До 94% жителей Тульской области в 2024 году получали спам-звонки: реально ли наказать назойливых распространителей рекламы

Фото: Тульская служба новостей
94% жителей Тульской области в 2024 году получали спам-звонки. Информацию ТСН24 предоставили в Kaspersky Who Calls. Свыше половины пользователей на территории региона получали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество. Как защититься от аферистов и можно ли наказать спамеров? Рассказываем в материале ТСН24.

Звонят мошенники. Что делать?

По данным Kaspersky Who Calls, в 2024 году 57% жителей региона получали звонки от лиц, которые, предположительно, могут являться мошенниками.

Есть подозрение, что общаетесь с аферистом? Кладите трубку. Это главный и самый действенный способ.

«Главная рекомендация – повесить трубку. Можно без предупреждения, можно сказать: «Перезвоните позже». Главное – уйти с психологического контакта», – рассказывал ранее ТСН24  начальник отдела прокуратуры по надзору за следствием в органах МВД Олег Ашихмин.
Не так давно советы для россиян по способам противодействия мошенникам дали в Центре общественных связей ФСБ. Там назвали слова, после которых следует сразу же прервать звонок. Например, речь идет о «Следственном комитете», «ФСБ», «МВД», «безопасный счет», «представитель службы безопасности банка». Следует прекратить разговор, если человек произносит фразы «сообщите код из смс», «ваш гражданский долг» или просит назвать данные банковской карты и паспорта. 

При этом эксперты в области мошенничества советуют не «играть» с неизвестными и не дожидаться предложения отправить СМС. Тем более что аферисты в дальнейшем могут и отомстить шутнику – закидать спам-звонками.

Звонят со спамом. Что делать?

Спам-звонки в 2024 году получали 94% жителей Тульской области. Учитывая, сколько СМС и звонков иногда сыпется на телефон от неизвестных, кажется, что цифра даже ниже, чем на самом деле. 

«Зачастую такая реклама распространяется не только без предварительного согласия абонента, но и с нарушением её содержания. Особенно часто это встречается в рекламных рассылках различных кредитных и иных финансовых организаций, которые в сравнительно небольшом тексте рекламного сообщения могут указать только привлекательные условия предоставления того или иного финансового продукта, сознательно «забывая» о том, что необходимо перечислить и все остальные условия, дабы не вводить потребителей в заблуждение», – отмечал ранее в интервью ТСН24 руководитель Тульского УФАС Виктор Грибко.
В апреле 2024 года в КоАП РФ внесены изменения, касающиеся распространения рекламы по сетям электросвязи, которые значительно увеличивают размер административного штрафа: например, на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 100 тысяч рублей; на юридических — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

При получении финансового спама доказывать, что согласие от абонента получено, должен рекламораспротранитель, а не потребитель.   
«Нередко на практике случается такая ситуация: гражданину позвонили, в телефонном разговоре спросили разрешение на получение рекламы и далее озвучили рекламу.  Однако в случае, когда звонок инициируется рекламораспространителем, моментом начала распространения рекламной информации является момент поступления телефонного звонка, а не момент непосредственного оглашения рекламной информации абоненту. То есть согласие на получение рекламы должно быть получено от абонента еще до совершения звонка. Данный юридический нюанс очень важен при оценке рекламы на соответствие требованиям законодательства», – рассказал Грибко.
Звонить могут как операторы колл-центра, так и роботы или роботы, «маскирующиеся» под реальных людей. 

  Как бороться со спамом?

 - использовать встроенные возможности операционной системы вашего смартфона;

- воспользоваться предлагаемыми оператором услугами антиспама;

— установить специальное приложение для борьбы с телефонным спамом.


Чтобы наказать назойливых рекламщиков, можно обратиться в УФАС.

Для начала внимательно прочитайте договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с оператором. Часто в нем предусмотрено, что абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц. 

Также ознакомьтесь с условиями оказания услуг связи — оператор обязан разместить их на своем официальном сайте. При этом оператор вправе вносить изменения и дополнения в правила без персонального уведомления абонентов об этом. Часто правилами предусмотрено право на рассылку рекламы, в том числе от других компаний.

Если согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует, следует обратиться к оператору с заявлением об отказе получать на свой телефон рекламные сообщения.

Оператор без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку рекламных сообщений и звонков.

Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании по почте с уведомлением о вручении или лично в офисе. 

Следует помнить, что абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения. Если реклама продолжает поступать, то это является нарушением закона «О рекламе» и поводом обратиться в УФАС.

Заявление в антимонопольный орган подается в территориальный орган по месту регистрации заявителя в письменной форме с приложением документов: 

— копия обращения к оператору с приложением доказательств его получения оператором, 

— фотографии рекламных сообщений с экрана мобильного телефона или запись телефонных звонков, 

— детализация выписки по абонентскому номеру за период получения смс-рекламы и рекламных звонков, 

— копия договора с оператором на оказание услуг мобильной связи, 

 - согласие на раскрытие тайны связи в письменной форме и удостоверенное личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших сообщениях.

Образцы документов можно найти здесь.

Отметим, что еще один способ, которым активно стали пользоваться аферисты, касается поддельных сайтов. В 2024 году в Тульской области число попыток переходов на фишинговые страницы выросло в три с половиной раза по сравнению с 2023 годом. 

О том, как аферисты могут часами «разводить» жертв можно почитать по ссылке. Это история экономиста из Тулы, которая оказалась в шаге от того, чтобы потерять деньги. Спасло женщину то, что преступники были не слишком подкованы в бухгалтерских терминах. 
Автор: Захар Степнов
Подписывайтесь на ТСН24 в