В Туле открыли выставку о психическом здоровье и истории больницы в Петелино
В Туле открыта для посещения выставка «Жалоб нет» (16+), которая рассказывает историю психиатрической больницы в Петелино. Название населенного пункта уже давно стало тульским топонимом, так же, как и Маслово. Как создавали проект и что интересного можно увидеть и узнать на выставке?
Как возникла идея
Артем Филатов — художник из Нижнего Новгорода, который приехал в оружейную столицу по приглашению Тульского историко-архитектурного музея.Как рассказывает художник, в ТИАМе давняя традиция, связанная с изучением белых пятен на карте города.
Работал над проектом Артем Филатов не один.«Мне предложили изучить в рамках резиденции психиатрическую больницу имени Каменева, которая находится в Петелино. Результатом этой резиденции стал как раз этот проект», — рассказывает автор выставки.
Принимал участие в создании экспозиции и действующий врач-психиатр из Тулы Иван Ильин. С ним Артем Филатов познакомился во время сбора информации и интервью со специалистами, которые работали или работают в больнице.«Выставка «Жалоб нет» – это большая работа самого музея. Невозможно представить никакой проект, если в нем не участвует большое количество людей, которые профессионально занимаются подготовкой выставок», – уверен художник.
Стереотипы и реальность«Проблема художественных тем, связанных с психиатрией, в том, что возникает вопрос адвокатуры. Я, как художник, и уж тем более музей не имеем права отстаивать какую-то позицию, связанную с медицинской наукой. Мы не имеем такой квалификации и не сможем нести ответственность за какие-либо суждения», – подчеркивает художник.
По словам Артема, появление в проекте врача-психиатра позволило не только распределить зоны ответственности, но и четко ориентироваться на науку и доказательную медицину, а не следовать стереотипам, глупостям и предубеждениям.
Большинство людей описывают психиатрическую больницу, как тюрьму. Это, заявляет художник, самый очевидный троп.
Очень понравилось художнику и замечание Ивана Ильина о том, что, к сожалению, иногда больница выступает единственным местом, где люди могут получить бесплатное улучшение своих жилищных, коммунальных и медицинских нужд.При просмотре кино, скорее всего, вы видите психиатрическую больницу неким местом, в котором издеваются над людьми. В ходе исследований и встреч этот образ рассеивается, но нельзя сказать, что ты оказываешься в райском мире, где живут розовые пони.
С одной стороны, рассуждает сам художник, это очень грустно, и мы понимаем, что никому не пожелали бы оказаться в таких условиях, с другой – это проявление социального пространства, которое все еще функционирует на территории России.«Дело в том, что иногда люди, страдающие какими-то психическими особенностями, оказываются за пределами социума. Они вытесняются различными механизмами за пределы трудовых, социальных и семейных отношений. Таким образом, когда они забываются системой, хронические больные, как называет их Иван Ильин, получают в психиатрической больнице те услуги, которые ни в каком другом месте, и уж тем более бесплатно, не получили бы. А именно, еду, кров, уход и медицинские услуги», – пересказывает слова врача Артем Филатов.
О чем проект
По словам Артема Филатова, выставка рассказывает историю психиатрической больницы и во многом посвящена самой психиатрии.Помогла и книга, которая была издана к столетию больницы.«У нас есть выдержки, в первую очередь из книжки, посвященной столетию этой больницы. У нас есть цифровые копии уцелевших документов из архива этой больницы и даже какие-то цитаты, принадлежащие самому Николаю Каменеву, её основателю. Все это, возможно, позволит мало информированному на старте посетителю выставки познакомиться с историей медицинского учреждения», — говорит автор выставки.
«Многие врачи обращались к этой книге и говорили, что мы просто должны работать с этим как с источником, что и мы сделали. Конечно же, большинство вещей, которые вы увидите на выставке, связаны непосредственно с этой книгой», – рассказывает художник.

