Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
15 февраля
14 февраля
Все новости Все новости Все новости
«Я уже не представляю, где бы могла работать ещё»: ездить на «львятах», переводить стрелки, сохранять историю города – всё о работе водителя трамвая

Тулячка – водитель трамвая о езде в центре города: Машины подрезают, никто не уступает

«Я уже не представляю, где бы могла работать ещё»: ездить на «львятах», переводить стрелки, сохранять историю города – всё о работе водителя трамвая
Фото: Тульская служба новостей
«Я начинала свой путь со старых ещё Чехословацких вагонов. Конечно, это не сравнится с тем, что есть сейчас. Плюсом у нас были кондукторы, и мы не касались никаких денег. Водитель закрывался в кабине и просто ехал по расписанию. Первые поездки было страшно, потому что это огромная ответственность, ведь люди на тебя надеются. Они садятся и хотят добраться до какой-то остановки, и только ты, единственная, в этом трамвае можешь их довезти», - вспоминает о начале своей работы 31-летняя Мария Родионова. 
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Она работает водителем трамвая уже 11 лет, страх первых поездок давно позади, сейчас – только любовь к своей работе, без которой девушка не видела себя ни в детстве, ни сейчас.

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Детское любопытство или любимая работа

«В детстве мы очень часто ездили на трамваях на дачу. Мне всегда очень нравилось смотреть за тем, как водитель выполняет свою работу. Было удивительно, что он успевает делать столько дел одновременно. И это прямо завораживало, что потом я выросла и решила узнать, каково водить трамвай по улицам города», - вспоминает Мария Родионова.
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Наша героиня училась в тульском трамвайном депо на Приупской, 1Б, где были учебные класс и вагон.

«Родители были в шоке от моего выбора, так как работа тяжёлая и физически, и эмоционально. По первой специальности я учитель начальных классов, но ни разу в этой должности не работала. После окончания колледжа понимала, что сразу же пойду учиться в трамвайное депо. На водителя трамвая учат только с 21 года, и когда пришел срок, то я пошла на обучение», - рассказывает девушка.

В трамвайном депо будущих водителей натаскивали по механике, электрике, эксплуатации трамвая. 

«Много времени тратилось именно на практику. Сначала вы тренируетесь на учебном трамвае, потом непосредственно стажируетесь с водителем-инструктором на пассажирском вагоне. Конечно, это всё отличается – едешь ты в учебном трамвае или с пассажирами», - говорит об обучении героиня.

По словам девушки, работа тяжёлая и многофункциональная, но если хорошо учиться и слушать внимательно инструктора, то в самостоятельном выходе на линию нет ничего страшного. 

Мастер на все руки

Водитель должен не только доехать до определенной точки, но и 

  • принимать «наличку» от пассажиров, так как такой формат оплаты проезда никто не отменял;
  • переводить стрелки;
  • уложиться в расписание;
  • открыть и закрыть двери;
  • проверить по зеркалам наличие пассажиров в дверях, чтобы их не зажать;
  • проверить вагон на конечной станции внутри и снаружи. 

«Хотелось бы, чтобы в итоге наличную оплату убрали совсем, так как водитель всё-таки от слова «водить», а не от слова «продавать», - отмечает Мария Родионова.
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Как отмечает героиня, с валидаторами работать стало намного легче. 

«В среднем через нас проходило 500 человек, которые сейчас спокойно оплачивают проезд самостоятельно. Конечно, в связи с этим появились и «зайцы», но за ними на всех маршрутах следят контролёры», - рассказывает водитель.
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Магия стрелок

Для многих пассажиров загадка, как же всё-таки водители трамваев понимают, когда нужно переводить стрелки. 

«Это всё очень легко, и ты всему учишься в трамвайном депо. Изначально, когда ты подъезжаешь к стрелке, ты видишь, в какую сторону они лежат», - смеется Мария Родионова. 

Львята

Героиня отмечает, что «львята», которые ходят по улицам города удобны как для пассажиров, так и для водителей.

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей
«Для себя могу отметить большие подлокотники в кабине, на которых установлены кнопки управления трамваем. Не нужно никуда тянуться, совершать лишних действий – всё под рукой. Есть камеры видеонаблюдения в вагоне и система кондиционирования. Люди самостоятельно могут открыть двери. В вагоне тепло зимой, потому что человек, выходя из него, нажимает кнопку и открывает только свою дверь. Водителю не нужно задействовать другие двери, поэтому вагон не выхолаживается», - перечисляет Мария Родионова. 

