Тульский психолог Андрияничева рассказала, откуда может появиться страх звонить по телефону
А вы боитесь звонить по телефону? И что вам проще сделать – написать или набрать заветные цифры? А может лучше отправить голосовое сообщение? В материале ТСН24 психолог Майя Андрияничева расскажет, откуда берется страх телефонных звонков и как с ним справиться, а специалист по этикету Анна Дьякевнич объяснит, когда возможны голосовые сообщения.
Почему люди боятся звонить по телефону
Страх телефонных звонков — распространенное явление, которое связано с несколькими причинами.
Психолог Майя Андрияничева выделила следующие:
Отсутствие визуальных подсказок.
В реальном общении видна мимика и реакции человека, а в телефонном звонке этого нет. У некоторых людей такое вызывает тревогу, потому что сложно понять, как собеседник воспринял слова. Здесь появляется боязнь ошибиться.
Страх внезапности.
Звонок — это всегда вторжение в момент «здесь и сейчас». Человек не может заранее продумать ответ. Людям с повышенной тревожностью или перфекционизмом проще написать, обдумать формулировку и отправить, чем реагировать сразу.
Негативный опыт.
Некоторых в прошлом критиковали за «неуверенный голос», паузы или ошибки. Это закрепляет ощущение, что звонки — это стресс.
Социальная тревожность.
Для людей с социальными страхами любой официальный контакт воспринимается как эмоциональное испытание. Им сложно «позвонить куда-то», «записаться», «уточнить информацию».
Как преодолеть страх телефонных звонков
Эксперт Майя Андрияничева советует идти маленькими шагами. Например, ежедневно делать один короткий, независящий от результата звонок – забронировать столик в кафе или заказать еду в доставке.
«Проговаривайте текст заранее. Краткий план снижает тревогу. Пробуйте тренировать «неидеальность». Человек может запнуться или забыть слово, и это нормально. Большинство людей не замечает таких мелочей», - комментирует психолог.
Можно попробовать «разогрев»: сделать пару глубоких вдохов перед звонком или сначала отправить короткое сообщение «удобно ли говорить?»
Со временем звонки становятся привычными.
Почему молодежь выбирает переписку вместо звонков
По словам Майи Андрияничевой, молодые люди действительно выбирают переписку по нескольким причинам:
- Переписка дает больше контроля. Можно подумать над текстом, сформулировать точнее, не бояться, что эмоции мешают сказать что-то правильно.
- Поколение, выросшее с мессенджерами, привыкло общаться короткими сообщениями в разное время, а не длинными телефонными разговорами.
- Уважение личных границ. Звонок требует немедленного внимания, как будто ты «выдергиваешь» человека из дел. Это воспринимается некомфортно.
«Звонок эмоционально затратен. Нужно подключаться полностью и следить за речью. Сообщения проще, особенно если взаимодействие рабочее или формальное», - говорит психолог.
По мнению эксперта, это не про «социальные проблемы поколения», а про изменение привычек общения.
Для современных молодых людей писать чаще норма.
В каких случаях корректно отправить голосовое сообщение
Это зависит от контекста и культуры общения в конкретной сфере.
Психолог Майя Андрияничева выделила моменты, когда голосовые корректны:
- вы заранее уточнили, что собеседнику удобно получить аудио;
- вы общаетесь в неформальной или полуформальной рабочей среде - творческие профессии, медиа, преподаватели курсов;
- есть потребность быстро, коротко (это важно!) передать эмоцию, интонацию, объяснение, которое сложно писать.
В каких случаях стоит избегать голосовых?
- общение официальное или с незнакомым человеком;
- человек может быть занят и не иметь возможности прослушать аудио;
- голосовое длинное и плохо структурированное;
- запись содержит важные детали, которые лучше, чтобы были зафиксированы текстом.
Эксперт советует уточнить перед отправкой: «Могу ответить голосовым? Так будет быстрее».
«Это снимает неловкость и показывает уважение к границам другого человека», - отмечает Майя Андрияничева.
Особенности информационного этикета
В текущей реальности информационный этикет имеет свои правила, которые вполне логичны.
«Можно написать заранее, предупредив, кто вы и по какому вопросу будете звонить, уточнить удобное для звонка время. Не все сейчас поднимают трубки от незнакомых номеров», - говорит специалист по этикету Анна Дьякевнич.
Голосовые сообщения возможны только по предварительной договоренности.
«Записывать голосовое сообщение малознакомому человеку - моветон», - подытоживает специалист.
А как избежать неловкости на свидании и какие есть приемы, читайте в материале ТСН24.
-
Авито Работа на Всероссийском кадровом форуме провела сессию «Рабочий – класс!» -
ИИ снова на пьедестале: ежегодное аналитическое исследование глобальных трендов цифровизации представил «Ростелеком» -
На заводе «СМК Орск» будут изготавливать сэндвич-панели
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»