О самокатчиках, ценах, пробках, работе без интернета и любви к профессии: каково быть таксистом в Туле?

Фото: Тульская служба новостей

В конце апреля в Туле прошел региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси в России».

Победителем третий год подряд стал 38-летний Руслан Тесаков. Теперь он представит нашу область на федеральном этапе конкурса. В интервью ТСН24 лучший водитель региона рассказал, как находить общий язык с пассажирами, от чего зависят оценки в такси и почему иногда цены «подскакивают до небес».  

Фото: Тульская служба новостей

Почему выбрали работу в такси?

По образованию я бухгалтер-экономист, но работал личным водителем и телохранителем. Какое-то время трудился строителем. После рождения ребенка нужен был гибкий график, поэтому 8 лет назад попробовал «подработать» в такси, но по итогу здесь и остался. 

Раньше был стереотип, что водитель такси – это простая подработка в свободное время или выходные дни. Сейчас с новыми законами и реалиями подработать для себя не получится. Это ваша основная профессия. 

Почему решили участвовать в конкурсе? Что значит быть водителем такси?

Раньше я был тем человеком, который точно не пошел бы участвовать в каких-то конкурсах. Четыре года назад мой руководитель предложил это, потому что народ не набирался. Это был первый раз, когда я принял в нем участие. Я сначала согласился, но утром, в день конкурса, передумал. Зачем мне все это надо? Правда, начальник пригрозил увольнением, поэтому пришлось идти. По сути, меня заставили принять в нем участие, но именно из-за конкурса я остался в своей профессии.

У меня была идея менять рутинную работу в такси. Почему-то многие думают, что это легко. А ты должен быть и психологом, и профессионалом в вождении. Это не просто от дома до работы доехать. Таксист отвечает за людей. Мы же и детей маленьких возим, поэтому ответственность большая. 

В итоге четыре года назад я пришел на конкурс первый раз и занял второе место, при этом даже не готовясь и без желания участвовать. Удалось пообщаться с руководителем проекта «Лучший водитель такси в России» Кириллом Казаниным, и потом решил задержаться в профессии.

А теперь я побеждаю третий год подряд на региональном этапе конкурса. Благодаря этому до сих пор активно принимаю участие в общественной жизни, углубляюсь в свою профессию не только со стороны водителя, но и с точки зрения пассажира, руководителя, исполнительной власти. Это до такой степени становится интересно. 

Чтобы участвовать в конкурсе, нужно знать законодательство, историю региона и своей страны и во всем этом «вариться».

В октябре 2024 года я летал в Сочи по приглашению общественного совета по развитию такси и выступал там на конференции. Сейчас в конце мая полечу в Екатеринбург как спикер на конференцию.

И именно конкурс позволяет мне принимать участие в формировании облика моей профессии: как я и мои коллеги хотим ее видеть.  

Какие пассажиры сегодня? Часто ли бывают конфликтные ситуации?

Когда я только пришел в такси восемь лет назад, было больше негатива, потому что все только начиналось. Сейчас люди уже привыкли: две поездки из 100 могут вызвать легкий негатив, но я предпочитаю вообще не заострять на них внимание. В любой работе может такое быть, а если запоминать подобные моменты, то деятельность перестанет нравиться.

Надо смотреть на свою профессию не только глазами водителя, но и взглядом пассажира. Кто долго работает в такси уже по внешнему виду, лицу и разговору может определить, будет что-то негативное от пассажира или нет. Стараемся всегда сгладить острые моменты. Мы работаем в сфере услуг и должны их оказывать, но при этом, конечно, не давать себя в обиду. 

Какие есть лайфхаки для выхода из конфликтной ситуации?

Это опыт и умение человека вести себя в обществе. Если в обычной жизни можешь найти общий язык с любым человеком, то выйдешь из конфликтной ситуации и на работе. Когда человек конфликтный, то водителем такси он долго не сможет проработать. Работа с людьми вообще не позволяет быть конфликтным.

А были какие-то запоминающиеся случаи во время работы?

Один раз у меня в автомобиле переодевались танцовщицы гоу-гоу. Они хотели добраться до клуба, а времени подготовиться не было. Девушки решили устроить гримерку прямо у меня в машине. Получается, что я не просто довез пассажиров от точки А до точки Б, но и помог отчасти. 

Таксисты в кино – преувеличение или нет? 

Водители бывают разные, но лихачи в современном такси надолго не задержатся. У нас много камер установлено, контроль за таксистами намного жестче, чем за обычными водителями. К тому же работа – это все-таки получение зарплаты, а не оплата штрафов.

Как работает система оценивания в такси? Видит ли водитель, кто ставит ему оценку?

Водитель обращает внимание на оценку, если она совсем плохая. Система в агрегаторах настроена так, что несправедливые оценки не учитываются. Если водители постоянно ставят человеку негативные оценки, то система действительно считает, что с пассажиром что-то не то. 

