый раз возвращаются к спору о том, какими мерами допустимо удерживать дисциплину.
Крайне резонансный случай последних лет — история в Советске, где учитель английского, по словам очевидцев, в октябре 2022 года схватила ребёнка за шею прямо на уроке. На записи слышны хрипы и шлепки, педагог кричит на мальчика за использование телефона. Учительницу уволили в тот же день, когда информация дошла до руководства. Родителей попросили «не писать заявление», но история в итоге утекла в сеть.
Ещё один эпизод, поднятый в обсуждениях, относится к 2016 году, когда в тульской школе № 23 учитель русского языка и литературы во время урока ругалась матом и унижала учеников. Тогда комиссия по служебной этике установила нарушение профессиональных норм, педагога уволили «по собственному желанию». Управление образования подчёркивало: причины её эмоционального срыва не оправдывают поведения, и школа должна создать условия, исключающие давление на учеников.
Как показывает практика, каждый подобный эпизод вызывает один и тот же круг вопросов: что учителю можно, а что нельзя? А что, наоборот, обязан соблюдать ученик? И почему вообще отношения между школьниками, педагогами и родителями так часто доходят до конфликта?
Что разрешено и что запрещено в школе: разъяснения министерства образования
Может ли учитель повышать голос?
Нет. Педагог обязан соблюдать профессиональную этику и уважать человеческое достоинство ребёнка. Повышенный тон, унижения, угрозы, оскорбления — прямой запрет.
Может ли педагог забрать смартфон?
Нет, изымать телефон учитель не вправе. На уроках пользоваться им запрещено, кроме случаев угрозы жизни и здоровью. Но максимум, что может сделать педагог — сделать замечание и провести профилактическую беседу. На переменах телефон разрешён.
Можно ли поставить плохую оценку за поведение?
Нет. Оценка — только за знания. Поведение, опоздания, разговоры, использование телефона не могут снижать отметку. При этом в 10 школах региона с 2025/2026 года стартует эксперимент с отдельной оценкой поведения — но она не будет влиять на успеваемость.
Как решаются вопросы дисциплины?
В тульских школах применяются три уровня мер — замечание, беседа, работа с родителями. Отчисление — самая жёсткая мера — возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. В прошлом году ни одна школа региона такой инициативы не выдвигала.
Мнение психолога
«Учителя работают на высокой эмоциональной нагрузке: 25–40 детей в классе, разные темпераменты, разные темпы обучения. Реакции мгновенные, а времени восстановиться нет», — отмечает психолог Майя Андрияничева.
По её наблюдению, ключевые причины срывов — хроническое эмоциональное перенапряжение, отсутствие поддержки и чётких правил, а также личные трудности педагога.
Почему это происходит
Эмоциональная перегрузка.
«Пятый раз за день она пытается урегулировать дисциплину, и в какой-то момент срабатывает уже не педагог, а уставший человек», — поясняет психолог.
«В школе часто непонятно, что можно делать, а что нельзя. Учитель отвечает за результат, но инструментов воздействия всё меньше, отсюда чувство беспомощности».
Личные факторы. Учителя тоже люди: болезни, семейные проблемы, усталость уменьшают запас ресурса.
Почему дети «вытягивают» ресурс учителя
Пробное поведение и поиск границ. Подростки проверяют, где граница дозволенного: если учитель не показывает её спокойно и последовательно, ребёнок будет «прощупывать» дальше.
Дефицит внимания. Часто ребёнок просто хочет, чтобы его заметили: «даже негативное внимание для него лучше, чем никакое».
Стресс и перегрузка у детей. Домашние задания, секции, соцсети — всё это делает поведение более раздражительным.
Несовпадение темпераментов. «Условно эмоциональный, активный учитель + тихий тревожный ребёнок = конфликты».
Что должен делать учитель в момент конфликта
Не отвечать эмоцией на эмоцию. «Ребёнок «поджигает», учитель тушит не бензином, а водой: спокойствием, паузой, нейтральным тоном».
Отделять поступок от личности.
Вместо «Ты невоспитанный!» — «Мне не подходит такое поведение на уроке. Давай подумаем, что можно сделать иначе».
Проговаривать правила, а не бороться за власть. Пример: «Мы начинаем урок, когда все сидят спокойно. Я подожду 10 секунд».
Иметь поддержку администрации и коллег.
«Учитель, который знает, что его действия будут поддержаны, срывается реже».
Регулярно восполнять ресурс. Супервизия, группы поддержки, психотерапия — не роскошь, а профессиональная гигиена.
Что может делать ученик
Дать спокойную обратную связь: «Мне неприятно, когда на меня повышают голос. Можно я скажу, что происходит со мной на уроке?»
Обратиться к школьному психологу — это не стыдно.
Учиться восстанавливать контакт, например, подобной фразой: «Извините, что перебивал. Я попробую в следующий раз спросить по-другому».
Что важно родителям
Не бросаться в обвинения, сначала выслушать обе стороны: «Истина почти всегда посередине».
Не обесценивать учителя при ребёнке: Фразы вроде «Да он вообще ничего не понимает» разрушают учебную мотивацию».
Помогать ребёнку анализировать ситуацию и вырабатывать совместно с учителем простой план поведения (например, короткий жест-напоминание).
«Работает только один путь — диалог в спокойной обстановке. Учитель говорит, что ему тяжело. Ребёнок говорит, что чувствует. Родитель поддерживает конструктив, а не обвинения. Администрация создаёт правила и защищает педагогов. Конфликт в школе — не трагедия, а возможность научить и взрослых, и детей эффективному взаимодействию», - резюмирует психолог.