Close
plug
Лента новостей
16 апреля
Все новости Все новости Все новости
  • Эксклюзив

«Мы с радостью приезжаем на Тульскую землю» – беседа с лидером фолк-рок группы «Сколот» Алексеем Павловым

Создавать уникальную самобытную рок-музыку на фольклорную тематику, но при этом стремиться к «универсальности» – такую цель ставит перед собой коллектив «Сколот». Идейный вдохновитель фолк-рок группы Алексей Павлов, имеющий необычный псевдоним «Тамбовский Фолк», встретился с жителями Тульской области в стенах регионального филиала Государственного исторического музея и рассказал о судьбе коллектива, о значении названия группы, о поиске своей целевой аудитории на исторических реконструкциях и источниках вдохновения в непростое для музыкантов время. Беседа, в которой удалось поучаствовать Тульской службе новостей, прошла в неформальной и доброжелательной обстановке «среди своих».

«Так приятно, что не отчислили»

В детстве я не горел желанием идти в музыкальную школу. Развлечения на улице – санки, снежки – были для меня важнее. Все играют, а товарищ идет домой учить выступление на аккордеоне – несерьезно как-то. Уже позже, лет в 15, я сам пришел к тому, что хочу заниматься музыкой. С клавишами не срослось, начал играть на гитаре. Сначала перед соседями, а потом вовсе организовал место для тусовок, своеобразный «Гараж». Там мы впервые пробовали создать группу, что не увенчалось успехом. Исполняли мы все подряд – «Алису», «ДДТ», «Арию», «Кино». В этом месте я впервые услышал увлекательные рассказы о князьях и викингах от старших ребят, что сильно меня заинтересовало. Там же и появился наш логотип – сокол на фоне солнца. Я изначально чувствовал, что это изображение будет тесно связано с моей музыкальной карьерой – так оно мне понравилось.

В 1998 году, после 9-го класса, я ушел из школы и поступил в училище культуры в городе Бобров. Забавно, что на первом курсе моя учеба не задалась, и я «висел» в числе кандидатов на отчисление, а недавно училище отмечало 75-летие, где я выступал как знаменитый ученик. На стенде моя фотография висит – так приятно, что не отчислили. Училище вызывает самые яркие эмоции. Это база, которая мне очень помогла – именно в это время появился «прасостав» группы.

«Тамбовский Фолк»

Так получилось, что наш бобровский состав раскололся, после чего я переехал в Тамбов и поступил в университет на заочное отделение, хотя изначально не планировал. Учеба давалось непросто, потому что джазовое направление, на котором я учился, было очень далеким от меня. Старался всеми силами «юлить» и искать способы получить зачеты «на халяву». В частности, участвовал в университетской кавер-группе. Как раз благодаря ребятам из этой группы у меня появилось прозвище «Тамбовский Фолк», созвучное с тамбовским волком. На выступлениях между композициями я часто наигрывал свои средневековые мотивы. На одном мероприятии, где присутствовали «важные дядечки» я также в перерыве развлекался и играл свой напев, который внезапно подхватил барабанщик, а потом басист. Гости решили, что пора танцевать, поэтому пришлось продолжить играть – останавливаться уже было неудобно.

1 (21).jpg

После песни Сердючки получилось средневековое вкрапление. С тех пор меня начали называть «Тамбовским Фолком» – это прозвище закрепилось за мной в университете и дошло до наших дней.

В это время я ни на секунду не бросал мысли найти единомышленников – поначалу было непросто, а потом буквально за месяц удалось найти сразу 9 человек. Репетиционной базы своей не было – репетировали в моей квартире. Была одна бабулька, которая ночью вызывала на меня милицию регулярно, а днем у нас было перемирие, даже мусор помогал ей выносить. Позже удалось договориться с директором ДК «Знамя труда», где я работал в ансамбле, и получить помещение для репетиций на бесплатной основе и больше не «терроризировать бабульку». Однако на такое одолжение наш коллектив обещался выступать во всех городских мероприятиях. Со временем, когда популярность группы начала расти, начали все чаще происходить накладки по договоренностям. Директор понимала, что мне не на что жить, потому что работа в ансамбле приносила мало денег. Долгое время она сопротивлялась «злым языкам», но позже сломалась под напором – сначала мне перестали платить зарплату в ансамбле, а потом попросили найти другое место для репетиций. Я ее понимаю, расстались мы очень по-доброму.

Для группы это был важный период, потому что именно здесь мы выступили со своим первым концертом – исполнили три песни на концерте в честь Дня защитника отечества, который прошел 24 февраля 2005 года. Курсантам летного училища особенно понравилось наше творчество. Именно эта дата считается днем рождения группы. После ухода из дома культуры мы отправились в свободной плавание и начали арендовать помещение.

