Житель Тулы кинул друзей на деньги, был похищен и избит: его осудили за мошенничество, но он боится находиться в колонии из-за «связей жертв в криминальной среде»
Областной суд рассмотрел апелляцию по уголовному делу в отношении жителя Тулы, который ранее был приговорен к тюремному сроку за мошенничество. Виктор Столяров (прим. имена всех героев публикации изменены) кинул на деньги 17 человек, среди них были и его близкие знакомые. Четверо из них позже сами оказались на скамье подсудимых – они похитили и избили Столярова и его мать. Осужденный за мошенничество теперь просит суд заменить реальное лишение свободы на принудительные работы. Он боится находиться в колонии из-за «связей жертв в криминальной среде».
Купи-продай
В 2019 году Виктор Столяров уволился с работы и решил открыть свое дело. С помощью сайта объявлений молодой человек начал торговать компьютерными комплектующими, которые закупал по сниженной цене. Вскоре бизнесмен получил большой заказ на поставку видеокарт. Удалось неплохо заработать. Схема «купить дешевле и продать дороже» работала исправно.
Постепенно дело пошло, объемы увеличились. Вписаться в бизнес Столяров предложил своим друзьям Максиму и Никите Прониным. С ними он был знаком полтора десятка лет – жили в соседних дворах, дружили с детства, вместе занимались спортом. В дальнейшем вложились в дело Жданов и Кротов. Сам Столяров называл друзей и знакомых инвесторами. Они, по словам молодого человека, получали с продажи компьютерной техники дивиденды.
В какой-то момент, по словам самого Столярова, бизнес приобрел характер финансовой пирамиды. Разница в стоимости товара для «старых» клиентов перекрывалась за счет заказов «новых». Желающих купить технику становилось все больше, и предприниматель перестал контролировать ситуацию. К осени 2023 года, рассказал Столяров, он накопил большие долги.
Пронины же продолжали вкладывать свои деньги, при этом суммы увеличились. По словам Максима Пронина, он вложил в дело 2,5 миллиона рублей, часть из них – заемные. Также Столярову он передал кредитные карты. Никита Пронин насчитал 15 миллионов рублей! Жданов оценил ущерб в сто тысяч.
По словам Кротова, за Столярова поручились братья Пронины. Пояснили, что ему можно доверять. С Прониными ранее Кротов имел общее дело, они изготавливали арматуру. К слову, Максим и Никита Пронины – неоднократные победители и призеры различных первенств по самбо. Никита тренировал юных спортсменов. А сам вместе с братом тренировался у деда Кротова.
«Столяров живет по понятиям и никого никогда не обманывал», – привел Кротов слова братьев.
Решился инвестировать в итоге и Кротов. Со Столяровым он общался не так тесно, но вот близким друзьям поверил, ведь они поручились за своего товарища и даже гнали в дело заемные средства. Кротов оформил две кредитные карты и летом 2023 года отдал их Столярову. Молодой человек оценил сумму своих вложений в 300 тысяч рублей.
Крах бизнеса Столяров описал как «прекращение взаимодействия с ключевыми клиентами и несогласованность с потенциальными крупными инвесторами». О проблеме молодой человек рассказал друзьям-инвесторам. Те усомнились, что денег не осталось. Кротов рассуждал, что если денег нет, то должна остаться хотя бы техника, которую можно реализовать. Столяров уверял, что нет и ее. По словам Кротова, горе-предприниматель объяснял, что никто из его друзей и знакомых не был заранее избранной целью для обмана, а кинуть он хотел каких-то москвичей, чтобы в дальнейшем рассчитаться с товарищами.
Мысль обратиться в полицию, рассказал Кротов, отпала после разговора с супругой, ведь уголовное дело не вернет деньги. Да и вложил он гораздо меньше, чем братья Пронины и другие инвесторы. Кинутых Столяровым, согласно материалам дела, оказалось аж 17 человек. Общий ущерб составил 75 миллионов рублей.
Только с друзьями так не поступают
По словам Кротова, он и Пронины были уверены, что Столяров лжет и где-то прячет деньги. Были мысли, что они вложены в криптовалюту. В какой-то момент Столярова даже решили проверить на детекторе лжи. Пронины нашли устройство, но по каким-то причинам специалист, работавший на нем, в последний момент отказался от проведения процедуры.
К тому моменту другие инвесторы стали захаживать в гости к Столярову. Его мать Татьяна рассказала, что неизвестные настойчиво звонили в домофон и стучали в дверь. Сын признался, что должен разным людям крупную сумму денег. Натиск и упорство кредиторов вынудили Столярова и его мать переехать в отель. Горе-бизнесмену продолжали названивать. Разговоров Татьяна не слышала. Для бесед сын уходил в другую комнату.
Утром у гостиницы Столярова ждали братья Пронины. По словам Татьяны, сын вернулся в номер и заявил, что с ней хотят поговорить. Женщина села в машину. Там, пояснила, были два молодых человека, очень похожих друг на друга. Она поняла, что это те самые близнецы, о которых рассказывал сын. Он дружил с ними с самого детства.
