Close
plug
Лента новостей
27 марта
Все новости Все новости Все новости

Лечит боль железа: как тульские реставраторы восстанавливают старинный металл

«Окислы уродуют форму предмета, меняют ее... кое-где проедают металл. Вот тут видны утраты по поверхности, потом я их аккуратно заделаю», 

— реставратор высшей категории по металлу Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Виталий Шмелев показывает изогнутый кусок металла, обломок дужки от котла. 

Ее с осенних раскопок принесли археологи. Впереди у реставратора долгая работа. Если повезет, и все обломки от дужки окажутся в наличии, предмет может обрести форму, близкую к первоначальной.

Зерновые «съедают» железо

Как правило, в руках у Виталия Шмелева оказывается бесформенные куски ржавчины. После того как предмет зафиксирован на фото, при помощи механического способа — бормашинки с твердосплавными и алмазными насадками различной конфигурации, окислы и ржавчина постепенно удаляется. «Докопавшись» до родной поверхности, реставратор опускает металл в слабый раствор ортофосфорной кислоты.

l2seXw0xXng.jpg

«Дальше — все снова повторяю, чередуя механическую расчистку с химической. Позже металл ждет долгий процесс стабилизации и консервации», 

– рассказывает Шмелев.

По его словам, всегда можно определить — найден ли артефакт в поле, где велись сельхозработы, или там, где человек не пахал и не сеял.

«Если вещь лежала там, где сеяли, что-то выращивали — значит, в землю вносились минеральные удобрения. Я вижу, когда предметы поступают с сельхозполей — там металла уже может и не остаться, одни окислы. В местах, где не пахали, предметы не так сильно разрушаются. Хотя, все равно, со следами времени. Конечно, если бы артефакт лежал всю свою жизнь на полочке, вид у него был бы совсем другой, а у меня в руках бывают предметы, которые и сотни лет пролежали, и тысячу... », 

- рассказывает Виталий Шмелев.

Свидетели средневековых сражений

Одновременно у реставраторов музея в работе находятся сотни предметов. Этой осенью их число пополнили пули, гарды, обломки кольчуг и конской упряжи с места Судбищенской битвы. Часть из них уже восстановлена, например, ствол оружия, похожего на пистолет. Но даже после реставрации давнее прошлое предметов дает о себе знать.

wM8I93IJI0U.jpg

«Часто металл «болеет», у него точечки на поверхности появляются, хлориды выходят. Ведь предмет лежал долго в земле, происходили с ним различные процессы: физические, электрохимические. Иногда металл просто разрывает от коррозии. Особенно это активно происходит с предметом, если он был плохо откован, или обработка у него была не очень качественная», 

- продолжает реставратор.

Вечность на хранении

По словам Виталия Шмелева, реставратор должен чувствовать предмет, стараться не навредить.

«Когда захожу в тупик, и не могу решить, что дальше делать, я откладываю работу. Чтобы предмет от меня отдохнул, а я от него. Берусь другие артефакты доделывать. Например, у нас сейчас в работе сабля с позолотой. Недавно римские серебряные монеты делали, из клада, найденного на Оке. Когда сложный предмет отложу, делаю что-то простое, например, готовлю предметы археологам на отрисовку»,

 - рассказывает реставратор.

Предметы, восстановленные Виталием Шмелевым и его коллегами, первоочередную важность имеют для ученых-историков. Бесформенные комки ржавчины в умелых руках музейных специалистов обретают свой первоначальный вид. После этого артефакты удобнее изучать, датировать и классифицировать. Облик вещей, остатки орнамента, конструктивные особенности смогут многое рассказать ученым.

-Be468eqrEQ.jpg

Часть образцов отбирается для исследований на состав металла. Например, на месте Судбищенской Битвы были обнаружены железные и бронзовые предметы, а также свинцовые пули и ядра. Ученые выдвинули версию, что состав пуль разных войск, русского и татарского, может отличаться. Благодаря такому анализу, историки смогут узнать, где в момент битвы находились наши войска и их противники.

После того, как предметы будут обследованы, они поступят в запасники и на экспозиции музеев. Так тульские археологи и реставраторы пополняют не только местные собрания ценностей, но и уточняют историю России.

После того, как предмет восстановлен и законсервирован, описан и изучен учеными, он поступает в запасники музеев. Если все сложится как надо, то он будет храниться вечно.

Фото: государственный музей-заповедник «Куликово поле»

 

 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какую зарплату вы считаете приемлемой при нынешних ценах?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.