«Это интересная идея, которая, как мне кажется, остается авангардной в настоящее время», – делится мыслями автор выставки.
При этом, сам художник не очень заинтересован в том, чтобы нивелировать разговор о психическом здоровье только до больницы.
Вы же, когда говорите о любви, не говорите лишь о вопросе заключения брака или подписании договора. Больница – это определенная стадия, причем очень резкая и критическая, которая связана с воспалением и рецидивом каких-то особенностей психики человека.Выставка, отмечает Артем, посвящена в первую очередь психиатрии, психотерапии. Одна из ее целей – проявить внимание и заинтересованность по отношению к этой теме. И уже после выставки возможно самостоятельно принять решение, с чем хочется знакомиться, к чему хочется обращаться и какие темы интересуют: будь то интенциональная психиатрия или, может быть, психотерапия в частном порядке.
А вот сам Артем признается, к психиатрам не обращался, хотя соблазн посетить специалиста для работы был.«Сам метод построения этой инсталляции – это попытка выстроить у человека собственное отношение. Этим явлением мы не «науськиваем» и не говорим посетителю, как правильно, а как – нет. Мы предлагаем различные инструменты, которые он сам должен осмыслять», — объясняет принцип художник.
Работа над проектом Как отмечает Артем Филатов, активная фаза работы над проектом заняла целый год.«Я решил этого не делать, потому что это, наоборот, создало бы дистанцию от местного контекста и превратило бы все в игру, которая, на мой взгляд, только сбивает внимание и фокус. Я не имею никакого диагностирования и постоянного обращения к специалистам, однако живу в окружении близких мне людей, о которых нужно заботиться, которым требуется внимание. И косвенно я получил больше нового опыта, нежели я бы самостоятельно обратился к кому-то», – делится автор выставки.
Задач признается художник, было много: начиная с того, чтобы выстроить отношения с вопросом психиатрии и уделить внимание Петелинской больнице.Когда ты профессионал, когда ты занимаешься своим делом ежедневно, то, конечно, уже вопрос про нравится – не нравится, исчезает. Ты находишься в других отношениях с вещами. В каком-то смысле, может быть, уже не ты что-то делаешь, а вещи заставляют тебя делать их. Может быть, уже прошел тот период, когда ты думал, что ты создаешь искусство, может быть, искусство уже пользуется тобой, чтобы ты его создавал. Это перманентное нахождение внутри производства произведения искусства.
Больше всего сложностей вызвала застройка. По всему пространству Дома Крафта располагаются непрерывные закольцованные железнодорожные пути. Когда человек сюда попадает, он должен пройти по этим путям и не остановиться ни на одном этапе.«Это задача сложная потому, что я никогда этим не занимался профессионально, еще с этической и точки зрения профессиональной оценки. И, конечно, много сил требует техническая часть проекта: необходимо его выкристаллизовать, придумать, завершить, решить все проблемы, которые происходят во время монтажа, производства и проектирования проектов», — перечисляет задачи спикер.
Еще одной немаловажной и любимой частью работы является команда.«Спроектировать это, правильно запланировать, сделать так, чтобы все предметы и тележка проходили – это был очень важный момент. Я надеюсь, что для человека, который привык к тому, как выглядит Дом Крафта, будет непривычно увидеть его в том варианте, как это выглядит сейчас», – говорит художник.
Посещение выставки«Я не люблю делать выставки или какие-либо вещи в одиночестве самостоятельно. Я люблю доверять людям и работать с другими профессионалами, которые доверяют, как профессионалу, и мне. Здесь я работал в большой команде людей, с некоторыми из которых делаю и другие проекты. Это точно удовольствие. Говоря про искусство в искусстве, самое важное, это человеческое внимание, момент единения и сообщества. Здесь это было, и я его очень сильно ценю», – подчеркивает Артем Филатов.
Некоторые мероприятия требуют определенной подготовки и обязываю посетителей изучать некоторую информацию заранее.
