Купи это, купи то: с какого возраста учить детей финансовой грамотности и как говорить в магазине «нет»

Фото: Тульская служба новостей

«Мам, пап, купите!» — фраза, которую наверняка слышал каждый родитель. И ни один раз. Как реагировать на подобную настойчивую просьбу: отказать, уступить или обыграть ситуацию, превратив её в ценный урок? Стоит ли с пелёнок учить детей считать деньги, откладывать, планировать бюджет? И как это делать правильно? Тульская служба новостей поговорила с психологом Майей Андрияничевой, а также со старшим преподавателем кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрием Ферапонтовым и узнала, как же родителям сформировать у детей здоровое отношение к деньгам и научить их ими управлять.

Ранее знакомство с финансами – залог успеха?

По словам психолога, уже с 3-4 лет ребенок уже может понимать: есть вещи, которые мы можем купить, но эти деньги нужно сперва откуда-то взять – заработать. А есть то, что нельзя приобрести ни за какие финансы – любовь и дружба, например.

Поэтому первая задача родителей – создать хотя бы «элементарные» представления о деньгах. Проще всего это сделать в игровой форме: магазин – отличный способ, ведь, как отмечает специалист, это уже поможет сформировать какие-то представления о финансах. Ребенок понимает, что в игре, как и в жизни лишь ограниченное количество средств, поэтому все купить – невозможно.

«При этом важно объяснять своим детям, откуда родители берут эти финансы. Например, можно сказать, что мама и папа ходят на работу, и за это получают деньги, за которые мы и можем себе позволить что-то купить», – отмечает Майя Андрияничева.

Старший преподаватель кафедры банковского дела Университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов считает, что ребенка необходимо приучать к финансовой грамотности уже после того, как у него появляется своя банковская карточка.

«Со школьного возраста и стоит прививать базовые основы финансовой грамотности: принципы использования банковской карты, механизмы мошенничества (фишинг, социальная инженерия, кража карты), использование карты третьим лицом для оплаты. Также на сайте Банка России есть специальный раздел "Игровая", который может быть весьма полезен для факультативного воспитания финансовой грамотности родителями», – рекомендует Дмитрий Ферапонтов.

Также специалист отмечает, что уже более глубокое формирование ответственности и полноценное погружение в элементы финансовой грамотности целесообразно начинать с возраста около 12 лет.

«Тут уже может помочь механизм обеспечения финансовой грамотности ЦБ РФ: вебинары, выездные мероприятия в учебные заведения, мастер-классы (большинство мероприятий, кстати, проходят в режиме онлайн). Учителя обществоведение и обществознания потенциально могут использовать эти открытые мероприятия в качестве внеурочной и факультативной деятельности», – подчеркивает специалист.

Практики – практиками, а результат?

Как отмечает психолог, к сожалению, всегда есть риск допустить какие-то ошибки. Так, стыдить ребёнка за разговоры о деньгах или выдавать их исключительно по запросу — крайне нежелательные практики. Они приводят к формированию неправильных установок вроде: «Деньги достаются легко». Также специалист не рекомендует использовать финансы как средство наказания или манипуляции.

Майя Андрияничева подчёркивает важность ранней подготовки ребёнка к управлению финансами, поскольку это помогает:

- Формировать ответственное отношение к труду.

- Предупреждать чрезмерное потребление.

- Развивать умение анализировать потребности («Действительно ли мне это нужно?»).

- Учиться терпению и самоконтролю, осознавая ценность отложенных желаний.

Учимся отличать желания от потребностей

С пяти-шести лет наступает новый этап развития сознания ребёнка, и тогда родителям можно уже «копнуть глубже» в эту тему. Важно объяснить малышу разницу между вещами необходимыми и теми, которые просто хочется купить. Так у родителей появляется возможность прививать здоровое отношение к тратам, формируя дисциплину и умение контролировать импульсивные порывы.

«Примером может служить ситуация, когда ребёнок настаивает на приобретении очередной машинки, хотя уже владеет несколькими подобными игрушками. Здесь задача родителей состоит не в простом отказе, а в разъяснении выбора: куда разумнее направить имеющиеся средства — на накопление или очередную спонтанную покупку?», – отмечает специалист.

Роль мотивации и награды

Как же правильно похвалить и вознаградить ребенка? Психолог отмечает, что ребенка можно словесно поощрить за хорошие поступки и неплохую успеваемость, так как финансовое вознаграждение может заложить неправильные установки: учиться ради денег, а не ради знаний.

«Можно вознаграждать за работу, выходящую за рамки повседневной помощи. Это показывает связь между трудом и вознаграждением. За мытьё машины папе — 100 рублей в копилку», – резюмирует Майя Андрияничева. 

Специалисты подчеркивают, что воспитание здоровых финансовых привычек помогает предотвратить развитие негативных моделей поведения, обеспечивает устойчивое развитие личностных качеств и повышает шансы на успех в будущем.

Психолог Майя Андрияничева советует родителям демонстрировать своим поведением правильное отношение к деньгам, ставить общие финансовые цели и давать детям возможность самостоятельно распоряжаться средствами, формируя понимание ценности денег и важности накопления даже при ограниченном бюджете.

Ранее Тульская служба новостей рассказывала, о том, с какого возраста необходимо прививать детям половое воспитание.

Ранее психолог Марианна Абравитова рассказала, как питомцы помогают в воспитании ребенка. Это прививает ответственность, передает «ФедералПресс»

Автор: Екатерина Змиевская
Подписывайтесь на ТСН24 в