Екатерина Толстая: главное для человека – это семья
Ясная Поляна – гордость и украшение Тульской области, место, где каждый себя чувствует уютно как дома. Об удивительном месте, где нет случайных людей, ТСН24 поговорила с директором музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» Екатериной Александровной Толстой. Она стала героем проекта «Тула в лицах». В интервью корреспонденту ТСН24 Екатерина Толстая рассказала о душе места, семейных традициях и о том, что никогда не сможет дать ИИ.
О душе Ясной Поляны и самых трогательных моментах
– Екатерина Александровна, расскажите о самом неожиданном проявлении любви к Ясной Поляне от лица посетителей.
– Ой, это сложный вопрос, каждый посетитель оставляет частичку своей души, и каждый очень индивидуально воспринимает Ясную Поляну. Наверное, самое главное – когда посетители попадают в дом Толстого и говорят: «У вас тут такое все настоящее, есть ощущение, что сейчас войдет Лев Николаевич». Многие считают, что музей – это что-то консервативное, непонятное. А когда чувствуется присутствие хозяина, когда место живое – это, конечно, бесконечно ценно.
Безусловно, на каждого производит впечатление могила Льва Николаевича. Великий человек, так много сделавший для мира, и так скромно упокоен. Думаю, это одно из самых ярких впечатлений наших посетителей.
Но есть одна история, которая тронула нас до глубины души. Индира Ганди приехала в Ясную Поляну и, по воспоминаниям сотрудников, подошла к Башням въезда, сняла обувь и босиком пошла к могиле Толстого. Она сказала, что по земле Толстого может ходить только босиком. Этот рассказ передается из поколения в поколение в нашем музее.
– А есть ли необычные и особенно ценные и трогательные подарки для музея?
– Подарков очень много, выделить что-то одно или кого-то одного, было бы обидно для других дарителей. На самом деле многие люди просто от души хотят пополнить фонды Ясной Поляны. Кто-то приносит дорогие музейные предметы, кто-то – просто фотографию своей семьи, рассказывая, что его бабушка была знакома с тем-то и с тем-то. Мы благодарны всем нашим дарителям.
О судьбе и вере в промысел
– Верите ли вы в судьбу? Можно ли сказать, что какие-то решения в вашей жизни оказались судьбоносными и связали вас с Ясной Поляной?
– Я скорее скажу так: «Господь управит». Во всем действительно есть какое-то Божье провидение. Расскажу недавнее событие. Я пришла на работу в музей тридцать лет назад и моим наставником был Николай Павлович Пузин, потрясающий человек, хранитель музея. Он состоял в переписке с очень интересными людьми, в том числе с отцом Иоанном (Крестьянкиным). А в Красноярске во время пересылки Николай Павлович встретился со святителем Лукой (Войно-Ясенецким).
Когда после реставрации был открыт дом Волконского, в котором теперь находится наш Детский центр толстовской педагогики, мы решили освятить это здание. Пришел отец Алексей, благочинный нашего Щекинского района, и принес подсвечник. А на подсвечнике было изображение святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Я говорю: «Отец Алексей, представляете, сюда, в дом Волконского, где жил Николай Павлович, приходили письма святителя Луки!». Я считаю, что есть вещи, которыми как-то Бог управляет, направляет. Судьба это или не судьба… Скорее, Божий промысел.
О семейных традициях: от Дона до Нового года в усадьбе
– У вашей семьи была традиция отдыхать на Дону. Продолжаете ли вы ее?
– Да, это традиция, заложенная дедушкой моего мужа, Владимиром Ильичом Толстым. После революции его семья эмигрировала в Сербию. Он жил в городе Нови-Бечей на реке Тисе, любил там рыбачить и мечтал, чтобы его правнуки появились на свет в Ясной Поляне. Тогда это казалось невозможным.
После войны братья написали письмо Сталину с просьбой вернуться в Советский союз. К их удивлению, они получили разрешение. Но дедушке не хватало реки и в своих путешествиях по стране он нашел на Дону места, похожие на те, что любил в Сербии. Стал ежегодно приезжать туда с палаткой. Любовь к этому месту он передал своим детям, внукам и правнукам. Теперь это большое семейное событие – наш «толстовский съезд» на Дону, иногда с десятью палатками. Отдых с рыбалкой и костром, который объединяет всю семью.
