Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости
Губка Боб - сквернословит, Шрек - невоспитанный, Алеша Попович - глуповат: учитель-логопед объяснила, могут ли мультфильмы навредить

Тульский учитель-логопед Афонина рассказала, как выбирать мультфильмы для ребенка 

Губка Боб - сквернословит, Шрек - невоспитанный, Алеша Попович - глуповат: учитель-логопед объяснила, могут ли мультфильмы навредить
Фото: Freepik.com

Родители и не только они знают, что дети славятся своей энергичностью и тем, как много внимания они требуют. Конечно, «За ребенком нужен глаз да глаз», но иногда родителям необходимо немного времени. Тут же вспоминается советский мультик о семье обезьян, где мама, занимаясь бытовыми делами, отчаянно пыталась уследить за маленькими мартышками. Именно для того, чтобы успеть заняться делами по дому, работой или же просто немного отдохнуть, многие включают детям мультфильмы, которые заинтересуют ребенка на какое-то время. Учитель-логопед Наталья Афонина рассказала Тульской службе новостей, как структурировать просмотр мультфильмов, чтобы они не навредили малышу.  

«Включая голубой экран, родители выключают «вечный двигатель, вечный прыгатель», — ребенка. И чем ярче, красочнее мультфильм, тем больше вероятность того, что он удержит внимание непосед», — говорит специалист. 

Конечно, существуют мультфильмы, наполненные смыслом, цель которых – научить детей хорошему. Все же неконтролируемый просмотр мультипликации может пагубно сказаться на ребенке, уверена эксперт.

Воспитание и обучение 

По словам учителя, хорошие, качественные мультфильмы знакомят ребенка с окружающим миром, повышают его осведомленность, на доступном интересном языке рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо. Вот только в 21 веке, когда спрос на мультфильмы огромен, страдает качество мультипликационной продукции. 

У всего есть своя цена. Так, за красочный мультфильм, возможно, придется рискнуть детской психикой. 

«В СССР мультфильмы проходили строжайший цензурный отбор. Каждый кадр оценивался с точки зрения его воздействия на ребенка. А поэтому советская анимация была комфортна для детской психики. Вспомните мультфильмы своего детства: большинство из них учат прекрасному, доброму, вечному. Многие мультфильмы можно назвать настоящими произведениями искусства. 

Создатели современных мультфильмов делают ставку на эффектность, красочность и не всегда учитывают особенности детского восприятия», — объясняет логопед.

Содержание 

Афонина предлагает сравнить сюжеты мультфильмов. Логопед уверяет, что советская мультипликация максимально конкретна, а ее воспитательный потенциал сложно переоценить. Ее герои делятся на положительных и отрицательных. Положительный герой поступает правильно, с него можно и нужно брать пример. С современными же мультфильмами не так все однозначно.  В них много зрелищности, а еще — насилия и агрессии.  Яркий пример — «Том и Джерри», отдельные серии которого были сняты с показа во всем мире, говорит специалист. 

«Теперь вспомните, как ведут себя герои современных мультфильмов. Какие они? Шрек, полюбившийся детям, на поверку оказывается невоспитанным и грубым. Зебра из «Мадагаскара» — назойливой и болтливой. Алёша Попович, главный герой мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей», и вовсе глуповат. Но ведь ребенок воспринимает главного героя как хорошего целиком и полностью, сочувствует, сопереживает ему, берет его поведение за образец. Может быть, поэтому сегодня так много болтливых ребят, которые не умеют слушать собеседника и не закрывают рот даже на занятии. А еще много детей, которые не стесняются демонстрировать откровенную глупость. Например, на вопрос педагога «Какое за окном время года? Посмотри!» говорят: «Сосиска!» и хлопают глазами», — рассказывает учитель.

Обращать внимание стоит не только на характер персонажей мультфильма, но важно оценивать и то, что именно происходит на экране, говорит эксперт. 

«Сцены во многих современных мультфильмах откровенно шокируют. Как вам птичка, лопнувшая от пения принцессы Фионы? Момент, когда Шрек принимает ванну, превращая лужу в джакузи. Даже не буду комментировать, каким способом. Что усвоит ребёнок?  Боль – это весело, невоспитанность — нормально.  А потом в детском саду мама удивляется: «Покусал полгруппы! Ударил девочку!! Плевался в воспитателя!!!». И беспомощно всплескивают руками, не понимая, что с ним», — возмущается педагог. 

Лексика 

Обратить внимание специалист рекомендует и на язык, которым изъясняются персонажи. Если в советских мультиках голос за кадром можно назвать образцом литературной речи, то лексика современной мультипликации является противовесом. В мультфильме «Губка Боб квадратные штаны» можно услышать такие слова: «сопляк», «тормоз», «болван», «полный отпад», «прикольно», «козырно», «пофигу». Следующие же словосочетания звучат в «Шреке»: «упругая попка», «мы сексуальны», «любвеобильная ты машина». 

«Лексика мультфильмов ляжет в основу культуры детской речи», - уверяет педагог.

Время просмотра 

Дети гораздо восприимчивее взрослых, именно поэтому важно установить некоторые временные рамки для просмотра мультфильмов.   

«Помните, час в день — это максимум для дошкольника. Как говорил персонаж мультфильма «Приключения поросенка Фунтика»: «Меньше — можно, больше — ни-ни!». У ребёнка, который провёл перед экраном три часа подряд, меняется поведение. Он начинает демонстрировать черты главных героев мультфильма. И это данные научных исследований!», — настаивает учитель. 

Цензура

Специалист наставляет родителей стать строгим цензором для своего ребенка. Прежде, чем показывать что-то ребенку, необходимо самостоятельно это оценить. При этом следует стараться смотреть мультики вместе с детьми минимум до четырехлетнего возраста. 

«Давайте собственную моральную оценку тому, что происходит на экране. Поцокайте языком, нахмурьте брови, скажите «Ай-яй-яй, как нехорошо!», если не одобряете случившееся. Пусть ребёнок сделает вывод: да, так бывает, но это неправильно. И напротив, хвалите положительные черты героя, добрые, хорошие поступки», — говорит логопед. 

Педагог уверяет, что и среди современных мультфильмов есть хорошие, качественные, сделанные с любовью к детям. Авторы «Федеральной образовательной программы дошкольного образования» приводят список мультипликационных произведений, которые рекомендованы к просмотру. 

Лайфхаки

Афонина дала несколько рекомендаций, как не навредить ребенку мультфильмами

•    В случае, если нет доступа к списку рекомендованных мультфильмов, следует закрыть глаза и пять минут просто послушать мультфильм. Если вы смогли представить, что происходит на экране – можете смело звать ребенка. 

«Этот мультфильм будет полезен для развития языковых способностей и расширения кругозора», — объясняет эксперт. 

  •    Почаще просите малыша нарисовать, слепить какого-нибудь героя. 

«Так вы и время для домашних дел освободите, и над раскрытием творческого потенциала дошкольника поработаете», — уверяет специалист. 

  •    Постарайтесь выбирать мультфильмы, которые заставляют вас улыбаться. 

«Такой мультфильм вы обязательно захотите посмотреть вместе с ребенком. В дополнение к бездушному экрану он получит живое общение, и тогда многие негативные побочные эффекты исчезнут сами собой», - уточняет логопед. 

Педагог призывает родителей быть вдумчивыми, напоминая, что это лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка. 

Ранее Тульская служба новостей писала о том, как донести до ребенка нормы поведения в обществе, если вокруг их все нарушают.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.