Тульский учитель Илья Воржеинов рассказал, как молодым преподавателям заслужить уважение детей
Как сохранить баланс между требовательностью и добротой, как выстроить простое человеческое общение между педагогами и подрастающим поколением, как заинтересовать физикой даже самого заядлого филолога и как подарить ребенку настоящее детство, состоящее не только из школьной доски и учебников – ответы на эти, казалось бы, непростые вопросы может дать не только отработавший ни один десяток лет в школе учитель. Среди молодых педагогов найдется немало талантливых и замотивированных людей, по-настоящему любящих свою работу, несмотря на все тяготы и проблемы. С таким педагогом пообщалась Тульская служба новостей.
Илья Воржеинов, учитель физики и математики Киреевского центра образования №1, накануне стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2025» и по праву вошел в число лучших педагогов региона. Примечательно, что после окончания университета он, вопреки моде, не остался в областном центре, не переехал в столицу, а вернулся в свой родной город, Киреевск, где уже в течение двух лет показывает детям пример педагога по призванию.
Илья Алексеевич, расскажите, что привело вас в сферу образования?
В школе, где я учился, было настоящее содружество педагогов и детей: несмотря на существующий пиетет мы все хотели туда приходить, хотели общаться с педагогами и во время урока, и во внеурочное время. Мои учителя в какой-то момент начали входить в круг людей, которых я слушаю не только для того, чтобы получить помощь, например, в решении уравнения, но и и для того, чтобы приобрести какой-то жизненный опыт. Я понял, что мне бы хотелось стать одним из них. В этой школе я сейчас и работаю. После подачи документов в педагогический университет уже даже не прыгал по другим вузам, а точно знал, что пойду учиться туда.
За это время вы уже успели стать настоящим профессионалом и победить в региональном этапе всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2025». Как решились на то, чтобы поучаствовать и показать себя?
Зачастую я слышал перед конкурсом, что кто-то попал туда случайно. В моем случае, нет. Старшие коллеги, заместители директоров, позвали меня и моего друга, который преподает русский язык и литературу, чтобы рассказать о возможности поучаствовать в двух конкурсах: «Учитель года» и «Педагогический дебют». И мы согласились. Заранее готовились к участию в конкурсах, чувствовали поддержку со стороны администрации и ехали туда не в неведении, а с бэкграундом за спиной в виде подготовки. Конкурс проходит в самое тяжелое для педагогов время, весной, поэтому ехал я туда дико изнеможенным как физически, так и морально. Думал: «Господи, зачем я сюда приехал. Надо просто пережить где-нибудь в сторонке. Мне это, наверное, не надо. Лучше было бы сейчас лежать дома, пить чай с пряниками и наслаждаться жизнью». А потом в процессе работы тебя это завлекает. Я подумал, что надо ломать все стены, которые возникают передо мной.

Поделитесь впечатлениями: как проходил конкурс, что особенно запомнилось?
Прежде всего, я человек компанейский, эмпатичный: люблю общение, когда много друзей. Для меня самая большая победа не в том, что я заработал первое место, а в том, что получил много приятных знакомств. Мы все подружились, добавились друг к другу в социальных сетях и до сих пор общаемся. Также, конечно, я получил опыт. В нашей школе 40 педагогов и 600 детей – все мы в этой среде консервируемся, из года в год смотрим на одни и те же лица, на одни и те же формы и методы работы. Когда ты попадаешь в новую обстановку и видишь коллег с другими взглядами, это окрыляет и подстегивает тебя развиваться. Но, что уж греха таить, поскольку все мы люди тщеславные, первое место позволяет почувствовать себя не самым худшим в этой профессии.
А как вы считаете, Илья Алексеевич, почему выбрали именно вас?
Это очень нескромный вопрос. Возможно, желание работать. Часто можно услышать от учителей, что они не понимают, зачем пришли в эту сферу, зачем им это было нужно. Несмотря на все тяжести, которые в моей профессиональной жизни происходят, я получаю от работы кайф. Приходишь домой, ложишься, протягиваешь ножки и думаешь: «Господи, как хорошо, что мы сегодня сделали и это, и это». И намечаешь какие-то пути развития.
Тем не менее, первое место – это похвально. Наверняка за этим стоял упорный труд. С какими трудностями пришлось столкнуться в первые месяцы работы в школе?