– Не за горами Новый год. Есть ли в вашей семье новогодние традиции?
– Новый год мы всегда встречаем в Ясной Поляне. Уже несколько лет мы с Владимиром Ильичом заливаем каток на своем участке в деревне, ставим большую красивую елку, украшаем дом и территорию. Я считаю, что в красиво украшенный дом обязательно придет сказка, новогоднее чудо. Мы водим хороводы вокруг елки, катаемся на коньках. К нам всегда приходят Дед Мороз и Снегурочка – теперь уже для внучек. Старшей шесть лет, младшей недавно исполнилось два. И, конечно, накрываем праздничный стол. На Рождество – рождественский гусь. Стараемся, чтобы было вкусно, дружно и всем уютно.
О детской мечте и ответственности
– Кем вы мечтали стать в детстве? Это было связано с музеями?
– Да, я с детства любила ходить в музеи. Моя сестра на десять лет старше, она училась в художественной школе, потом в Орловском художественном училище. Дома всегда было много альбомов по живописи, скульптуре, истории искусства. Я с огромным удовольствием их листала и посещала музеи. И, конечно, мечтала связать свою жизнь именно с музеем. Очень хотелось работать в музее, для меня он был чем-то волшебным.
– Быть хранителем наследия Толстого – это тяжелая ноша? Что придает сил?
– Знаете, я говорю о том, что сохранение наследия – это скорее служение. Служение Толстому, служение памяти, служение истории России. Конечно, это сложно. Но силы придает то, что ты видишь результат: Ясная Поляна развивается, здесь много интересного происходит, люди приезжают с большим удовольствием. И очень важно, что мы сохраняем мемориальность, уникальный облик усадьбы.
О любимых уголках и секретах
– Есть ли у вас в усадьбе особый, любимый уголок?
– Конечно, Ясную Поляну люблю всю. Но есть особенные уголки, например, парк «Клины». Очень интересно, что в разное время дня он выглядит совершенно по-разному. Он необычный, красивый.
А так, мы с Владимиром Ильичом очень любим ходить в лес. У нас есть свои грибные места. Собираем грибы даже зимой – открыли для себя зимний опенок, фламмулину. Мы знаем, в какой части усадьбы в какое время какие грибы растут. Но вам про эти места не расскажу. Оставим в секрете (улыбается).
О том, что порадовало бы Льва Николаевича и Софью Андреевну
– Как вы думаете, чем бы могли гордиться Лев Николаевич и Софья Андреевна из того, что делается в усадьбе сегодня?
– Думаю, Софья Андреевна была бы благодарна за то, что, начиная с 2000 года, каждые два года в Ясной Поляне собирается большая семья Толстых. Семья, разбросана по всему миру – живут в России, Швеции, Дании, Америке... Ясная Поляна снова стала центром, объединяющим род. Для Софьи Андреевны семья была самым важным. Сейчас немного сложнее встречаться, но все, кто может, так же приезжают в Ясную Поляну, как и раньше.
А Льву Николаевичу, наверное, понравилось бы, что здесь, как и в его время, много творческих людей: проходят писательские встречи, встречи с режиссерами. Думаю, для него было бы важно, что работает школа литературных критиков, учреждена премия «Ясная Поляна», отмечающая лучшие произведения современной литературы. И, конечно, дети! То, что Ясная Поляна остается местом, куда приходят дети, что у нас открыт Детский центр, проводятся тематические занятия. Уже больше двадцати лет работает детский абонемент «Свет Ясной Поляны». Это все развивает детей и дает им творческий импульс.
О формуле успеха и искренности
– В чем секрет того, что Ясная Поляна остается местом притяжения для стольких людей?
