Стражи дорог: ветеран тульской Госавтоинспекции Евгений Зотов рассказал о тяготах и радостях службы и о моментах, которые уже никогда не забыть
3 июля отмечается День ГИБДД МВД России. Работа данной структуры часто остаётся незамеченной, особенно людьми, не имеющими собственных авто – совершенно незаслуженно. На плечах дорожных инспекторов лежит не только безопасность водителей и пешеходов: бесчисленное количество раз сотрудники ГАИ пресекали преступную деятельность, спасали людские жизни. О своём пути в этой трудной, но благородной профессии Тульской службе новостей рассказал экс-командир первого отдельного батальона ДПС тульской ГИБДД Евгений Зотов.
От инспектора до командира батальона
Путь Евгения Зотова начался после окончания службы в армии и получения средне-профессионального образования: родители всячески подталкивали его к службе в милиции (именно милиции – то был 1996 год). Отец будущего командира ОБ ДПС был кадровым офицером, отслужившим 15 лет в пожарной охране, а мать всю жизнь проработала на заводе.
Вскоре отец нашего героя отвёл его в кадровую службу ГАИ, где тот и начал свою службу в должности инспектора первого отдельного батальона ДПС УВД России по Тульской области.
С этого момента Евгений Зотов двадцать восемь лет был верен службе. Начав свой путь в должности инспектора, он дошёл до поста командира батальона.
«Сначала был инспектором, потом старшим инспектором, затем командиром взвода, после чего стал старшим инспектором по административной практике. Пройдя этот путь, я уже продолжил службу в должности командира батальона, в которой проработал долгих тринадцать лет – практически дольше всех в Тульской области, с 2012 по 2025 год. Так что все этапы деятельности Госавтоинспекции, помимо регистрационных действий я ощутил на своём опыте», — рассказывает экс-командир батальона.Несколько месяцев экс-командир отдельного батальона ДПС Евгений Зотов находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор скучает пор работе.
«Работа связана с непосредственным риском»
Вопрос о том, сложно ли работать в Госавтоинспекции, конечно, общий и риторический. Все работы сложны, но эта – в особенности, ведь она сопряжена со многими рисками: дежурством на дороге, наличием оружия, постоянным нахождением при исполнении. Сотрудники обязаны выезжать на места происшествий, что, разумеется, опасно – особенно в современном мире.
«Может быть, в начале моего пути обстановка была более спокойной, но сейчас, естественно, инспектора ДПС вооружаются как табельным, так и автоматическим оружием. Работа в современных реалиях становится всё сложнее и опаснее», — объясняет Зотов.Даже просто находиться на дороге может быть опасно: нередки случаи, когда водители, отвлекшись, не замечают сотрудника, несмотря на все меры безопасности. А ведь раньше и этого не было.
Сложностью работы инспектора является также то, что он должен исполнять свой долг в любых условиях: в грозу, метель, жару. Никакие внешние факторы не послужат оправданием для расслабления и потери бдительности.
Командир батальона, хоть и подразумевает большее нахождение в кабинете, скрывает под собой трудности иного, организационного характера. Тем не менее, при проведении профилактических и массовых мероприятий или планов по типу «кольца» командир также выезжает на патрулирование, осуществляет надзор за движением и помогает инспекторам, чтобы «Граждане города-героя были довольны и обеспечены безопасностью дорожного движения и охраной общественного порядка».
Объединяет все ранги то, что жизнь в городе никогда не прекращается. Люди постоянно перемещаются, опасные ситуации возникают – здесь нет места размеренному расписанию и регулярным перерывам на обед и сон.
Родиться инспектором невозможно, можно им стать!
Экс-командир батальона считает, что развиваться в данной сфере, разумеется, можно. Основным критерием роста инспектора является его нахождение с наставником после поступления на службу, чтобы пройти обучение. «Родиться инспектором невозможно», — отмечает Зотов.
Также бывший сотрудник ГАИ отметил, что эта работа также усложняется необходимостью постоянного общения с людьми. Инспектора всегда видно на дороге, он всегда первым приезжает на место событий, соответственно, такие люди всегда на передовых позициях.
«Всегда люди, не только участники дорожного движения, но и обычные граждане обращают на внешний вид инспектора, который является в какой-то мере лицом города и Министерства внутренних дел. Инспектор всегда на виду».Также развитие инспектора зависит от его внутренних убеждений: зачем он пришел в Госавтоинспекцию, какие у него есть возможности развития. Начинающему сотруднику предстоит пройти все этапы, начиная с самого начала – с «линии», как говорят в ведомстве.
В дальнейшем, развитие будет зависеть также и от образования, которое можно будет получить в системе органов внутренних дел (высшее юридическое).
«С определенного времени у нас перешли на то, что инспекторский состав имеет офицерские погоны, то есть, 99% штата – это люди с высшим образованием, получают сразу звание лейтенанта полиции. Раньше были и сержанты, и старшины – те звания, которые были в армии, передавались в органы Госавтоинспекции. Но сейчас, в основном, офицерский состав», — объясняет Зотов.