В случае с «Жалоб нет», каждый может выбирать для себя сам, хочет ли он погрузиться в историю психиатрической больницы самостоятельно или узнать новое уже на выставке.
Что же касается выставки художественных проектов, Артем Филатов объясняет, – это произведение, которое, тоже может быть прочтено с разных сторон: ребенок отнесется к этому, как к игре, одни люди, как к странному приключению, а некоторые посетители начнут серьезно или даже критически реагировать на то высказывание, которое придумал художник.«У любой выставки есть различные подуровни. Это как слоеный пирог – можно прийти на выставку, уже ознакомившись с материалом заранее, и понять, что, например, на выставке есть не все материалы. Тогда отношение к проекту будет критическим. Это совершенно нормальный процесс. А можно прийти сюда как неофит и для себя открыть, гипотетически, существование такой больницы», — говорит автор выставки.
Что же касается самой выставки, посетитель увидит перед собой развилку железной дороги. Ему предстоит взять тележку, выбрать свой путь и начать собирать различные предметы, выбранные для экспозиции по множеству разных критериев.«Мы специально даже написали инструктаж, как пользоваться инсталляцией. Это хотя бы снимает барьеры, связанные с тем, что можно делать, а что нельзя», – обращает внимание художник.

По словам автора, контакт с этими предметами – это попытка задуматься об их сути, выстроить с ними отношения. И это, конечно, игра. Не нужно к этому относиться серьёзно.«Собирая предметы, вы сначала выстраиваете с ними какие-то пространственные отношения, видите их форму, цвет, материал, объем, и можете определить материалы: холодные они или горячие, напоминают они вам что-то или нет. Однако, когда вы вернетесь в начало, предметы окажутся тенями. Мы воспринимаем только лишь тени, образы или настоящие предметы», — говорит Артем Филатов.
Особенность больницы, в том, что за вами закрывают двери. Поэтому для того, чтобы пройти этот маршрут, вам придется в какой-то момент заблокировать себе выход.«А еще это тестирование самого себя. Только в конце вам не скажут, что, если вы выбрали красный, значит вы агрессивный, а если зеленый, то вы — пацифист, вегетарианец и любите птиц. Отличие нашего теста от профессионального в том, что суждение вы будете выносить самостоятельно», — обращает внимание художник.
«Уж извините, к сожалению, вам пришлось это сделать», – говорит автор выставки.
Возможно, выбирая предметы, вы будете будто ждать «зеленого света», но здесь нет правил дорожного движения. Вы самостоятельно принимаете решение, как взаимодействовать со всем этим.
Создание выбора и каких-либо ограничений акцентирует внимание человека на том, что от его выбора что-то зависит, обращает внимание Артем. Мы сразу начинаем волноваться и пытаться предугадать, какой вариант в конечном итоге окажется верным.
Завершая разговор, Артем Филатов подчеркивает: ирония в том, что в итоге вы все равно пройдете один и тот же путь, независимо от того, какое направление выбрали в начале.«Я думаю, здесь уместна человекоцентричная мысль о том, что нет здоровых людей, есть только те, кто не диагностирован. Мне кажется, присматривание к себе, своим поведенческим паттернам – это вопрос отношения к психическому здоровью, вопрос внимания. Это не про то, что нужно быстрее излечить человека таблетками, быстрее его связать или еще что-то, а про человеческое внимание друг к другу», – размышляет художник.
-
Что приготовить школьнику на завтрак: тулякам посоветовали пять сытных блюд
-
Ставки по вкладам могут уйти ниже «ключевой»
-
Тулякам рассказали всю правду о сотовой связи
-
Улица любая оборонная: команда ТСН24 представила новый проект к юбилею Победы
-
Встретить судьбу и не отступиться: ведущий телеканала РБК Юрий Таманцев
-
«Посмотрел на подругу и понял, что живу в аду, в куче дерьма. А думаю, что живу в замке»: три истории от тех, кто борется с наркозависимостью