Победа или смерть: что такое синдром отличника, и почему не стоит воспитывать из своего ребёнка «идеального робота»

Фото:freepik.com

Либо идеально, либо никак: с такой установкой живут люди с синдромом отличника. Из названия можно понять, что это часто затрагивает детей школьного возраста, но является проблемой и для взрослых людей. Подробнее о том, что это такое, и как не подвергнуть своего ребенка этому синдрому Тульской службе новостей рассказала психолог Майя Андрияничева.


Синдром отличника — это не медицинский диагноз, а устойчивый психологический паттерн поведения, при котором человек стремится быть идеальным и безупречным во всём, зачастую ценой собственного эмоционального и физического здоровья.


«Речь идёт не просто о любви к порядку или желании хорошо учиться. Это навязчивое стремление к совершенству, которое формируется в детстве под давлением родительских ожиданий и часто закрепляется во взрослой жизни», - объясняет психолог.

Как формируется синдром отличника

В основе — система родительских посланий:


«Ты должен быть умницей, паинькой».


«Ты у нас гордость семьи».


«Что скажут люди?»


«Пятёрка — хорошо, но почему не 5+?»

Главные причины:


условная любовь — когда ребёнка хвалят только за успехи;


перфекционистская атмосфера в семье;


родительские проекции (реализация собственных амбиций через ребёнка);


страх наказания или отвержения за неудачи;


акцент исключительно на результате, а не на процессе.


«Пример: девочка приносит четвёрку, и родители реагируют словами: «Мы договаривались только на пятёрки». У ребёнка возникает страх разочаровать и со временем — привычка связывать самооценку только с результатом», - объясняет Андрияничева.

Чем опасен синдром отличника

Если вовремя не скорректировать установки, синдром отличника сопровождает человека всю жизнь. Последствия могут быть тяжёлыми:


Эмоциональное выгорание. Постоянное напряжение, отсутствие отдыха, ощущение, что «нужно стараться ещё сильнее».


Тревожные расстройства и депрессия. Страх ошибки и чувство собственной несостоятельности могут привести к генерализованной тревожности, обсессивно-компульсивному расстройству или депрессии.


Прокрастинация. Отличники нередко боятся взяться за задачу, если не уверены в идеальном результате.


Проблемы в отношениях. Завышенные требования к себе и другим мешают близости и приводят к конфликтам.


Зависимость от чужого мнения. Без похвалы отличник словно теряет опору и ценность себя.

Что происходит в голове у «отличника»

С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, у таких людей формируются иррациональные убеждения:


«Я достоин любви только если успешен».


«Ошибка = провал = я плохой».


«Если я не лучший, значит, я никчёмный».


Отсюда вырастают когнитивные искажения: чёрно-белое мышление («либо пятёрка, либо провал»), обесценивание собственных успехов и гиперответственность.

Как не сформировать синдром отличника у ребёнка

Психолог советует родителям:


хвалить за усилия, а не только результат;


позволять ошибаться и учить видеть в этом опыт;


разделять ребёнка и его поступки («Ты дорог всегда, даже с двойкой»);


показывать на собственном примере здоровое отношение к ошибкам;


не сравнивать с другими, а только с самим собой;


обсуждать эмоции и помогать их проживать;


уважать индивидуальный темп развития.

Как избавиться от синдрома отличника взрослому

Синдром не проходит сам по себе. Это закреплённый шаблон мышления и поведения, с которым нужно работать.


В терапии психолог помогает выявить и переоценить установки, проработать страхи ошибок и отвержения, заменить убеждения на более здоровые («Я ценен сам по себе, а не только через успехи»).


В повседневной жизни полезно:


практиковать самосострадание;


пробовать делать что-то «на троечку» без самонаказания;


получать удовольствие от процесса, а не только от результата;


снижать требования к себе и другим.


«Синдром отличника — это не стремление к развитию, а болезненная установка, которая может привести к выгоранию, тревожным расстройствам и искажённой самооценке. Но хорошая новость в том, что с этим можно работать: и в детстве — через грамотное воспитание, и во взрослом возрасте — с помощью психотерапии», - подытожила Андрияничева.


Также Тульская служба новостей рассказывала о том, почему лень может быть признаком серьезных внутренних проблем.

Автор: Иван Евдокимов
Подписывайтесь на ТСН24 в