Если один раз поставили плохую оценку и три раза подряд хорошую, то система не будет засчитывать негатив. Значит там произошло недопонимание между водителем и пассажиром. 

Сейчас искусственный интеллект развит, поэтому все факторы учитываются. Агрегатор не позволит водителю с плохими оценками долго задерживаться на работе. Его могут заблокировать.

Каждую неделю мы видим, за что поставлены плохие оценки, были ли они вообще, а от кого именно – не знаем. Пассажир тоже не видит, кто его оценил. Комментарии водителям показывают только хорошие. 

С введением новых законов необходимо каждую неделю проходить фотоконтроль машины, снимать и себя тоже, разрешающие документы. Сейчас очень мало остается как плохих пассажиров, так и плохих водителей. 

Если у вас оценка от 4,6 и выше, то все нормально и переживать нечего. Мы не в школе все-таки, чтобы оценки получать и потом с ними поступать в университет или колледж.

Часто просят довезти ребенка без детского кресла или взять лишнего пассажира?

Могут попросить, но водитель обязан отказаться везти маленького ребенка без детского кресла. Это в первую очередь безопасность детей, потому что сейчас трафик движения такой, что велика вероятность попасть в ДТП.

Ответственность ляжет именно на водителя такси.

Если просят взять лишнего пассажира, а машина на это не рассчитана, то следует заказать еще одну. У нас в городе нет тарифа «Минивэн».

Мне несколько раз пытались пассажиры объяснить, что это всего лишь штраф в 500 рублей. Если что-то случится, то на мне будет уголовная ответственность. Быть водителем такси – это очень ответственно.

Узнают ли пассажиры? Где больше всего нравится ездить?

Фото: Тульская служба новостей

Да, иногда пассажиры спрашивают, не я ли выиграл в конкурсе на лучшего водителя региона. В общем узнают. 

Больше всего мне нравится возить туристов, потому что я могу рассказать им о Тульской области. Недавно возил девушек из Москвы, которые ни разу здесь не были. Пока мы ехали до Центрального парка они удивлялись, откуда я все знаю. И по итогу решили остаться в Туле подольше и посмотреть все классные места. В такие моменты могу похвастаться своим городом. Я семь лет жил в Москве, поэтому хорошо знаю, что есть там, а что – в Туле. 

Ездить мне больше нравится в черте города, поэтому межгород редко беру. Могу иногда туристов довезти до Ясной Поляны, Кондуков или Куликова поля. 

В прошлом году на конкурсе у меня творческий номер был посвящен Куликову полю. Поэтому я о нем могу рассказать не хуже сотрудника музея.

В конце апреля побывал в турне «Пенза-Липецк-Тамбов»: посетил соседние регионы за три дня. Я ездил помогать судить региональный конкурс. И опять же сравнил Тулу с Пензой, Липецком, Тамбовом. А просто по заказу мне неинтересно кататься туда.

Какие дороги в Туле? Есть ли пути объезда?

В Туле комфортно ездить, потому что сделали хорошие дороги. Я был в разных городах и могу сравнить. Конечно, Москва – это, можно сказать, отдельное государство. Однако в нашем городе тоже все хорошо. 

Сейчас нет необходимости сокращать и искать пути объезда. Почти все дворы оборудованы шлагбаумами, а по Правилам дорожного движения (ПДД) запрещен сквозной проезд через дворы. 

В работе заказ сразу рассчитан на определённое время. У меня есть маршрут, за который я получу деньги, смысл мне объезжать? Если пассажиры просят побыстрее, то я могу построить маршрут только в рамках ПДД. 

Разгрузили ли движение новые объекты дорожной инфраструктуры?

Новая дорога в Мясново, по улице 156-го Полка НКВД, на Петровский квартал помогла самим местным жителям. Раньше, чтобы из частного сектора добраться до Петровского квартала, необходимо было выезжать на Одоевское шоссе и стоять в пробках. Сейчас это можно сделать напрямую.

Новый мост через Упу позволяет попасть сразу в Заречье. Без него необходимо было ехать через весь центр. 

Также и в Пролетарский район можно попасть и миновать все пробки, в том числе и на улице Мосина. 

Легче ли работать по ночам?

Я перестал работать по ночам, когда у меня родился второй ребенок. Но понятно, что ночью дороги свободнее. Днем по городу ехать 30-40 минут, а ночью 15-20 минут. Ночью меньше заказов, машин, да и в целом скучнее. Разница только в том, что из точки А в точку Б быстрее доезжаешь. И нет такого плотного потока машин.

Как относитесь к электросамокатам?

Не все понимают, что существует ответственность и нельзя нарушать ПДД. Сейчас много детей ездят на электросамокатах и могут выезжать на дороги общего пользования. Как они это делают? Может с каких-то посторонних аккаунтов. Пользование электросамокатами надо облекать в более строгие рамки. 

