Халява, приди от ИИ: как искусственный интеллект может изменить систему образования и сферу рабочего рынка

Фото: Freepik.com

Искусственный интеллект уже повсюду. Его используют не только обычные люди ради забавы, но и бизнесмены, политики, госструктуры. О том, какие перемены несут эти технологии, Тульской службе новостей рассказал кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Математика и информатика» Тульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Евгений Манохин.

Искусственный интеллект и рынок труда: исчезают одни профессии, появляются другие

По словам Манохина, развитие ИИ оказывает многослойное влияние на рынок труда — от автоматизации рабочих мест до появления совершенно новых профессий.

«ИИ способен автоматизировать многие рутинные операции — обработку данных, бухгалтерские расчёты, управление логистикой, простые административные задачи. Это ведёт к сокращению числа рабочих мест, занимаемых людьми, выполняющими подобные функции», — отмечает специалист.

Так, чат-боты уже частично заменяют операторов кол-центров, а автоматизированные системы учёта — сотрудников бухгалтерии и отдела кадров.


Однако, как подчеркивает эксперт, искусственный интеллект не только вытесняет, но и создаёт рабочие места.


«Развитие технологий формирует спрос на специалистов по машинному обучению, инженеров данных, аналитиков, кибербезопасников и консультантов по цифровым решениям. Эти профессии высокооплачиваемы и будут только набирать популярность», — объясняет Манохин.

Постоянное обучение — главный инструмент выживания на рынке

ИИ требует от человека гибкости мышления и готовности учиться на протяжении всей жизни.


Компании всё чаще инвестируют в повышение квалификации сотрудников, а сами работники вынуждены осваивать новые технологии, чтобы не потерять конкурентоспособность.


«Это уже не дополнительное преимущество, а жизненная необходимость. Без постоянного обучения адаптироваться к изменениям будет невозможно», — подчёркивает учёный.


Он отмечает, что переход к экономике инноваций приводит к перераспределению занятости: снижается спрос на низкоквалифицированный труд и растёт потребность в специалистах, способных работать с данными и сложными системами.


«Государству важно обеспечить поддержку людям, чьи профессии становятся невостребованными. Это могут быть программы переподготовки и поддержки безработных. Без этого рост технологий может обернуться ростом социальной напряжённости», — считает Манохин.

ИИ в высшем образовании: обучение становится индивидуальным

По мнению эксперта, искусственный интеллект способен коренным образом изменить подход к обучению.


Главное преимущество — персонализация: адаптивные платформы позволяют выстраивать образовательный процесс под конкретного студента.


«Системы на основе ИИ анализируют успехи учащегося и предлагают задания, соответствующие уровню подготовки и интересам. Образование становится более гибким и эффективным», — объясняет Манохин.


Так, искусственный интеллект уже применяется для:


подбора индивидуальных учебных программ;


рекомендаций учебных материалов на основе предпочтений студентов;


анализа ошибок и пробелов в знаниях.


Кроме того, интеллектуальные платформы делают обучение более интерактивным.


«Виртуальные ассистенты помогают студентам решать учебные задачи, отвечают на вопросы, тестируют знания и дают обратную связь в реальном времени», — говорит эксперт.

Автоматизация и новые возможности дистанционного образования

ИИ также изменяет систему оценки знаний студентов.


Алгоритмы машинного обучения позволяют проверять задания и экзамены объективно, без человеческого фактора, выявляя слабые стороны подготовки и помогая преподавателю скорректировать курс.


«Это повышает прозрачность оценки и освобождает преподавателя от рутинных функций, позволяя сосредоточиться на развитии студентов», — отмечает Манохин.


Отдельное направление — расширение дистанционного образования.


Благодаря системам на основе ИИ студенты могут получать качественное образование вне зависимости от географии.


«Онлайн-курсы становятся более доступными, особенно для тех, кто живёт в регионах. Современные платформы включают голосовых помощников и автоматическую расшифровку лекций, что делает обучение максимально комфортным», — поясняет учёный.


Кроме того, университеты всё чаще адаптируют программы под запросы рынка.


Курсами по искусственному интеллекту, анализу данных и кибербезопасности сегодня обязаны владеть будущие специалисты в самых разных сферах — от финансов до медицины.

Когда технологии требуют осторожности

Несмотря на очевидные преимущества, внедрение ИИ в образование несёт ряд рисков, предупреждает Евгений Манохин.


«Главная угроза — потеря живого человеческого общения. Машина может оценить знания, но не заменит педагога, который способен мотивировать и понимать эмоциональные состояния студентов», — считает он.


Среди других проблем эксперт выделяет:


цифровое неравенство — у части студентов нет доступа к необходимым устройствам и интернету;


ошибки и предвзятость алгоритмов, если системы обучены на неполных данных;


угрозу конфиденциальности персональных данных;


сопротивление преподавателей, опасающихся потери контроля над процессом обучения.


«Чтобы минимизировать риски, нужно обсуждать вопросы этики, прозрачности и ответственности при использовании ИИ. Только совместная работа педагогов, программистов и учёных позволит использовать технологии во благо», — подытожил Манохин.


Развитие искусственного интеллекта уже перестраивает общество — от рынка труда до университетских аудиторий. Но, как подчёркивает эксперт, технологии не вытесняют человека, а заставляют его развиваться.


«ИИ не должен восприниматься как угроза. Это инструмент, который при разумном применении может сделать труд и образование более эффективными и осмысленными», — резюмировал Евгений Манохин.
Автор: ТСН24
Подписывайтесь на ТСН24 в