Водитель отметила наличие аппареля для маломобильной группы населения.

«Я считаю, что это огромный плюс, потому что общественный транспорт должен быть доступен для всех. Некоторые пассажиры специально ждут «львят», чтобы воспользоваться аппарелем. Мы им, конечно, помогаем», - рассказывает героиня.

Культура вождения

После ремонта трамвайных путей в Туле движение стало быстрее, это отмечают не только пассажиры, но и сами водители. 

«Например, на улице Агеева выделили обособленный путь. Нам, как водителям трамваев стало легче, но автомобилисты пока очень невнимательные. Почему-то они все равно иногда запрыгивают на трамвайные пути», - отмечает Мария Родионова.

Как отмечает девушка, машины в Туле могут двигаться по трамвайным путям, а при отсутствии культуры вождения у автомобилистов часто случаются ДТП.

«И отдельно хочется выделить момент, когда автолюбители оставляют свои машины на трамвайных путях и уходят в магазин, в больницы и не думают о других участниках дорожного движения», - с грустью говорит Мария Родионова.

О городских маршрутах

Девушка работает на всех тульских трамвайных маршрутах, но есть у неё и любимые участки дороги. 

«Я люблю маршрут №10, который едет со стадиона Металлург на кондитерскую фабрику «Ясная Поляна». На нём есть Демидовская плотина, где можно разогнаться без машин на поворот и довезти пассажиров легко и с ветерком», - улыбается водитель.

Среди сложных участков героиня выделила место от торгового центра «РИО» до остановки Коминтерна. 

«Туда входит улица Советская, где везде повороты, машины подрезают, никто не уступает», - говорит Мария Родионова. 
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

В пробки трамваи тоже попадают: чаще – на Советской, реже – на Демидовской плотине. 

Пережиток прошлого или нет

Девушка отмечает, что в Туле есть все виды транспорта – автобус, троллейбус и трамвай. 

«Я думаю, что это наша изюминка, которую необходимо сохранять. Хотя если бы все пути обособили, то мне кажется, что еще больше людей выбирали бы трамвай для передвижения. Но и сейчас через нас проходит большой пассажиропоток», - комментирует водитель.

У Марии как у сотрудника проезд на автобусах, троллейбусах и трамваях бесплатный. Да и сама она водит не только трамвай, но и машину. Однако, как признается девушка, предпочитает быть пассажиром тоже в трамваях. 

Приманка для туриста

По словам героини, каждый день на работе разный, ведь ситуацию на дороге невозможно предугадать, поэтому и деятельность всегда интересная.

«Достаточно часто приезжают люди из других городов, где нет трамвая, чтобы покатать детишек. И обычно к нам ездят на Казанскую набережную и в Музей оружия именно по трамвайному маршруту №10», - отмечает Мария Родионова.

Легкая работа

Раньше многим пассажирам казалось, что водят трамвай преимущественно женщины. 

«Когда я только пришла учиться, у нас было очень мало мужчин. Сейчас коллектив практически уравнялся: у нас и мальчишки, и девчонки приходят в профессию. Почему так было раньше? Казалось, что на трамвае ехать легко, поэтому девочки могут с этим справиться», - рассуждает героиня.

Работать с удовольствием

«Сейчас мои близкие рады за меня, ведь я нашла своё дело. Я уже не представляю, где бы могла работать, кроме трамвайного депо. Самое лучшее, когда человек идет на работу с удовольствием. Все мы проводим там большое количество времени, грустно смотреть на людей, которые со слезами утром встают, не хотят никуда идти, потому что работа для них – каторга», - говорит Мария Родионова. 
Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Первый трамвай выезжает из депо в 4:42 утра, а на работу надо прийти уже в 4 утра. У водителей есть и сменный, и полнодневный графики. 

«Новички обычно работают по сменам, чтобы привыкнуть к деятельности. Опытные водители работают по 12 часов», - говорит девушка.

Как поделилась с нами Мария, она работает по 12 часов.

«Иногда бывает тяжело эмоционально, потому что в некоторые дни ничего не складывается. Кто-то оставил машину на путях и ушёл в магазин, где-то случилось ДТП на трамвайных путях. Из-за этого надо ехать на разворот, чтобы встать в своё расписание. И многие люди не могут добраться до своей остановки. Некоторые из них начинают скидывать негатив на водителя – кричать, ругаться или винить в ситуации. Этот момент тяжело прожить, хотелось бы, чтобы люди были более понимающими», - подытоживает Мария Родионова.

Ранее Тульская служба новостей писала о ремонте улицы Воздухофлотской.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.