В первую очередь, небольшой возрастной разрыв между учителем и учеником. Дети в упор отказываются рассматривать тебя как дядечку, которого нужно уважать и слушать. Они хотят видеть в тебе друга, и это нормально. Это не должно считаться чем-то плохим. Важно направить детей в нужное русло, чтобы они и воспринимали тебя как близкого друга, и понимали, какие границы между вами находятся. Я не очень люблю людей, которые резко обрывают эту связь. Во-вторых, сложно научиться правильно подавать материал, чтобы урок не превратился в скучную лекцию и болтологию, которая заняла 40 минут и ничего не оставила в головах детей. Это, на самом деле, мастерство, которого люди добиваются десятилетиями.
Что можете посоветовать тем, кто только планирует начать педагогическую деятельность?
Во-первых, не бояться. Часто вижу среди молодых друзей, которые учатся в педагогическом университете, страх перед этими 25-ю детьми, смотрящими на них. «Я ничего не знаю, что я с ними буду делать?», – такие мысли появляются. Этот страх важно перебороть. Во-вторых, упорно работать. Потому что хороший результат в любой работе всегда достигается упорным трудом и серьезным отношением. Ну и важно, конечно, соблюсти баланс между серьезностью и непринужденностью, чтобы не превратиться в забитого работой умирающего лебедя.
За то время, что вы работаете в школе, какими успехами успели порадовать дети?
Во-первых, радует, когда они приезжают в родной город. Я работаю в Киреевске, откуда ребята уезжают поступать в различные большие города: Тулу, Москву, Санкт-Петербург. Чувствуется гордость, когда они возвращаются ко мне и к моим коллегам, чтобы провести время вместе, поесть торт с кофе или чаем. Это очень приятные посиделки. Если они вернутся работать в наш город, который, как и все маленькие города, нуждается в молодых кадрах, это будет поводом для гордости. Во-вторых, конечно, любой педагог будет радоваться успехам своих учеников в учебе. Достаточно много моих ребят сдают экзамены на хорошие и отличные отметки, поступают в университеты, участвуют в олимпиадах, где занимают первые и призовые места. Конечно, для меня это тоже повод для гордости.

Илья Алексеевич, считаете ли вы себя строгим и требовательным преподавателем?
Совсем нет. Очень хочется иногда поругаться, понаставить всем двоек, а потом смотришь на детей и думаешь: «Дорогие ребята, как я вас всех ценю, и без вас этот учебный день прошел бы очень грустно и скучно». Я всегда хочу, чтобы мы не забывали, зачем пришли в школу, но и не люблю чрезмерную строгость по отношению к детям. Я человек гуманного настроения. Считаю, что дети должны вынести из школы не только знания, но и приятные воспоминания. Чтобы лет через 40, когда они будут взрослыми, помнили хороших людей, которых видели в школе, приятные и теплые слова. Этого достаточно тяжело достичь, когда ты, что называется, «жестишь» и проявляешь чрезмерную строгость.
Наверное, нередко учителя сталкиваются с тем, что старшеклассники переключаются на подготовку к экзаменам и забывают о тех предметах, которые для поступления им не нужны. Как удается решать эту проблему на уроках физики?
Не стоит забывать о том, что у нас есть задача получения полного среднего образования. Хочешь ты или не хочешь. Необходимый объем знаний по всем предметам нужно усвоить. Понятно, что, если ребята не сдают физику, нужно не усложнить им жизнь, а постараться сделать так, чтобы предмет стал им интересен. Хотя бы на бытовом уровне разбираться во многих процессах и явлениях. Если говорить только о каких-то квантовых явлениях с человеком, который в физику никогда не вникал, интерес не возникнет. Когда начинаешь рассказывать о том, как с этими явлениями мы встречаемся в жизни, становится интереснее. Понятное дело, что не надо отнимать у детей все домашнее время, которое они хотели бы посвятить изучению Булгакова, на изучение параграфа №44 по физике, но постараться сделать так, чтобы не пропал интерес, важно.
Довольно давно произошло разделение экзамена по математике на базовый и профильный уровни. Как построить уроки таким образом, чтобы сдающие профиль не остались без внимания и, напротив, остальные не оказались слишком перегруженными?
Во многих странах сейчас приходят к выводу, что упрощение каких-либо дисциплин – математики для гуманитариев или литературы для технарей – считается пагубным моментом в развитии мирового образования. Это хорошо с точки зрения подготовки к профильным экзаменам. Но неужели мы дошли до того, что в 11-м классе проверяем, как вычесть из одного числа другое? Если человек считает себя образованным, он должен понимать, например, как устроены тепловые явления тех или иных веществ, и знать основные тенденции культуры ХХ века. Считаю, что не должно быть разделения на физиков и лириков. Касательно этого деления, отметим, что во многих школах есть профильные классы. Если человек не сдает профильную математику, он идет в социально-гуманитарный класс. И наоборот. Мне в этом плане повезло, поэтому проблемы искать подход ко всем нет. Если в школе профильных классов нет, трудности возникнуть могут. Придется как-то дифференцировать свои учебные материалы и методы преподавания.