Одно дело, когда родитель сам купил ребенку самокат в магазине и взял на себя ответственность. Здесь дети сами себе предоставлены: где-то нашли аккаунт или через родительский зашли. Надо подводить пользование электросамокатами под законные рамки.

Если одни взяли самокат и как положено проехали, то другие могут по два или три человека на одном самокате двигаться напрямую через дорогу. Хорошо, если на зеленый свет, а не на красный.

Ответственные ли сейчас пешеходы?

Пешеходы сейчас в Туле ответственные. Может быть, на это влияет дорожная инфраструктура. Туристы часто говорят, что у нас слишком много светофоров. Город сжат, и застройка очень плотная. Почти весь центр застроен, и на каждом перекрестке есть светофор. 

В частном секторе водитель должен быть внимательнее сам. А вот на дорогах общего пользования с пешеходами проблем не возникает. 

Хотя есть в Туле участки, где пешеходы почему-то все равно нарушают и идут через проезжую часть, не доходя пару метров до перехода. Это возле Болдинского сквера, на пересечении Красноармейского проспекта и улицы Лейтейзена, возле «Ликерки Лофт» на Стадионе, на пересечении проспекта Ленина и улицы Каминского. Почему так нельзя делать, нужно было объяснять еще в школе.

В Тамбове, например, дела с пешеходами хуже. Они могут переходить дорогу, будто там вообще ничего нет. Но по итогу гражданскую ответственность водитель все равно за это несет.

Проще ездить в Туле или Москве?

Я прожил семь лет в Москве. На мой взгляд, там самое адекватное дорожное движение в России. Ты просто едешь потоком. Там главное просто не отвлекаться: тебя везде пропустят. К Туле я обычно адаптируюсь за два-три дня. В нашем городе нормальное движение. Правда, по выходным город разгружается, появляются лихачи, но это везде попадается. Если водитель такси ведет себя агрессивно на дороге, то он в этой профессии ненадолго. Контроль сейчас жесткий. 

Почему водители «запрыгивают» на трамвайные пути или преграждают дорогу трамваям?

Один захотел сэкономить две минуты, в итоге заплатил штраф за простой трамвая. Но это не говорит о культуре вождения Тулы, тут история про конкретного человека. В общем водители в Туле хорошие. 

В городе плотная застройка и много машин, поэтому движение по трамвайным путям неизбежно. Если их выделять в том же центре, то город встанет в пробках. 

Если сохранять все виды транспорта, то в таком формате, который есть сейчас.

От чего зависит ценообразование в такси? Почему во время дождя или проблем с мобильным интернетом цены «скачут»?

Цены бывают разные: и высокие, и низкие. Поэтому у людей должно быть право выбора – такси или общественный транспорт. А сами цены будут зависеть от времени и спроса. 

Например, во время дождя многие люди вызывают такси, потому что забыли зонт и не хотят промокнуть. Из-за этого сильно повышается спрос, а машин-то не прибавилось на линии. Естественно, система у агрегатора начинает поднимать коэффициент. 

Что происходит, когда пропадает мобильный интернет? Мы набираем точек Wi-Fi у знакомых, друзей, в магазинах, где и ловим заказы, а потом едем за пассажиром. Они в свою очередь делают заказы из дома, офиса, где тоже есть Wi-Fi. Опять же машину пытаются вызвать много людей, а на линии их меньше. Некоторые водители перестают работать, если нет мобильного интернета. В итоге все равно действует система спроса и предложения.

Мы привыкли к такси и уже не сможем без него. Раньше поездку нужно было планировать за несколько дней, сейчас же машина приедет уже через пять минут. 

Как стать профессионалом своего дела?

Один мой бывший коллега сказал, что профессия не отблагодарит тебя до тех пор, пока ты ее не полюбишь.

Я люблю свою профессию. Если когда-нибудь перестану быть водителем, надеюсь, что все равно останусь в сфере такси.

На региональном этапе конкурса ты можешь пообщаться с другими водителями. На федеральном – оценить свою профессию со всех сторон. Это и дружба, и опыт, и многое другое, что позволит полюбить свою профессию. 

Какая есть цель на будущее?

Хотелось бы выиграть на федеральном этапе конкурса, пока что я занимал там девятое и четвертое места. Летом будет проходить финал, и я поеду туда за победой. 

Всем водителям, которые хотят развиваться в сфере такси, советую тоже участвовать в конкурсе. Это не только поможет остаться в профессии и разбавить рутину, но и позволит посмотреть на деятельность другими глазами. Это всего лишь один день, поэтому пробуйте!

Если в сфере такси будет больше людей, которые искренне любят свое дело, тем выше станет количество профессионалов своего дела. 

Ранее Тульская служба новостей писала, как новый закон об отечественных авто в такси повлияет на рынок перевозок.

Автор: Александра Мосина
Подписывайтесь на ТСН24 в