О переезде в гостиницу Прониным рассказал сам Столяров. Максим пояснил другу, что его уже ищут, но если он все-таки вернет деньги ему и брату, может рассчитывать на помощь в выезде из страны.
В машине Пронины начали объяснять женщине, что ее сын кинул их на большие деньги. Услышав сумму, Татьяна была шокирована. Разговаривали братья, утверждает женщина, на повышенных тонах, и в какой-то момент заявили, что она должна переписать на них квартиру в счет долга сына. Мать Столярова пояснила, что сумма слишком большая, и квартира едва ли что-то решит. Тем более это единственное для нее жилье.
Столяров и его мать забрали вещи из гостиницы. Было решено, что они переселятся в другой отель. Администратор обратила внимание на странных постояльцев. Один из них постоянно разговаривал про телефону, звучали какие-то фразы про миллионы. Девушка спросила про Столярова: «Это ваш друг?»
«Да, только с друзьями так не поступают», – ответил один из братьев.
Но главной странностью стало то, что постояльцы вскоре уехали. Больше администратор их не видела.
По словам Татьяны, еще в номере ее сын получил от одного из братьев пощечину. Это сильно напугало женщину. От Столяровых требовали отдать паспорта. После отказа один из братьев скомандовал: «Поехали». Позвонить в полицию, пояснила Татьяна, она не решилась, так как боялась спровоцировать Прониных.
С друзьями так не поступают?
Toyota, в которой сидели Пронины и Столяровы ехала в сторону Заречья. У трамвайного кольца машина остановилась. Столяров и Максим Пронин вышли из машины. Второй брат остался с Татьяной в салоне. По словам женщины, в ходе телефонного разговора она четко услышала слова Никиты Пронина: «Квартиру мы получим».
Вскоре машина поехала в сторону Алексинского шоссе. «С вами еще кое-кто очень хочет поговорить», – привела Татьяна слова одного из братьев. Toyota остановилась в безлюдном месте у развилки дорог. Столяровы и Пронины вышли из машины. К месту подъехало еще одно авто, на котором приехали Жданов и Кротов. Татьяна уверяет, что от друзей ее сына посыпались угрозы. Женщина решила осмотреться и понять, где находиться и увидела, как на нее бежит один из братьев с битой.
Мать Столярова успела прикрыть голову. В руке что-то хрустнуло. По словам Татьяны, она тут же почувствовала новые удары – по руками, телу и плечам. Судя по показаниям потерпевшей, это был Никита. Его брат бил Столярова. Тот кинулся к матери. Сын попытался прикрыть ее от ударов, сама женщина тоже старалась защитить Виктора. Столяровы уверяют, что удары получали ото всех будущих фигурантов уголовного дела - Жданов и Кротов точно избивали ногами. Все четверо то и дело спрашивали про деньги, кричали про квартиру. Татьяна также рассказала, что получила удары прорезиненной киянкой и телескопической дубинкой. Столяров рассказал, что его также избивали дубинкой, которая гнулась от ударов и боль была даже сильнее, чем от ударов битой.
По словам Татьяны, в какой-то момент сын пытался встать на ноги после избиения, но тут же получил новый удар битой по голове. Лицо молодого человека было залито кровью. Женщина уверяет, на тот момент ей в голову пришла мысль, что Виктора будут добивать... Татьяна начала кричать, что готова отдать и подписать все, что ей скажут. После получила удар прорезиненной киянкой в голову и практически потеряла сознание.
Очнувшись, говорит, услышала чей-то голос:
«Суки, вас за такие деньги и прирезать мало».
После подтверждения готовности переписать квартиру, рассказала женщина, Пронины, Жданов и Кротов уехали.
Мать и сын добрались до КПП предприятия на улице Железнодорожной. Охранник рассказал, что увидел двоих окровавленных людей, которые попросили помощи. Рука женщины висела, как плеть. Одежда незнакомцев была грязной, будто их валяли по земле. Мужчина пустил Столяровых внутрь. Татьяна теряла сознание и практически ничего не понимала. Ей явно требовалась помощь медиков. Столяров вызвал такси до дома, где переодел мать. После вызвал скорую помощь. Обоих пострадавших забрали в больницу. Фельдшеру Столяров сказал, что они с мамой упали...
У женщины медики диагностируют ушиб позвоночника и переломы, в том числе у Татьяны был сломан локоть. По ее словам, первое время она лежала в реанимационном отделении.
В больнице, рассказал потерпевший, ему позвонил Максим Пронин. Он пояснил, что вещи из гостиницы братья забрали. Пострадавший в ответ выдал информацию о состоянии матери, на что услышал: «Подписать документы можно и в гипсе». В больницу обещали прислать нотариуса. Правда, ночью в палату к Столярову пришел полицейский. Мужчина решил, что скрывать что-либо бесполезно. Уверяет, что опасался, что их с матерью в итоге убьют.
Суды
Столяров рассказал полицейским и о своей финансовой пирамиде. Сам.
«В этом заявлении подсудимый указал, что он причинил материальный ущерб неограниченному кругу лиц, не намереваясь выполнять взятые на себя обязательства», – говорится в сообщении судебного департамента.
