Стражи дорог: ветеран тульской Госавтоинспекции Евгений Зотов рассказал о тяготах и радостях службы и о моментах, которые уже никогда не забыть
3 июля отмечается День ГИБДД МВД России. Работа данной структуры часто остаётся незамеченной, особенно людьми, не имеющими собственных авто – совершенно незаслуженно. На плечах дорожных инспекторов лежит не только безопасность водителей и пешеходов: бесчисленное количество раз сотрудники ГАИ пресекали преступную деятельность, спасали людские жизни. О своём пути в этой трудной, но благородной профессии Тульской службе новостей рассказал экс-командир первого отдельного батальона ДПС тульской ГИБДД Евгений Зотов.
От инспектора до командира батальона
Путь Евгения Зотова начался после окончания службы в армии и получения средне-профессионального образования: родители всячески подталкивали его к службе в милиции (именно милиции – то был 1996 год). Отец будущего командира ОБ ДПС был кадровым офицером, отслужившим 15 лет в пожарной охране, а мать всю жизнь проработала на заводе.
Вскоре отец нашего героя отвёл его в кадровую службу ГАИ, где тот и начал свою службу в должности инспектора первого отдельного батальона ДПС УВД России по Тульской области.
С этого момента Евгений Зотов двадцать восемь лет был верен службе. Начав свой путь в должности инспектора, он дошёл до поста командира батальона.

Несколько месяцев экс-командир отдельного батальона ДПС Евгений Зотов находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор скучает пор работе.«Сначала был инспектором, потом старшим инспектором, затем командиром взвода, после чего стал старшим инспектором по административной практике. Пройдя этот путь, я уже продолжил службу в должности командира батальона, в которой проработал долгих тринадцать лет – практически дольше всех в Тульской области, с 2012 по 2025 год. Так что все этапы деятельности Госавтоинспекции, помимо регистрационных действий я ощутил на своём опыте», — рассказывает экс-командир батальона.
«Работа связана с непосредственным риском»
Вопрос о том, сложно ли работать в Госавтоинспекции, конечно, общий и риторический. Все работы сложны, но эта – в особенности, ведь она сопряжена со многими рисками: дежурством на дороге, наличием оружия, постоянным нахождением при исполнении. Сотрудники обязаны выезжать на места происшествий, что, разумеется, опасно – особенно в современном мире.
Даже просто находиться на дороге может быть опасно: нередки случаи, когда водители, отвлекшись, не замечают сотрудника, несмотря на все меры безопасности. А ведь раньше и этого не было.«Может быть, в начале моего пути обстановка была более спокойной, но сейчас, естественно, инспектора ДПС вооружаются как табельным, так и автоматическим оружием. Работа в современных реалиях становится всё сложнее и опаснее», — объясняет Зотов.
Сложностью работы инспектора является также то, что он должен исполнять свой долг в любых условиях: в грозу, метель, жару. Никакие внешние факторы не послужат оправданием для расслабления и потери бдительности.
Командир батальона, хоть и подразумевает большее нахождение в кабинете, скрывает под собой трудности иного, организационного характера. Тем не менее, при проведении профилактических и массовых мероприятий или планов по типу «кольца» командир также выезжает на патрулирование, осуществляет надзор за движением и помогает инспекторам, чтобы «Граждане города-героя были довольны и обеспечены безопасностью дорожного движения и охраной общественного порядка».

Объединяет все ранги то, что жизнь в городе никогда не прекращается. Люди постоянно перемещаются, опасные ситуации возникают – здесь нет места размеренному расписанию и регулярным перерывам на обед и сон.
Родиться инспектором невозможно, можно им стать!
Экс-командир батальона считает, что развиваться в данной сфере, разумеется, можно. Основным критерием роста инспектора является его нахождение с наставником после поступления на службу, чтобы пройти обучение. «Родиться инспектором невозможно», — отмечает Зотов.
Также бывший сотрудник ГАИ отметил, что эта работа также усложняется необходимостью постоянного общения с людьми. Инспектора всегда видно на дороге, он всегда первым приезжает на место событий, соответственно, такие люди всегда на передовых позициях.
Также развитие инспектора зависит от его внутренних убеждений: зачем он пришел в Госавтоинспекцию, какие у него есть возможности развития. Начинающему сотруднику предстоит пройти все этапы, начиная с самого начала – с «линии», как говорят в ведомстве.«Всегда люди, не только участники дорожного движения, но и обычные граждане обращают на внешний вид инспектора, который является в какой-то мере лицом города и Министерства внутренних дел. Инспектор всегда на виду».
В дальнейшем, развитие будет зависеть также и от образования, которое можно будет получить в системе органов внутренних дел (высшее юридическое).
«С определенного времени у нас перешли на то, что инспекторский состав имеет офицерские погоны, то есть, 99% штата – это люди с высшим образованием, получают сразу звание лейтенанта полиции. Раньше были и сержанты, и старшины – те звания, которые были в армии, передавались в органы Госавтоинспекции. Но сейчас, в основном, офицерский состав», — объясняет Зотов.
Может, договоримся?
Некоторые водители, попавшись на нарушении, пытаются «договориться» с инспектором. Многие задаются вопросом, насколько это частая практика.
«К сожалению, наш водительский менталитет заточен на то, что, если вдруг произойдет правонарушение с их стороны, то от ответственности можно будет уйти, «решив вопрос» с инспектором. Почему-то это исторически сложилось, много фильмов про это есть, например, замечательный фильм «Инспектор ГАИ» с Сергеем Никоненко (моё любимое кино). Я всегда предлагал новым сотрудником посмотреть его, потому что он говорит о многом, особенно о теме того, как непроста жизнь инспектора. Посмотрев его, человек поймет, зачем он пришел в органы», — рассказывает Зотов.
Тем не менее, экс-командир считает, что сейчас государство пришло к полному пониманию проблемы, например, потому, что каждый сотрудник имеет специальный регистратор, с которым он заступает на службу и сдаёт после неё. Запись с него ведется в режиме «онлайн».
Также все патрульные автомобили оборудованы мобильными системами видеонаблюдения, запись с которых ведется в салоне и вокруг автомобиля. Подобные меры могут не только защитить инспектора в случае возникновения спорных или опасных ситуаций, но и пресечь предложение ему взятки – это будет зарегистрировано. Век технологий, отмечает Евгений Зотов, позволил уменьшить количество таких преступлений в разы.
Что изменилось в Госавтоинспекции с годами?
Евгений Зотов вспоминает, что разница в рабочих реалиях между сегодняшним днём и прошлым, конечно, чувствуется: было меньше транспорта, сложных развязок дорог, систем видеонаблюдения. Сегодняшний автопарк органов стал, разумеется, намного обширнее и современнее. Также стоит вспомнить и модернизации вышеупомянутых систем наблюдения и фиксации.