«Главное, чтобы фолк-рок оставался таким же искренним»

Наша группа старается быть универсальной по звучанию, чтобы организаторам мероприятий, куда нас приглашают, можно было предоставить предоставить весь репертуар – и танцевальные композиции на средневековую тематику, и протяжные былинные мотивы. Стараемся быть разносторонними и не загонять себя в рамки.

Также мы расширяем и тематики песен. В последнее время я особенно вдохновляюсь Русью дохристианской. У русского народа есть свой почерк, свой путь – я пытаюсь заглянуть за эти горизонты событий древности и по-своему их понять. Присутствует скандинавская тематика, кельтские и нормандские мотивы.

1 (33).jpg

Касательно литературы. Я читаю книги, общаюсь с друзьями, увлекающимися историей. Однажды мне попалась книга стихов Алексея Толстого, где я нашел стихотворение про князя Ростислава. Тут и гусли на кровати лежали как раз – само пошло, в общем, написал песню. Песня «В добрый путь» основана на книге «Повесть древних лет». Ее суть в том, что люди объединились и смогли дать хороший отпор нормандскому нашествию, что впечатляет. Эту книгу можно перенести и на сегодняшнее время. Из-за событий в Украине я очень переживаю за разъединение славянских народов, которые должны идти бок о бок, как братья, и давать отпор. Эта песня приобрела еще и современный подтекст в какой-то степени.

Неизвестно, какой будет судьба фолк-рока. Сейчас много вариантов, проявлений народно-этнической музыки – и в электронном виде, и с рэпом, и тяжелая, и аутентичная. Главное, чтобы эта музыка оставалась такой же искренней, а не стала просто коммерцией. Хотелось бы, чтобы такой музыки не было.

«Все свои»

Мы не собираем больших стадионов, но та публика, которая приходит, очень живая и добрая, «своя». У нас даже родился хештег #всесвои. На большом московском концерте нас попросили исполнить песню, которую мы не репетировали. Я мог бы об этом не говорить, но всегда перед аудиторией стараюсь выступать как «на кухне», поэтому допускаю лишнюю откровенность. Кстати, за это меня критикуют коллеги. В общем, я сказал: «Если что, ребят, все свои. Не прозвучит – все поймут». Всем так понравилась эта фраза, «все свои», что до конца концерта она оставалась на устах. Большинство людей, которые приходят на концерты, со светом в глазах. Несмотря на пандемию, мы продолжаем идти вперед, радовать людей – мы не можем предать тех, которые в нас поверили. Есть мечта организовывать свой летний фестиваль – собирать коллективы, которые несправедливо находятся вне информационного пространства.

«Сколот – это…»

Я искал глубинное, емкое, интересное название. Мне хотелось что-то звучное, не растянутое. Название группы мне порекомендовали друзья. По мнению академика Б.А. Рыбакова, были племена сколоты, жившие на территории Днепра. Это русские, украинцы и белорусы. Натыкались на теорию, что коло – это круг, что символизирует солнце. Есть еще теория с соколом, священной эпической птицей русских былин. Очень многосторонний символизм в этом названии, как и в любом фольклорном произведении.

«Наша аудитория ждала нас на исторических реконструкциях»

1 (18).jpg

В Тамбове мы пытались найти свою целевую аудиторию. Было очевидно, что наша музыка заинтересует тех, кто занимается исторической реконструкцией. В городе Котовск, где растут густые сосновые леса, проводились славянские ролевые игры, куда мы приезжали. Также выступали на стилизованных мероприятиях, посвященных славянской тематике. В 2007 году нас пригласили на фестиваль «Русборг», который стал отправной точкой участия в исторических реконструкциях. С тех пор мы являемся постоянными участниками многих фестивалей.

На это мероприятие мы привезли коробки с дисками «Песня земли русской», которые сами нарезали. Продали около 100 штук, осталось еще 100. Все оставшиеся я раздал людям просто так, за что меня тогда осудила моя команда. Однако спустя два месяца приехали на продолжение этого фестиваля «Ладейное поле» а наши песни уже пели у костра. Тогда аудитория у группы существенно расширилась. Мой расчет оказался правильным.

«Мы с радостью приезжаем на Тульскую землю»

В 2008 году мы впервые приехали выступать в Тулу на «Кубок гладиатора» центра «Витязь», куда приезжали после еще несколько лет под ряд. С Тулой у нас сразу же сложились хорошие отношения, наработалась аудитория. Тульская земля очень гостеприимная для нас, и мы с огромной радостью всегда сюда приезжаем. Мы рады, когда удается бывать здесь чаще. Мы чувствуем, что и здесь «все свои». К тому же, это один из первых городов, куда мы начали гастролировать. Помимо «Кубка гладиатора», приезжали на День пряника, на Куликово поле и на ряд других фестивалей.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какую зарплату вы считаете приемлемой при нынешних ценах?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.