Мир движется вперед. На смену решебников пришел искусственный интеллект, которым дети пользуются при выполнении домашнего задания. Как считаете, это вред или благо?
Я хочу умерить пыл всех тех людей, которые на эту тему рассуждают категорично. Друзья, это современный мир, который неумолимо движется вперед. Мы не можем через 400 лет оставить детей с теми же учебниками в печатном виде выполнять те же задания ручкой или карандашом. Нам надо постараться интегрировать это в нашу работу. Определить, использовал ли ребенок искусственный интеллект или нет, достаточно просто. Если ребенок не учил, это видно. Например, он сделал презентацию, в которой вообще ничего не знает, даже в каком порядке слайды находятся. Не стоит орать, ругаться, топать ногами. Нужно дать понять, что его обязательно спросят по многим вопросам. И в следующий раз, даже если не сам сделает эту презентацию, он хотя бы ее прочтет, изучит и вникнет в суть того, что написал искусственный интеллект. Я всегда своим ребятам говорю: «Искусственный интеллект – это хорошо. Но что вы будете делать с интеллектом искусственным, если естественный не развит?». Я не считаю себя ретроградом, и сам пользуюсь искусственным интеллектом – это очень полезная и нужная штука, которая может многому научить.

Не за горами сложный период для всех учащихся 9-х и 11-х классов. Что пожелаете детям перед экзаменами?
Несмотря на то что у вас есть учителя, которые направляют, и репетиторы, которые помогают, нужно самому понимать, какого результата хочешь добиться и что для этого нужно. Можно самостоятельно порешать варианты или разобрать какую-то определенную тему. Понятно, что нам всем детей жалко, потому что объем информации сейчас очень высокий, и им на самом деле тяжело. Старшеклассники сегодня и десять лет назад – совершенно по-разному загруженные дети. И все-таки, несмотря на усталость, надо нажать на педаль газа и по полной посвятить себя подготовке к экзамену.
Вопрос, который вызывает ожесточенные споры в педагогической среде. Как относитесь к школьной форме?
Несмотря на то, что я сейчас пришел к вам из школы в джинсах, в черном пиджаке и в черной рубашке, я поддерживаю школьную форму. Я не сторонник того, что все должны быть одеты в одну и ту же жилетку, но соблюдать деловой стиль, я думаю, вполне доступно и ученикам, и учителям. Во-первых, это эстетически красиво. Во-вторых, когда отменяют какие-то рамки, нас это расхолаживает. Но если и вводить школьную форму, то для всех, друзья – и для учителей, и для учеников.
Многие сейчас критикуют образование. Кричат о том, что все становится только хуже. Как, по вашему мнению, изменилась школа за последние десять лет? Какой была школа, когда вы еще учились, и какой стала, когда вы увидели эту систему изнутри?
Все то, что меняется вокруг нас, позволяет по-другому посмотреть на процесс обучения, чуть-чуть отойти от традиционных форм. Недавно с коллегой обсуждали, какие интересные уроки, отличные от традиционных, можно было провести. Например, урок-блог по физике. Когда продуктом деятельности является не только конспект или выученный параграф, но и страница в социальной сети, в которой полезная информация представлена в виде различного медиа, созданного детьми. Это пока только мысли, но десять лет назад об этом не могли даже представить. Но в то же время грустно, что, имея такое количество инструментов, школы теряют свою индивидуальность. Те же десять лет назад каждая школа отличалась своей особенной атмосферой. Сегодня же мы превратились в центры образования, которые похожи друг на друга. Я сейчас не критикую, а говорю о том, на что, наверное, стоит обратить внимание. Зачастую все эти новые формы, конкурсные задания учителей очень редко попадают в простую школу. Я был бы очень рад, если бы все эти новшества хотя бы частично появлялись на простых уроках.
Работа в двух городах (школа в Киреевске и образовательный центр в Туле), студенчество, участие в конкурсах… Илья Алексеевич, как удается все совмещать?
На самом деле, кажется, что очень тяжело, а потом начинаешь как-то планировать свою деятельность. Вот закончились уроки, и появилось время для того, чтобы перекусить, проверить какие-то работы. Потом едешь помогать своим ненаглядным ученикам готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Мне кажется, даже если не работать на двух работах, грамотное распределение времени – важное качество любого современного человека. Не могу сказать, что я максимально грамотный в этом. Я скорее человек последнего дня. Но все же стараюсь все выстроить правильно и скрупулезно.
Когда читала про вас, наткнулась на пост в соцсетях с поездкой в Казань. Не страшно ли ехать со школьниками в другой город?