– Знаете, самое главное – попадая в Ясную Поляну, посетитель чувствует, что его любят, уважают и ему рады. Человек чувствует искренность. Это то, что зависит от нас, мы искренне любим и Ясную Поляну, и Льва Толстого. И эта любовь передается посетителям на каком-то духовном уровне. У нас нет случайных людей. Все, кто работает в Ясной Поляне, любят то дело, которым занимаются.
О первом знакомстве с Толстым
– А как вы сами впервые столкнулись с творчеством Толстого? Какие были впечатления?
– Конечно, первые произведения – его рассказы для детей. Как сейчас помню: «Как мужик гусей делил». Рассказ, который произвел на меня сильное впечатление, – это «Косточка». Было такое ощущение, что нужно всегда говорить правду, и что все тайное всегда становится явным. Потом, конечно, были «Детство. Отрочество. Юность», «Казаки», а в школе – «Война и мир». Мы, туляки, с детства знаем Ясную Поляну, для нас это святое место. Но у меня самые яркие впечатления остались от поездок в Ясную с моей любимой учительницей литературы. Она открывала для нас ту Ясную Поляну, которую любила сама.
О фестивале «Толстой» и планах на будущее
– Как рождаются темы для фестиваля «Толстой»?
– Подготовка всегда творческая. В течение года мы отсматриваем спектакли не только столичных, но и региональных театров. Тема часто зависит от круглой даты, например, написания или первой публикации того или иного произведения Толстого. Была тема «Анны Карениной», потом «Войны и мира», затем «Воскресения», тема семьи. Следующий фестиваль – юбилейный, десятый. Хочется, чтобы специально для него были написаны и поставлены спектакли, премьера которых пройдет в рамках нашего фестиваля.
– Над какими новыми проектами работает команда Ясной Поляны?
– К Новому году готовим детские рождественские программы, квесты, традиционный фестиваль искусств «Зимние встречи в Ясной Поляне». А из глобальных проектов – мы готовимся к открытию Центра народного творчества, наших реставрационных мастерских. Там будут возможности для занятий с детьми, мастер-классы по керамике (у нас есть своя, яснополянская керамика), флористике. Думаю, и взрослым будет интересно погрузиться в мир народной культуры. Откроем, видимо, в начале следующего года.
Об искусственном интеллекте и современной литературе
– Как музей относится к современным технологиям, к искусственному интеллекту? Может ли он заменить экскурсовода?
– Мы пока в меньшей степени используем ИИ. Понимаем, что в справочной работе он может быть полезен. У нас был забавный опыт в соцсетях: мы «оживляли» наших животных – лошадей, пони, гусей. Но это дань моде, развлечение для посетителей.
Конечно, за этим направлением есть будущее. ИИ не подвержен эмоциям, он может проанализировать и выдать скрупулезную информацию. Но люди приезжают в музей не только за информацией – ее можно получить и дома. В музей приезжают еще и за эмоциями, за энергией. А этого не может передать искусственный интеллект. Это может только человек!
– Вы часто являетесь членом жюри литературных конкурсов. Что для вас важно в современной литературе?
– Не только литературных, но и журналистских. Я радуюсь, что с каждым годом растет мастерство журналистов, особенно в районных СМИ. Появляются темы с философским подтекстом, много краеведческого материала. А в современной литературе очень важно, чтобы она была близка читателю. Как писал Толстой – о людях и для людей.
О личном: что для вас главное?
– Наследие Толстого, его поиски смысла, помогли ли они вам самой определиться в жизни?
– Конечно, человек всегда в поиске. Но мы должны понимать, что главное для человека – это его семья, многие поколения, связь прошлого, настоящего и будущего. И что именно ради этого и нужно жить.
Одним из героев проекта «Тула в лицах» стал врач Максим Шуриков. Читайте о нем статью " От спасения жизней до спасения от скуки: молодой врач-невролог Максим Шуриков о работе, отдыхе и любимой Туле".
-
Авито Работа на Всероссийском кадровом форуме провела сессию «Рабочий – класс!» -
ИИ снова на пьедестале: ежегодное аналитическое исследование глобальных трендов цифровизации представил «Ростелеком» -
На заводе «СМК Орск» будут изготавливать сэндвич-панели
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»