Close
Лента новостей
24 сентября
Все новости Все новости Все новости

Российским водителям разрешат сдавать на права на "автомате"

Правительство готовит законопроект, который вносит существенные изменения в правила оформления водительского удостоверения и порядок его выдачи. Госдума начнет рассматривать документ уже в июне.

В июне депутаты Госдумы приступят к рассмотрению законопроекта, который внесет существенные изменения в правила оформления водительского удостоверения и порядок его выдачи. Сейчас документ находится на стадии согласования в правительстве. Между тем, эксперты ставят под сомнение целесообразность нововведений, говоря о том, что это будет способствовать процветанию коррупции в этой сфере.

Как сообщает «Российская газета», после вступления в силу закона (это произойдет через 180 дней после его официального опубликования) у будущих автомобилистов появится возможность сдавать на права на машине с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в водительском удостоверении в особой графе появится соответствующая запись. Человек, сдававший экзамен на «автомате», не сможет ездить на машине с механической коробкой передач, но тот, кто сдавал на «механике», получит право управлять машиной с любой трансмиссией.

Также, согласно законопроекту, в каждой категории появится своя подкатегория: «А» — «А1» (для управления легкими мотоциклами с мотором объемом не более 125 кубических сантиметров и мощностью 15 лошадиных сил), «B» — «В1» (для управления трициклами и квадрициклами), «С» — «С1» (для вождения грузовиков с максимальной массой не более 7,5 тонн), «D» — «D1» (для вождения автобусов с 16 посадочными местами). Стоит отметить, что в середине мая этого года подкатегории появились в международных правах нового образца.

До сих пор в нашей стране были только категории. «А» — мотоциклы, «В» — легковые машины, то есть те, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны, «С» — грузовики, «D» — автобусы. А также категория «Е», которая позволяет управлять автомобилем с прицепом, масса которого более 750 килограммов.

После принятия законопроекта для управления автомобилем, попадающим под категорию «С1», с прицепом, разрешенная максимальная масса которого составляет более 750 кг, появится подкатегория «С1Е». Маркировка «D1Е» появится для разрешения управлением машиной категории «D1» с прицепом, не предназначенным для перевозки людей. Категории для управления троллейбусами и трамваями переименуют в «Tb» и «Tm».

Директор автошколы противоаварийного вождения Дмитрий Болысов не исключает, что введение подкатегорий может создать благоприятные условия для возникновения коррупции в этой сфере. «Скорее всего, наши власти решили воспользоваться зарубежным опытом. Но вряд ли это поможет в России — у нас совершенно другие условия и делается все это не совсем качественно. За рубежом задача автошкол научить водителей правильно управлять автомобилем. У нас задача автошкол — подготовить людей только к тому, чтобы они быстрее сдали на права, а на смену им пришли новые клиенты», — рассказал Болысов BFM.ru.

По словам эксперта, для того, чтобы повысить культуру вождения среди российских водителей, необходимо переводить школы вождения под государственный контроль. «Что мы видим сейчас: куча коммерческих школ, которые в основном преследуют лишь одну задачу — заработать деньги. О каком качестве может быть речь в такой ситуации? И введение подкатегорий в этом случае — лишь очередная возможность зарабатывать на этом», — уверен Болысов.

Владельцев мопедов оставят без прав

Любопытно, что в законопроект не вошло предложение о введении категории «M» для водителей мопедов (двухколесных транспортных средств с двигателем объемом менее 50 кубических сантиметров). Ранее на такой категории прав настаивала ГИБДД.

Замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин считает, что ввести экзамен для водителей скутеров и мопедов все же необходимо. «Я думаю, что мы к этому подойдем. Исходя из дорожной обстановки, которая сейчас есть, и из требования международного законодательства, я думаю, решение такое будет принято. Это будет во благо, так как право на управление транспортным средством предполагает, что водитель знает правила дорожного движения. На мой взгляд, это нужное решение, но когда оно будет принято, пока сказать сложно», — пояснил Кузин.

Между тем, эксперты предсказывают массу споров вокруг подкатегории, которая касается квадрициклов. Дело в том, что эти машины бывают разных конструкций. Как правило, у всех у них установлены мотоциклетные двигатели, а управление может быть как мотоциклетным, так и автомобильным. Эта техника обычно бывает либо с круглым рулем и коробкой передач с ручкой, либо с мотоциклетным рулем и ножным переключением передач. Для владельцев разных квадрициклов потребуются разные категории в правах. Поэтому категория «А» дает возможность управлять такими агрегатами только в мотоциклетном варианте, а категория «В» — только в автомобильном.

Подкатегория не по возрасту

Планируется, что выдаваться права подкатегории «А1» будут с 16 лет, категорий «А», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — с восемнадцати лет, категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» — с 21 года.

Сделано исключение для тех, кто собирается быть водителем в армии. По направлениям военных комиссариатов будущие призывники смогут сдать экзамен на категории «В», «С», а также подкатегорию «С1» уже в 17 лет. Однако полноценные права можно будет получить только по достижении 18-летнего возраста. А управлять машинами соответствующих категорий на гражданке можно будет лишь по достижении соответствующего категории возраста.

Этот пункт уже вызвал массу споров. Дело в том, что в России есть много так называемых юношеских автошкол. В них молодых людей обучают вождению и правилам, и ученики могут сдать экзамены, еще не достигнув необходимого возраста, то есть заранее. После этого им нужно дождаться совершеннолетия, после чего им и вручают необходимые документы. Новый законопроект исключает такую возможность, сохранив ее только за военкоматами.

Стоит отметить, что для открытия некоторых подкатегорий нужно будет наездить определенный водительский стаж. Право на открытие категорий «ВЕ», «СЕ», «DЕ» получат только те, у кого имеется опыт не менее года управления по категориям «В», «С» или «D». Также годовой водительский стаж потребуется для получения категорий «С1Е», «D1Е».

Иностранные водительские удостоверения урежут в правах

Законопроект также предусматривает ряд нововведений. Например, полный запрет на работу водителей, не имеющих российских национальных прав. В Кодекс об административных правонарушениях предложено ввести новую статью, предусматривающую ответственность работодателя за выпуск такого водителя на линию. За такое правонарушение хозяину будет грозить штраф в 20 тысяч рублей.

Также будут ограничены в правах и водители с иностранными водительскими удостоверениями. По истечении 60 дней с даты получения иностранцем вида на жительство или россиянином после въезда на территорию России они станут недействительными.

Отмечается, что тем, у кого уже есть права, новый закон практически ничем не грозит. Их водительские удостоверения будут действительны до истечения указанного в них срока. При обмене прав они получат ту категорию, которая у них была открыта раньше, а также соответствующую подкатегорию.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.