В Тульской области на детский телефон доверия стали чаще обращаться из-за буллинга
Детский телефон доверия 8-800-2000-122 помогает тем, кто нуждается во внимании и защите. Хоть он и называется детским, но обратиться за консультацией могут и дети, и подростки, и родители, и педагоги. О том, как устроена работа детского телефона доверия, с чем туда обращаются и как помогают оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в материале ТСН24 рассказывает психолог Семейного МФЦ «Мой семейный центр» Оксана Задкова.

Общероссийскому телефону доверия – 15 лет
17 мая отмечался Международный день детского телефона доверия: в эту дату общероссийскому детскому телефону доверия исполнилось 15 лет.
За все это время специалисты во всех регионах России отработали больше 13 миллионов звонков.
В Тульской области первая линия детского телефона доверия была открыта в 2011 году. На сегодняшний день ей 14 лет.
Сейчас в регионе работают 4 линии детского телефона доверия. Три дневных действуют по будням, а одна ночная работает и в праздники, и в выходные дни.
За 2024 год и первый квартал 2025 года было принято более 12 тысяч звонков в Тульской области.
С чем обращаются дети и взрослые
«Задача консультанта – успокоить, поддержать позвонившего, помочь абоненту - и взрослому, и ребенку - поверить в себя, найти ресурс жизненных сил и выход из сложной ситуации», - говорит психолог Оксана Задкова.
Чаще всего по телефону доверия обращаются по теме детско-родительских отношений.
Например, дети от 7 до 12 лет спрашивают о взаимоотношениях с родителями и сверстниками, говорят о боязни наказаний, в том числе и физических, сообщают о жестоком обращении.
Подростков интересуют межличностные отношения. Для старшеклассников важны вопросы самоопределения и самоактуализации. Также их интересуют отношения полов и взаимодействие с родителями.
Если по телефону доверия обращаются взрослые, то они зачастую обеспокоены воспитанием детей и конфликтами в семье.
Больше звонков фиксируется именно от женщин, мужчины обращаются редко.
На линию поступают и звонки от учителей, которые испытывают трудности во взаимоотношении с классом или конкретными детьми. Еще педагоги интересуются работой детского телефона доверия и рассказывают о ней своим ученикам.
Проблема буллинга

В последнее время участились обращения родителей из-за буллинга – травли детей в школе.
«Родители не всегда обращают внимание на проблемы детей. Защитить ребенка могут только взрослые. Дети сами не справятся с буллингом. Здесь необходима помощь авторитетного человека», - говорит Оксана Задкова.
Среди маркеров буллинга психолог выделила следующие:
- плохое и подавленное настроение ребенка,
- он плачет или замыкается в себе.
«Родители могут отмахиваться от проблем детей. Школа тоже не всегда реагирует на это. В ситуации буллинга обязательно необходимо вмешательство взрослых, важно следить за эмоциональным состоянием своих детей», - добавляет Оксана Задкова.
Важно спрашивать о том, как дела в школе, что у тебя происходит, не случилось ли что-то.
«Дети обычно говорят о том, что их кто-то обидел или толкнул, что в школе что-то происходит. Обязательно надо прояснить этот вопрос. Иногда дети подвергаются травле несколько лет. Родители же советуют или не обращать внимания, или дать сдачи. Это же не решит проблему», - думает психолог.
Какие специалисты работают на телефоне доверия
Допускаются к обработке звонков профессиональные психологи, дополнительно прошедшие обучение от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Телефон доверия – это экстренная и дистанционная психологическая помощь. Консультанты работают под псевдонимами.
Как отмечает Оксана Задкова, у детского телефона доверия есть следующие принципы работы:
- Бесплатность – звонок бесплатный как со стационарного, так и с мобильного телефонов.
- Анонимность – общение с консультантом полностью анонимно.
- Доступность – действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны.
- Конфиденциальность - содержание разговора остается тайной.
- Профессионализм – на детском телефоне доверия работают только квалифицированные и прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.
Случаи жестокого обращения

На детский телефон доверия поступают и звонки о жестоком обращении с детьми. Когда с ребятами что-то происходит, они звонят психологу, чтобы морально выйти из этой ситуации. Если обратившийся ребенок дает свои контакты и просит о помощи, то происходит немедленное реагирование.
Если взрослый человек видит, что ребенок находится в социально опасном положении, он тоже может обратиться по детскому телефону доверия.
Звонки-розыгрыши
«Дети должны понимать, что занимать линию телефона доверия розыгрышами, хулиганством нельзя. В это время кому-то может быть очень плохо и ему телефон доверия может спасти жизнь», - говорит Оксана Задкова.
Иногда в работе консультанты сталкиваются с шуточными звонками, причем их может быть 40%.
По словам психолога, хоть такие звонки и мешают работе телефона доверия, они могут быть проверочными: дети «разведывают», безопасно ли сюда звонить.
Кризисные обращения
Особое внимание уделяется кризисным обращениям, которые сильно затрагивают эмоциональную сферу ребенка.
По словам Оксаны Задковой, это могут быть совершенно разные причины:
- умер дедушка,
- поссорился с другом,
- соседи сообщили о том, что дети находятся в социально опасном положении.
Обратиться к специалистам детского телефона доверия можно из любой точки России по номеру 8 800 2000 122 и 124 с мобильного.
Ранее Тульская служба новостей писала, в правительстве региона рассказали об организации досуга школьников на летних каникулах.
-
Росгосстрах за три квартала выплатил по полисам страхования жилья 1,36 млрд рублей -
Дети работников КМЗ приняли участие в квесте «Пряничная история» -
«Ключ» к парковке: приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»