«Защитить ребенка могут только взрослые»: как работает детский телефон доверия в Тульской области и кто обращается за помощью

Фото: Тульская служба новостей

Детский телефон доверия 8-800-2000-122 помогает тем, кто нуждается во внимании и защите. Хоть он и называется детским, но обратиться за консультацией могут и дети, и подростки, и родители, и педагоги. О том, как устроена работа детского телефона доверия, с чем туда обращаются и как помогают оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в материале ТСН24 рассказывает психолог Семейного МФЦ «Мой семейный центр» Оксана Задкова. 

Фото: Тульская служба новостей

Общероссийскому телефону доверия – 15 лет 

17 мая отмечался Международный день детского телефона доверия: в эту дату общероссийскому детскому телефону доверия исполнилось 15 лет.

За все это время специалисты во всех регионах России отработали больше 13 миллионов звонков. 

В Тульской области первая линия детского телефона доверия была открыта в 2011 году. На сегодняшний день ей 14 лет.

Сейчас в регионе работают 4 линии детского телефона доверия. Три дневных действуют по будням, а одна ночная работает и в праздники, и в выходные дни. 

За 2024 год и первый квартал 2025 года было принято более 12 тысяч звонков в Тульской области.

С чем обращаются дети и взрослые

«Задача консультанта – успокоить, поддержать позвонившего, помочь абоненту - и взрослому, и ребенку - поверить в себя, найти ресурс жизненных сил и выход из сложной ситуации», - говорит психолог Оксана Задкова.

Чаще всего по телефону доверия обращаются по теме детско-родительских отношений.

Например, дети от 7 до 12 лет спрашивают о взаимоотношениях с родителями и сверстниками, говорят о боязни наказаний, в том числе и физических, сообщают о жестоком обращении.

Подростков интересуют межличностные отношения. Для старшеклассников важны вопросы самоопределения и самоактуализации. Также их интересуют отношения полов и взаимодействие с родителями.  

Если по телефону доверия обращаются взрослые, то они зачастую обеспокоены воспитанием детей и конфликтами в семье. 

Больше звонков фиксируется именно от женщин, мужчины обращаются редко. 

На линию поступают и звонки от учителей, которые испытывают трудности во взаимоотношении с классом или конкретными детьми. Еще педагоги интересуются работой детского телефона доверия и рассказывают о ней своим ученикам. 

Проблема буллинга

Фото: Правительство Тульской области

В последнее время участились обращения родителей из-за буллинга – травли детей в школе. 

«Родители не всегда обращают внимание на проблемы детей. Защитить ребенка могут только взрослые. Дети сами не справятся с буллингом. Здесь необходима помощь авторитетного человека», - говорит Оксана Задкова.

Среди маркеров буллинга психолог выделила следующие:

  • плохое и подавленное настроение ребенка,
  • он плачет или замыкается в себе.

«Родители могут отмахиваться от проблем детей. Школа тоже не всегда реагирует на это. В ситуации буллинга обязательно необходимо вмешательство взрослых, важно следить за эмоциональным состоянием своих детей», - добавляет Оксана Задкова.

Важно спрашивать о том, как дела в школе, что у тебя происходит, не случилось ли что-то. 

«Дети обычно говорят о том, что их кто-то обидел или толкнул, что в школе что-то происходит. Обязательно надо прояснить этот вопрос. Иногда дети подвергаются травле несколько лет. Родители же советуют или не обращать внимания, или дать сдачи. Это же не решит проблему», - думает психолог. 

Какие специалисты работают на телефоне доверия

Допускаются к обработке звонков профессиональные психологи, дополнительно прошедшие обучение от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Телефон доверия – это экстренная и дистанционная психологическая помощь. Консультанты работают под псевдонимами.

Как отмечает Оксана Задкова, у детского телефона доверия есть следующие принципы работы:

  • Бесплатность – звонок бесплатный как со стационарного, так и с мобильного телефонов.
  • Анонимность – общение с консультантом полностью анонимно.
  • Доступность – действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны.
  • Конфиденциальность -  содержание разговора остается тайной.
  • Профессионализм – на детском телефоне доверия работают только квалифицированные и прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты. 

Случаи жестокого обращения

Фото: Правительство Тульской области

На детский телефон доверия поступают и звонки о жестоком обращении с детьми. Когда с ребятами что-то происходит, они звонят психологу, чтобы морально выйти из этой ситуации. Если обратившийся ребенок дает свои контакты и просит о помощи, то происходит немедленное реагирование. 

Если взрослый человек видит, что ребенок находится в социально опасном положении, он тоже может обратиться по детскому телефону доверия. 

Звонки-розыгрыши

«Дети должны понимать, что занимать линию телефона доверия розыгрышами, хулиганством нельзя. В это время кому-то может быть очень плохо и ему телефон доверия может спасти жизнь», - говорит Оксана Задкова. 

Иногда в работе консультанты сталкиваются с шуточными звонками, причем их может быть 40%.

По словам психолога, хоть такие звонки и мешают работе телефона доверия, они могут быть проверочными: дети «разведывают», безопасно ли сюда звонить.

Кризисные обращения

Особое внимание уделяется кризисным обращениям, которые сильно затрагивают эмоциональную сферу ребенка. 

По словам Оксаны Задковой, это могут быть совершенно разные причины:

  • умер дедушка,
  • поссорился с другом, 
  • соседи сообщили о том, что дети находятся в социально опасном положении.  

Обратиться к специалистам детского телефона доверия можно из любой точки России по номеру 8 800 2000 122 и 124 с мобильного. 

Ранее Тульская служба новостей писала, в правительстве региона рассказали об организации досуга школьников на летних каникулах.

Автор: Александра Мосина
Подписывайтесь на ТСН24 в