Может, договоримся?
Некоторые водители, попавшись на нарушении, пытаются «договориться» с инспектором. Многие задаются вопросом, насколько это частая практика.
«К сожалению, наш водительский менталитет заточен на то, что, если вдруг произойдет правонарушение с их стороны, то от ответственности можно будет уйти, «решив вопрос» с инспектором. Почему-то это исторически сложилось, много фильмов про это есть, например, замечательный фильм «Инспектор ГАИ» с Сергеем Никоненко (моё любимое кино). Я всегда предлагал новым сотрудником посмотреть его, потому что он говорит о многом, особенно о теме того, как непроста жизнь инспектора. Посмотрев его, человек поймет, зачем он пришел в органы», — рассказывает Зотов.
Тем не менее, экс-командир считает, что сейчас государство пришло к полному пониманию проблемы, например, потому, что каждый сотрудник имеет специальный регистратор, с которым он заступает на службу и сдаёт после неё. Запись с него ведется в режиме «онлайн».
Также все патрульные автомобили оборудованы мобильными системами видеонаблюдения, запись с которых ведется в салоне и вокруг автомобиля. Подобные меры могут не только защитить инспектора в случае возникновения спорных или опасных ситуаций, но и пресечь предложение ему взятки – это будет зарегистрировано. Век технологий, отмечает Евгений Зотов, позволил уменьшить количество таких преступлений в разы.
Что изменилось в Госавтоинспекции с годами?
Евгений Зотов вспоминает, что разница в рабочих реалиях между сегодняшним днём и прошлым, конечно, чувствуется: было меньше транспорта, сложных развязок дорог, систем видеонаблюдения. Сегодняшний автопарк органов стал, разумеется, намного обширнее и современнее. Также стоит вспомнить и модернизации вышеупомянутых систем наблюдения и фиксации.
«Разница колоссальная. Та же форма была раньше менее удобной и безопасной. Сейчас она люминесцентная, удобная. Прогресс идёт огромными шагами во многих сферах. Вспомнить те же рулетки для измерения на местах ДТП, которые были – сейчас уже есть лазерные версии. Раньше алкотестерами были так называемые «трубочки», которые просто изменяли цвет. Сейчас тестеры позволяют выявить не только алкогольное, но и наркотическое опьянение. Это упрощает работу инспектора, но и требует от него больших навыков. Госавтоинспекция тогда и сейчас – это две разные Госавтоинспекции».
Воспоминаний хватит на целый фильм
Работа инспектора чаще всего включает в себя повторяющиеся моменты и ДТП. Хотя бывают и исключения – Евгений Васильевич с печалью вспоминает случай, когда отец совершил наезд на собственного ребёнка.
«Они приехали с дачи, поднялись на свой этаж в хрущевке, занесли сумки. Ребёнок остался с бабушкой, а отец пошёл вниз, отгонять машину, так как она перегородила дорогу в узком проезде. Ребёнок решил пойти за отцом и вышел на улицу, после чего либо пополз, либо захотел посмотреть что-то под колесом, может, игрушку потерял. Отец его не увидел – да и не мог увидеть и переехал собственного ребёнка. Любое ДТП – это горе, боль, жизни людей, но такие случаи оставляют особый отпечаток».Как уже стало понятно, работа госавтоинспектором опасна не только для физического, но и ментального здоровья. Когда сотрудник, который тоже человек, видит слёзы родственников, приезжающих на места ДТП, его психика накаляется до предела – ведь ему нужно ещё и успокоить этих людей, объяснить и показать ситуацию.
Массовые гибели, смерти детей – всё это оставляет шрамы на всю жизнь, приходит ночами в кошмарах.
Переходя на более позитивную ноту, Евгений Зотов вспоминает общественные мероприятия, такие как пронос олимпийского огня, празднование Дня Победы и шествие бессмертного полка.
Отдельным событием является и приезд первых лиц – это особая подготовка и высшая степень ответственности – как, например, в случаях приезда президента России Владимира Путина или Дмитрия Медведева (также находившегося на тот момент в должности президента).
Различные празднования, гуляния и мероприятия, когда даже дежурная инспекция может повлечь приятные впечатления или и вовсе встречу со звездой эстрады – это то, что также накладывает отпечаток – но на этот раз позитивный.
Отношение к ИИ
Евгений Васильевич Зотов хоть и не успел поработать с искусственным интеллектом, чувствует его влияния во всех сферах жизни и считает, что к этому нужно быть открытым – но только под контролем человека. Живые люди – это ответственность, постоянные проверки, понимание. Искусственный интеллект, считает он, должен быть под контролем живого. Без человека работа будет невозможна.
С праздником! Ура!
Также Евгений Зотов пожелал от всей души поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником:
«Хочу поздравить Госавтоинспекции с праздником, с днём образования этой службы и пожелать самого крепкого здоровья, самого большого счастья, профессиональных успехов и роста в обеспечении безопасности дорожного движения, а также мирного голубого неба над головой. Будьте счастливы, никогда не болейте. С праздником! Ура!»