Не хочу учиться, не хочу жениться, вообще ничего не хочу! Что делать, если ребёнок всё время лежит на диване и ничего не хочет – советы психолога

Фото: freepik.com

Сентябрь ещё не закончился, а желание учиться как будто уже испарилось. Точнее кажется, что у некоторых школьников оно и не появлялось вовсе: уроки им кажутся скучными и неинтересными, в кружки и секции ходить не хочется. О том, что делать, если ребёнок постоянно лежит на диване и ничего не хочет кроме смарфона или видеоигр, рассказала тульский психолог Светлана Соколова.



Первопричины, депрессия и анализы

Первое, с чего родителям следует начать, это разобраться, с какого момента ребёнку стало всё неинтересно. Возможно вспомнится событие, которое предшествовало сложившейся ситуации, тогда будет определена и первопричина. По словам Светланы Соколовой, это очень важно.



«Иногда нежелательное поведение одного из членов семьи в целом выполняет какую-то функцию в ней. Бывает, что ребёнок плохо учится, а его родители, которые всё время ругаются, объединяются только в тот момент, когда начинают сидеть и обсуждать, что с ним делать. В этом случае нежелательное поведение ребёнка служит скрепляющим фактором, стабилизатором семейной системы».

Далее необходимо оценить здоровье ребёнка и исключить депрессию, потому что если человек совсем ничего не хочет делать, возможно есть наличие депрессивного состояния: с этим нужно сходить к психиатру.

«Нужно оценить и общее состояние ребёнка, сдать анализы и определить дефициты в организме. Низкий уровень ферритина, железодефицитная анемия, проблемы в работе щитовидной железы – всё это может влиять на отсутствие в организме сил на какую-либо активность».


Проблемы в общении, неуспех, критика

Теперь рассмотрим психологические моменты, которые могли привести подростка к изоляции, ведь по сути он действительно изолируется от других.


«В этом возрасте ведущий вид деятельности – это общение со сверстниками. Поэтому возможно, что отказ от внешней социальной активности был обусловлен некими неуспехами. Может быть у него есть нарушение коммуникации и ему сложно устанавливать контакт со сверстниками, с учителями. Возможно он ощущает себя как будто на обочине, неудачником, и ему не хочется просто туда приходить и чувствовать себя некомфортно, неуютно. Может быть он вообще подвергается в классе травле и насмешкам, этот момент обязательно нужно исключить».

Другой момент – проблемы с учёбой. Ситуация неуспеха может приводить к тому, что ребёнок будет искать место, где он сможет стать успешным, например, в видеоиграх или в каких-то активностях в сети. Нереальная жизнь в этом случае помогает избежать ситуаций, которые причиняют дискомфорт и переживания.

«Далее важно понять была ли у ребёнка вообще возможность понять, что он хочет на самом деле. Не было ли в его жизни излишней критики, строгости, гиперопеки со стороны родителей, которые за него всё решали, а потом вдруг говорят, что он ничего не хочешь делать сам».


Лежачий бунт

Кроме того, нужно посмотреть, есть ли какой-то конфликт в семье, ведь ребёнок своим поведением может демонстрировать тихую забастовку. 

«Это может быть его символический язык: ты чего-то от меня хочешь, а я не буду больше выполнять твои указания, но я не буду говорить тебе об этом, не буду открыто бунтовать, просто буду игнорировать».

Не хочу учиться!

Как же быть в ситуации, когда вроде бы интересы у ребёнка имеются – погулять ходит, на футбол записался, но учиться совсем не хочет.

Здесь существует несколько вариантов.

  • Возможно, он не видит смысла в учёбе: какие-то формулы есть, а как их применять в реальной жизни – непонятно. В этом случае нужно проговорить, где и как знания могут пригодиться, вместе рассмотреть простые примеры. 
  • Неприятный опыт общения с учителями, критика, плохие оценки – и ребёнок может перестать верить в себя. Он думает, что у него всё равно не получится, поэтому зачем стараться. Здесь очень важно не давить, а поддерживать, хвалить не за оценки, а за усилия. 
  • Эмоциональное выгорание может случаться не только у взрослых, но и у детей. Возможно у ребёнка слишком плотный график: уроки, домашняя работа, секции, репетиторы. В этом случае поможет чёткий режим дня с чередованием отдыха и работы. Важно, чтобы у школьника было чёткое понимание, когда нужно потрудиться, а когда можно просто поваляться на диване и отключить голову от учёбы.

Ранее Тульская служба новостей рассказывала о том, что едят дети в тульских школах, сколько это стоит, кому положены льготы и куда можно пожаловаться.


Автор: Светлана Пургина
Подписывайтесь на ТСН24 в