Врач-реабилитолог Атяшев рассказал, почему после 20 лет способность мозга к обучению начинает падать

Пока мы молоды, мы почти любую науку хватаем на лету, но не всегда этого хотим – есть дела и поважнее. Когда же становимся старше, всё больше хотим научиться чему-то новому, но наш ум уже не так гибок. Увы, такая получается ирония. Тем не менее, действительно ли способность к обучению падает настолько сильно с возрастом, и есть ли способы изменить ситуацию? На эти вопросы Тульской службе новостей ответил заведующий отделением ранней медицинской реабилитации, врач-реабилитолог, врач-невролог Тульской областной клинической больницы Александр Атяшев.
То, что нужно учиться в раннем возрасте – весьма популярное мнение, отмечает эксперт. Действительно, с возрастом меняется пластичность нервной системы, то есть скорость и возможность создания новых межнейронных связей, соответственно – способность запоминать новое и учиться навыкам.
Тем не менее, врач-реабилитолог объясняет, что выучить, например, новый язык в младшей школе, в институте и в 45 лет – это три совершенно разных скорости по приобретению знаний и навыков.«До 20 лет пластичность мозга, скорость и запоминание максимальны. Дальше, после 20, эта скорость начинает постепенно падать. Нет никакого чёткого возраста и рубежа, после которого вы не сможете ничего запомнить. Такого не бывает. Глобально, новому можно учиться в любом возрасте», — подчеркивает Атяшев.
Когнитивные возможности мозга изменяются в связи с увеличением нагрузки на него, с переменой биохимии мозга, а также с возрастными метаморфозами, которые начинаются уже после 30 лет.
«Это не значит, что в 40 мозг уже старый. Это значит, что он по-другому работает и настроен не на новые навыки, а на поддержание старых», — комментирует эксперт.
Обучаемость можно улучшить только одним способом, считает Атяшев, — тренировкой. Если вы хотите сохранить свой мозг в здравии, предотвратить потерю его пластичности и возможности приобретения новых навыков, то необходимо ежедневно его тренировать.
Подобные практики помогут сохранить когнитивный резерв и поддержать обучаемость нервной системы.«Одним из хороших методов является изучение новых языков, так как это достаточно сложный и интересный познавательно-когнитивный процесс, который имеет под собой некую конечную точку – это использование иностранных языков, то есть, чтение книг, прослушивание музыки с пониманием текста, просмотр сериалов (можно даже с субтитрами)», — советует врач-реабилитолог.
Определенных направлений или дисциплин, которые являются «трудными» для изучения, как считает эксперт, у людей отдельно нет. У каждого человека могут быть разные предрасположенности к конкретным сферам – и это видно ещё в школе. Кому-то проще даются иностранные языки, кому-то физика и математика, а кому-то гуманитарные науки, например, история. Это особенности личности, которые закладываются с самого начала и это больше характеристика определенного человека. Поменять это мы едва ли можем.
Также Тульская служба новостей рассказывала о том, что делать, если у ребёнка в школе появилась плохая успеваемость по определенным предметам.«То, что мозг постепенно теряет навыки к обучению – это не значит, что мозг становится старым или подкрадываются когнитивные нарушения, деменция. Поэтому, если вы хотите и в 50, и в 60 лет получить новый навык или профессию, выучить новый язык – то дерзайте, это всё возможно», — заключает Атяшев.
-
В Тульской области проходит Региональный этап Чемпионата по профмастерству «Профессионалы-2025»
-
Жители Тульской области смогут оставлять чаевые сотрудникам call-центров
-
Гипермаркет «Строй Молл» открылся в Туле: все для строительства, ремонта и отделки
-
50% состава – местные, после тренировки – на завод, тренер вратарей – победитель Кубка УЕФА: как живет ТЗМС – явление в тульском спорте
-
Владимир Глазунов о жизни, стихах и моноспектакле "Бродский. История жизни
-
Что известно про сгоревший военный госпиталь в Туле: история здания от женского училища 1859 года до пожара 13 января 2025