Садись, бан: как видеоигры применяются в современном образовании, и могут ли они заменить классический обучающий подход
Вопрос о том, могут ли видеоигры стать частью процесса обучения и воспитания, сегодня обсуждается всё активнее. Родители, педагоги и даже представители старшего поколения часто спорят: стоит ли использовать игры как инструмент, или же это отвлекающий фактор, способный только мешать учебному процессу. Помочь разрешить этот вопрос Тульской службе новостей помогли эксперты из Университета «Синергия» Лилия Шувалова и Михаил Пименов.
«Многое зависит от педагога»
Психолог, преподаватель кафедры спортивного маркетинга факультета спорта Университета «Синергия» Лилия Шувалова отмечает: единого мнения об использовании игр в образовании пока нет.
По её словам, эффективность игр во многом зависит от уровня цифровых компетенций педагога. Если учитель использует технологии поверхностно, то и результат будет минимальным. В таком случае игры превращаются скорее в дополнение, чем в полноценный инструмент. Однако при более глубоком подходе они способны дать действительно ощутимый эффект.
«Зачастую цифровые технологии, в частности видеоигры, в образовательном процессе носят весьма поверхностный характер и не являются одним из основных средств обучения и воспитания. Однако такой подход не позволяет раскрыть весь потенциал видеоигр в сфере образования», — поясняет Шувалова.
Какие игры применяют?
Наибольшую популярность в образовательной среде получили так называемые игры-песочницы. Это игры без жёсткого сюжета и ограничений, где ученик может свободно взаимодействовать с миром. В руках опытного педагога они становятся площадкой для моделирования процессов, изучения словарных слов, орфограмм или даже проведения групповых занятий.
Однако у подобного формата есть и риски. Педагог подчёркивает: открытые игровые пространства часто становятся приманкой для мошенников или злоумышленников, которые могут войти в контакт с ребёнком и выманить личные данные, фотографии или деньги, а затем использовать их для шантажа.
При этом существуют и более безопасные варианты — мобильные приложения, лишённые взаимодействия с другими пользователями. Такие сервисы помогают осваивать иностранные языки, математику, развивают логику и скорость реакции. Всё это делает их полезными инструментами в формировании когнитивных навыков детей разных возрастов.
Игры и классическое обучение
Отвечая на вопрос, могут ли игры заменить традиционные методы воспитания и обучения, эксперт даёт однозначный ответ: нет.
«Человеку нужен человек, — подчёркивает Лилия Шувалова. — Только живое общение позволяет усвоить не только академические знания, но и культурные нормы, научиться эмпатии и взаимодействию с другими людьми».
При этом многое зависит от того, кто именно и как использует видеоигры. Это увлекательная среда, которая может нести как пользу, так и угрозу. Важно учитывать возрастные ограничения и внимательно следить за содержанием: некорректные правила и модели поведения, встроенные в игру, ребёнок может переносить в реальную жизнь.
«Игры становятся полноценным инструментом»
Директор по развитию направления игровой индустрии Университета «Синергия» Михаил Пименов видит в играх мощный ресурс.
По его словам, сегодня они всё чаще воспринимаются не как отвлечение, а как полноценный образовательный инструмент. Игровые технологии позволяют увлечь и в то же время дать реальные знания: развивать критическое и стратегическое мышление, «мягкие» навыки и технические компетенции.
Примеры уже внедрённых практик разнообразны: от отечественного проекта «БУКИ» и Minecraft: Education Edition до KerbalEdu и Roblox. На этих платформах школьники и студенты создают собственные проекты, моделируют процессы и даже проектируют инженерные системы.
«Главное преимущество интерактивного формата в том, что он делает обучение естественным и увлекательным. В игровой среде можно экспериментировать, ошибаться и проверять гипотезы без риска, — поясняет Пименов. — Именно поэтому всё больше образовательных учреждений и компаний интегрируют игровые механики в свои программы».
По его словам, подобные решения превращают привычные уроки в динамичную среду, где знания усваиваются быстрее и остаются надолго.