«Разница колоссальная. Та же форма была раньше менее удобной и безопасной. Сейчас она люминесцентная, удобная. Прогресс идёт огромными шагами во многих сферах. Вспомнить те же рулетки для измерения на местах ДТП, которые были – сейчас уже есть лазерные версии. Раньше алкотестерами были так называемые «трубочки», которые просто изменяли цвет. Сейчас тестеры позволяют выявить не только алкогольное, но и наркотическое опьянение. Это упрощает работу инспектора, но и требует от него больших навыков. Госавтоинспекция тогда и сейчас – это две разные Госавтоинспекции».
Воспоминаний хватит на целый фильм
Работа инспектора чаще всего включает в себя повторяющиеся моменты и ДТП. Хотя бывают и исключения – Евгений Васильевич с печалью вспоминает случай, когда отец совершил наезд на собственного ребёнка.
Как уже стало понятно, работа госавтоинспектором опасна не только для физического, но и ментального здоровья. Когда сотрудник, который тоже человек, видит слёзы родственников, приезжающих на места ДТП, его психика накаляется до предела – ведь ему нужно ещё и успокоить этих людей, объяснить и показать ситуацию.«Они приехали с дачи, поднялись на свой этаж в хрущевке, занесли сумки. Ребёнок остался с бабушкой, а отец пошёл вниз, отгонять машину, так как она перегородила дорогу в узком проезде. Ребёнок решил пойти за отцом и вышел на улицу, после чего либо пополз, либо захотел посмотреть что-то под колесом, может, игрушку потерял. Отец его не увидел – да и не мог увидеть и переехал собственного ребёнка. Любое ДТП – это горе, боль, жизни людей, но такие случаи оставляют особый отпечаток».
Массовые гибели, смерти детей – всё это оставляет шрамы на всю жизнь, приходит ночами в кошмарах.
Переходя на более позитивную ноту, Евгений Зотов вспоминает общественные мероприятия, такие как пронос олимпийского огня, празднование Дня Победы и шествие бессмертного полка.
Отдельным событием является и приезд первых лиц – это особая подготовка и высшая степень ответственности – как, например, в случаях приезда президента России Владимира Путина или Дмитрия Медведева (также находившегося на тот момент в должности президента).
Различные празднования, гуляния и мероприятия, когда даже дежурная инспекция может повлечь приятные впечатления или и вовсе встречу со звездой эстрады – это то, что также накладывает отпечаток – но на этот раз позитивный.
Отношение к ИИ
Евгений Васильевич Зотов хоть и не успел поработать с искусственным интеллектом, чувствует его влияния во всех сферах жизни и считает, что к этому нужно быть открытым – но только под контролем человека. Живые люди – это ответственность, постоянные проверки, понимание. Искусственный интеллект, считает он, должен быть под контролем живого. Без человека работа будет невозможна.
С праздником! Ура!
Также Евгений Зотов пожелал от всей души поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником:
«Хочу поздравить Госавтоинспекции с праздником, с днём образования этой службы и пожелать самого крепкого здоровья, самого большого счастья, профессиональных успехов и роста в обеспечении безопасности дорожного движения, а также мирного голубого неба над головой. Будьте счастливы, никогда не болейте. С праздником! Ура!»

-
Росгосстрах за три квартала выплатил по полисам страхования жилья 1,36 млрд рублей -
Дети работников КМЗ приняли участие в квесте «Пряничная история» -
«Ключ» к парковке: приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»