В Туле открылась выставка, сочетающая прошлое и будущее русской космонавтики
6+
10 декабря в культурном центре «Витраж» открылась мультимедийная выставка «Космос и человек» при поддержке Русского музея и музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Открытие посетили работники музея космонавтики, в том числе и Елена Тимошенкова – правнучка ученого и заведующая Мемориальным домом-музеем Циолковского. Выставка объединяет медиаскульптуры, видеоарты, анимацию и интерактивные объекты, создающие эффект полного погружения в космическую тематику.

Директор культурного центра Татьяна Власова рассказала, что кураторы и разработчики формировали концепцию цифровой экспозиции, основываясь на том, как выход за пределы Земли повлиял на сознание людей, культуру и науку, а также какое будущее ждет человечество в космическом пространстве.

«Современные художники переосмысливают космические путешествия как археологию будущего. Их интересуют не столько технологии полета, сколько следы, которые мы можем найти. В своих работах они создают виртуальные музеи несуществующих цивилизаций, наполненные необычными инопланетными артефактами: окаменелыми сигналами, кристаллами, хранящими память о чуждой биологии, и обломками кораблей, чье назначение невозможно понять. Эти объекты становятся зеркалом, в котором мы видим собственные страхи, надежды и вопросы о разуме во Вселенной», – рассказала Татьяна.

Первая часть выставки – работы советского и британского художника Виталия Виноградова, основоположника стиля «схематизм». Космос предстает перед зрителем глазами художника, который мечтал о будущем, углублял наблюдательность, ориентировался на науку, философские учения и русский космизм.
Центральный экспонат выставки – «Человек». Скульптура выполнена из железа со встроенными мониторами, оборудованием и неоновыми кабелями. Эта скульптура – не просто образ, а мощный символ, который приглашает каждого зрителя к размышлению о самом себе и своем предназначении. «Человек» в интерпретации Виталия Виноградова – это не противопоставление природе, а ее высшее проявление. Эта скульптура воплощает идею о том, что человек – это одновременно венец эволюции и ее активный агент.

«Кентавр» – медиаскульптура, смоделированная в эстетике технологичных форм, является мифологизированным героем античного мира. Кентавр – сложный архетип трансформации смертного существа, будущий плод развития человечества. По задумке Виноградова, этот биокиборг призван полететь в Космос на поиски «нового дивного мира».

Скульптура «Мозг» представляет собой два полушария человеческого мозга, которые постоянно взаимодействуют друг с другом и отвечают за высшие психические функции: восприятие, воображение, память, мышление и речь. Интерактивной аудио-скульптуре даже можно задать вопрос. Но «Мозг», как и Вселенная, отмечают работники центра, таит множество загадок и не дает точных ответов.

Триптих: «Глубокий космос», «Альфа Центавра», «Космическая станция», выполненные Виноградовым в стиле «схематизм», визуализируют ритм Вселенной, заключенный художником в гармонию линий и форм. Космос пульсирует жизнью, озаряясь вспышками комет, взрывами зарождающихся галактик и угасающих звезд. Техника пластификации позволяет представить многомерность пространства, рождая новые образы и смыслы. Графические формы художник сочетает с природной земной органикой, цветами и кибернетическими бабочками.

Вторая часть выставки «Кабинет ученого», – комната, имитирующая кабинет Константина Эдуардовича Циолковского, основоположника теоретической космонавтики.

«Все началось с того, что у нас возникла, на первый взгляд, не совсем реальная идея – воссоздать часть кабинета Циолковского. Мы хотели представить какие-то фотографии, которые делались им, модели вещей, которые стояли в его кабинете. Мы понимали, что один в один не получится, но сама идея изобретательства, конструирования нас вдохновила. Мы поставили зеркало, керосиновую лампу, дощечку, похожую на ту, на которой писал ученый. Здесь даже есть фотография Циолковского, сидящего в кабинете с моделью дирижабля», – рассказала Елена Тимошенкова.

Особенностью выставочного зала является то, что все экспонаты можно потрогать. Специально для гостей работники культурного центра зажигают керосиновые лампы, чтобы продемонстрировать, как они отражаются в зеркале, и даже показывают опыты с электричеством. Для детей есть мастер-классы и головоломки. Также любопытному посетителю предлагается посмотреть в телескоп. Правда, вместо космического неба там видны буквы из кабинета офтальмолога.

Завершающая часть выставки – кинозал, в котором посетители могут посмотреть короткометражный фильм «Джон Смит, астронавт». Фильм снят по сценарию пьесы Леры Нибиру – он рассказывает об ученом, исчезнувшем в космосе и вернувшимся на Землю спустя почти три десятилетия.

Также в кинозале можно поиграть в театр теней и посмотреть диафильмы.
-
ИИ снова на пьедестале: ежегодное аналитическое исследование глобальных трендов цифровизации представил «Ростелеком» -
На заводе «СМК Орск» будут изготавливать сэндвич-панели -
Росгосстрах за три квартала выплатил по полисам страхования жилья 1,36 млрд рублей
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»