Психолог Андрияничева объяснила, почему ребенок не доводит начатое дело до конца

Сегодня он кричит: «Хочу на футбол!», завтра — на каратэ, а через неделю и вовсе подавай гитару. Здорово, когда у ребенка много интересов, но почему дети часто бросают начатые занятия? Эта проблема имеет множество причин, варьирующихся от отсутствия интереса и мотивации до страха неудачи и перегрузки. Тульская служба новостей поговорила с психологом Майей Андрияничевой, которая дала рекомендации, как помочь ребенку не бросать занятия на полпути и доводить начатое дело до конца.
Я не брошу на полпути
Не каждый взрослый человек в состоянии найти мотивацию и прийти к своей поставленной цели. Что уж говорить про ребенка? Особенно если этому его не научили родители. Как подчеркивает психолог, одной из главных проблем детей, которые бросают занятия, является недостаток мотивации или внутреннего интереса.
«Часто ребенок начинает что-то не по собственной инициативе, а потому что “так надо”, “все ходят”, “мама сказала”. Без личной вовлеченности и интереса энтузиазм быстро угасает», — объясняет специалист.
Проигрывать никто не любит, и дети не исключение. По словам психолога, отбивать желание идти на занятие могут страх неудачи и перфекционизм. Они боятся не справиться или сделать плохо. По логике ребенка лучше отказаться, чем испытать разочарование или критику.
Как подчеркивает Майя Андрияничева, устойчивость и умение «дожимать» формируются с опытом. Если ребенок не справляется с фрустрацией, он будет сдаваться при первых трудностях.
Еще одной причиной отказа от занятия может стать плотный график, забитый кружками и школой. Как подчеркивает психолог, в таком случае у ребенка просто нет ресурса — физического и эмоционального — чтобы что-то завершать.
«В любом случае дети учатся на модели поведения родителей. Если в семье нет культуры доводить дела до конца или если взрослые постоянно спасают ребенка от трудностей — у него не формируется “мышца” настойчивости», — говорит эксперт.
Не из-под палки, а “давай попробуем”
Психолог уверяет, что заставлять — не лучший путь. Давление извне дает краткосрочный результат, но в долгосрочной перспективе приводит к:
- внутреннему сопротивлению;
- потере доверия к родителю;
- формированию установки «дело — это принуждение».
Чтобы не породить новые проблемы, психолог рекомендует найти и понять причины отказа. Лучше всего для этого использовать беседу с ребенком.
«Спокойно поговорите: “Что тебе не нравится? Что сложно? Как ты себя чувствуешь, когда занимаешься этим?” Обсудите правила “договоренности”. Например: “Мы попробуем 1 месяц, и если не понравится — обсудим”. Это учит ребенка ответственности и уважению к собственным решениям», — говорит Майя Андрияничева.
Также психолог отмечает, что важно быть рядом, вдохновлять и хвалить за усилия, а не только за результат. Одним словом: поддерживать, а не давить.
«Маленькими шагами учите преодолевать трудности. Показывайте, что неудача — не конец, а часть пути. Делитесь своими трудностями и тем, как вы с ними справляетесь. Важно помнить: задача взрослого — не заставить, а научить», — резюмировала психолог.
Также специалист напомнила: умение доводить дело до конца — это навык, а не врожденное качество. Его можно развить, если подойти с уважением, терпением и интересом к личности ребенка.
-
18 мая в ТулГУ пройдет день открытых дверей
-
В Тульской области будут создавать упаковку, аналогов которой нет в России: производитель рассказал про санкции, импортозамещение и актуальные вакансии
-
18 мая в ТулГУ пройдет день открытых дверей
-
В Тульской области будут создавать упаковку, аналогов которой нет в России: производитель рассказал про санкции, импортозамещение и актуальные вакансии
-
Синдром Советского Туриста или полезные советы для тех, кто хочет «отдохнуть как следует»
-
Вначале было слово или как тульские радиодеятели создают телевидение в Туле: интервью с программным директором МИЦ ТСН24, радиоведущим Александром Шраменко