Свою вину Столяров признал полностью. Его приговорили к пяти годам колонии общего режима. С марта 2024 года бизнесмен находился в СИЗО.
Максим Пронин рассказал, что слышал через закрытую дверь в гостинице, как Столяров говорил матери о необходимости избавиться от братьев-близнецов и уехать в какую-то деревню. Из разговора Пронину показалось, что мать была осведомлена о мошеннических схемах сына. Вспомнился и один из прошлых разговоров, в ходе которого сам Столяров заявлял, что хочет скрыться.
Цели причинить Столярову и его матери телесные повреждения, пояснял один из братьев, не было. Они лишь хотели узнать, куда спрятаны деньги, но «друг» «вывел из себя своим враньем». Избиение же «произошло спонтанно». Бита лежала в машине Кротова. Тот, объяснил Пронин, возил ее для самообороны.
К показаниям Татьяны Максим Пронин отнесся скептически – место, где все произошло не освещалось, а потому женщина не могла настолько четко видеть, кто кому наносил удары. Бить Татьяну никто не планировал, она сама вмешалась в конфликт и стала защищать сына. Судя по показаниям Никиты Пронина, изначально в момент беседы с Виктором, она вообще сидела в машине. Да и брать женщину на место разборок, пояснил Максим Пронин, не собирались – «возили с собой по инициативе Столярова».
Пронин опроверг показания потерпевших о требовании передачи квартиры и приезде нотариуса. А различные документы Столяровых, в том числе на жилье, планировали отнести в полицию для дальнейшего разбирательства в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве. По словам обвиняемого, это и было сделано братом, причем до возбуждения уголовного дела о похищении и вымогательстве. Свою вину Максим Пронин признал частично, позже – не признал полностью.
Никита Пронин рассказал, что умышленно Татьяне Столяровой ударов не наносил, вся злость была направлена на ее сына. Но женщина всячески старалась прикрыть Виктора от ударов. Подтвердил Никита и показания брата-близнеца: квартиру не требовали, лишь хотели вернуть свои деньги. По мнению обвиняемого, его действия следовало квалифицировать как причинение вреда здоровью средней тяжести и самоуправство. На статье о самоуправстве настаивал и Жданов. По его словам, он нанес Столярову два удара ногой, его мать не трогал. О паре ударов говорил и Кротов, в целом же, пояснил, стоял в стороне.
Жданов и Кротов тоже опровергли показания потерпевших о передаче прав на квартиру.
В августе 2024 года дело начал рассматривать Зареченский районный суд. Там же судили и Столярова. Дни заседаний не пересеклись у подсудимых ни разу.
В ряде СМИ проходила информация о братьях-самбистах, который чуть ли не сколотили банду, чтобы выбивать деньги. История же оказалась намного глубже...
Пронины получили по восемь с половиной лет колонии строгого режима. Жданов и Кротов – на год и полгода меньше соответственно. Защитниками осужденных уже поданы жалобы на решение суда.
Не согласен с приговором и Столяров. Пятилетний срок он назвал несправедливым. Просит реальное заключение заменить на принудительные работы, чтобы «быть трудоустроенным и в более полном объеме возмещать материальный ущерб по гражданским искам». Осужденный обратил внимание, что совершил тяжкое преступление впервые и заявил... об угрозе жизни.
«Указывает, что существует реальная угроза его жизни и здоровью в исправительных учреждениях Тульской области ввиду того, что он является потерпевшим по уголовному делу, в котором в качестве обвиняемых значатся, в том числе Потерпевший №1 и Потерпевший №2, которые обладают обширными связями в криминальной среде Тульской области, поддерживают общение с лицами, ранее отбывавшими наказание в местах лишения свободы, склонными к совершению преступлений», – пересказана позиция Столярова в материалах Тульского областного суда.
По словам осужденного за мошенничество, на очных ставках ему неоднократно делались намеки «на дальнейшую физическую расправу, если он не изменит показания».
«Угрозы и информация о физической расправе в исправительных учреждениях поступали и из иных источников, в том числе при свидетелях», – заявил Столяров. Угрозу, пояснил, он считает реальной.
Осужденный попросил суд возвратить дело прокурору «для устранения выявленных нарушений, препятствующих рассмотрению по существу и вынесению законного приговора».
Адвокат Столярова также заявил, что общий ущерб определен с грубейшими ошибками и является завышенным, а «многоэпизодная квалификация действий подзащитного по статье «Мошенничество» не является правильной».
«Вопреки доводам апелляционных жалоб, обстоятельств, препятствующих назначению Столярову. наказания в виде лишения свободы, судом не установлено, не усматривает таковых и судебная коллегия, в том числе, принимая во внимание доводы о характере и степени опасения осужденного за свою жизнь и здоровье в местах лишения свободы», – говорится в материалах дела.
Срок Столярову не снизили, колонию на принудительные работы не заменили, но история еще не завершена. Во-первых, областной суд рассмотрит апелляцию четверых похитителей, во-вторых, окончательно так и не решился вопрос с гражданскими исками. Стороны продолжат судиться из-за денег, которые и привели всех на скамью подсудимых.