Абсолютно нет. Я такой человек, который любит и поездки, и походы. Сейчас очень грущу по поводу того, что достаточно тяжело организовать поход с палатками с детьми, что сопряжено с большим количеством бумажной работы. Я вырос в школе, где это все любили и организовывали. Вспоминаю замечательные поездки на Куликово поле – в село Монастырщино. Мы туда приезжали с палатками, ставили огромный шатер-кухню, нас заливало и ливнем, и штормом, мы держали этот шатер, чтобы он никуда не улетел – из этого и складывается детство. То же самое хочу сказать про поездки. По возможности, если куда-то еду, с удовольствием зову десяток своих учеников с собой. Я всегда за живое общение между учениками и учителями. И не только в учебное время, но и в тех же поездках. Что может быть круче, когда вы купили три большие пиццы, нарезали колбасы, налили чай, кофе, соки и сидите в одном номере, обсуждаете что-то? Сначала вы все вместе переживаете эту 50-градусную жару в Казани, а потом приезжаете, вспоминаете, как было тяжело, но все равно слышите от ребят: «А можно, Илья Алексеевич, еще раз с вами поехать?». Да можно, конечно. Из этого складывается активная жизнь детей.

Каждый взрослый человек, наверное, хотя бы раз в жизни сталкивался с выгоранием. В том числе в работе. Как удается справляться?
Среди моих друзей и знакомых нет тех людей, которые бы для себя четко поняли, как правильно бороться с выгоранием. Согласитесь, что выгорание – штука массовая, не хуже ковида в 2020 году. И как с ней справиться, знают только единицы. Но я для себя некоторые вещи отметил. Наверное, выгорание возникает, во-первых, из-за дикой рутины и загруженности. Чтобы этого избежать, важен правильный отдых. Коллеги и друзья, отдыхайте в субботу и воскресенье! Не только проверяйте работы, но и сходите куда-нибудь, съездите в Ясную Поляну, где сейчас все цветет, отдохните физически и морально. Конечно, важно хорошо спать, есть хорошую и правильную пищу, меньше пить кофе, не баловаться энергетиками. Опять же хочется вернуться к конкурсу. Казалось бы, очень тяжелые и насыщенные четыре дня, но они позволили перезагрузиться, отвлечься, что тоже немаловажно в вопросе выгорания.
Как вы считаете, каким должен быть идеальный учитель?
Помните, как в детстве было? Как рисовали морские звезды по шаблонам? Да, они идеальны, но по форме все похожи друг на друга. Я же считаю, что идеальные учителя не должны быть похожи друг на друга. Это всегда люди, которые не впадают в какие-то рамки. Это люди опытные, которые не боятся, которые требуют без перехода грани строгости. Я смотрю на своих учителей, и они абсолютно разные, со своими темпераментом и мироощущением. Встречаясь с одноклассниками, мы вспоминаем каждого. Например, у нас был изумительный учитель физики, гитарист, параллельно с учебой разъезжающий по концертам в Германии, Чехии, Испании. Для нас это было что-то на уровне Богов. Или, например, классная руководительница – очень активная, эмпатичная. Все они разные: с разным чувством юмора, разным мироощущением, разными социально-политическими взглядами, предпочтениями в литературе. В этих различиях и есть их идеальность. Идеальный учитель – это не какая-то придуманная картинка, а живой яркий человек, который может запомниться ученикам на долгие-долгие годы. Если учитель становится копиркой – обязательно носит такую-то одежду, обязательно говорит так-то – это не делает его идеальным.
И все же, образование – довольно сложная сфера деятельности. Если бы оказались в прошлом, поменяли бы свое решение стать педагогом?
Честно? Нет. И это сейчас не бахвальство. Я правда испытываю кайф от своей работы. Все-таки, если в два года, как мне рассказывали родители, я ставил игрушки, что-то им рассказывал с умным видом, читал книжку, думаю, это наложило какой-то отпечаток на мою личность. Может быть, и поменял что-то, но все так же был бы педагогом.
-
Авито Работа на Всероссийском кадровом форуме провела сессию «Рабочий – класс!» -
ИИ снова на пьедестале: ежегодное аналитическое исследование глобальных трендов цифровизации представил «Ростелеком» -
На заводе «СМК Орск» будут изготавливать сэндвич-панели
-
История легендарного предприятия глазами ИИ: Тульский винокуренный завод 1911
-
Аллергию можно вылечить, а сыпь — не всегда ее признак: интервью с аллергологом и дерматологом клиники «Альфскрин»
-
Губерниев рассказал, как будет согревать туляков на закрытии фестиваля «Кино и музыка»