Close
plug
Лента новостей
07 мая
Все новости Все новости Все новости

Табу на крашеные волосы и разноцветные машины: мигрант из Ашхабада рассказала, чем отличается столица Туркменистана от Тулы

Табу на крашеные волосы и разноцветные машины: мигрант из Ашхабада рассказала, чем отличается столица Туркменистана от Тулы

Где родился, таи и пригодился? А вот и нет, уверены сотни талантливых людей, которые покинули свой город или даже страну в поисках новых путей для самореализации. И одна из этих ребят – Анна Митяева: девушка переехала в оружейную столицу из жаркого Ашхабада. Своими впечатлениями о Туле она делится с ТСН24.

JwkvipEaMvs.jpgФото предоставлено Анной Митяевой

Из Туркмении – с любовью?

Сейчас Анне исполнилось 27 лет, она работает успешным программистом в крупной компании, чей офис находится в центре Тулы. Но когда-то и эта профессия, и само высшее образование были для нее недоступной роскошью. 10 лет назад девушка переехала в город мастеров из Ашхабада – столицы Туркменистана.

arrangement-antiques-market-objects.jpg
Фото: freepic.com

Как твоя семья оказалась в Ашхабаде?

Бабушки и дедушки, когда еще была РСФСР, примерно в возрасте 16-18-ти лет уехали из деревень к родственникам. Кто-то изначально жил в Горьковской области (ныне Нижегородская), одни – из-под Екатеринбурга, другие – оренбургские. Так уж сложилось, что все оказались в Ашхабаде.

Все они переехали по разным причинам: кто-то был первоклассным специалистом и попал на производство по распределению. Некоторых направили помогать отстраивать город: после землетрясения 1948-го года (до сих пор этот день в стране отмечен трауром: тогда погибло больше ста тысяч человек) и так тут и остались.

Формально мы просто вернулись на свою историческую родину – в Россию, поближе к народу, на чьем языке мы говорим, думаем, часть которого мы есть.

620A0225.jpgФото: Тульская служба новостей — ТСН24

Почему решили переехать из Туркменистана?

Основная причина – как раз языковой барьер. После развала Союза Туркменистан оставил за собой только один государственный язык – туркменский. Несмотря на это, долгие годы многие надписи были на русском и туркменском, в школах работали (да и сейчас тоже) классы для русскоязычных и туркменоязычных. Но в последние лет 15 все стало меняться, и туркменский язык начал превалировать. Без его знания даже нужного врача не найдешь в больнице.

Это вполне естественно и правильно, в стране все должно быть на государственном языке. Почему бы просто не выучить его? Помешал подростковый максимализм. До шестого класса школы я вполне неплохо владела туркменским. Могла весьма спокойно переброситься парой фраз и понять, что мне говорят. Но после нескольких конфликтов на национальной почве с учителем туркменской литературы бросила учить язык.

Справедливости ради, конфликты на этой почве были очень редки в моей жизни. Из всех знакомых и друзей туркмен лишь с этим учителем было непонимание, при том, что внуки ее переехали жить в Москву, и она этого не скрывала. Хотя ее предмет я отлично знала.

620A8241.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24

Я слышала, что в Туркменистане запретов в разы больше, чем в нашей стране. Так ли это?

Да, безусловно. Напомню, я рассказываю о городе, каким знала его 10 лет назад. Особое внимание заслуживает отношение к женщинам. Ограничения начинаются со школьной формы. Если в России ее долгое время не было, а теперь она варьируется, то в Ашхабаде одежда учеников очень жестко регламентирована и отступить от стандарта ты не имеешь права – иначе тебя просто не допустят до уроков. Это при том, что текущая школьная форма, по сути, не отличается от национальной туркменской одежды.

Для девочек были обязательны две косички и прямой пробой на голове, платье с длинным рукавом и традиционной вышивкой, с юбкой строго по щиколотку.

К мальчикам требований не меньше – короткая стрижка под машинку (проводили рукой по голове: если из-под пальцев торчали волосы, то неприемлемо). Подросткам обязательно быть с гладковыбритым лицом, в одежде – черные брюки, белая рубашка с длинным рукавом (да, даже летом в +45) и галстук.

И не забудем про тахью – национальный головной убор, который должны носить все ученики. А еще вспомним запрет на босоножки: разрешены только туфли или мокасины. Обязателен значок с государственным флагом.

Даже физкультурная форма стандартизирована. Право выбора остается только в цвете носков, но стоит учесть, что они должны быть только однотонными.

620A6653.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24
После окончания школы количество запретов не уменьшается?

Скорее, наоборот, увеличивается. Услуги красоты для женщин практически полностью под запретом. Красить или наращивать волосы, делать татуаж бровей и маникюр с лаком нельзя.

На работу женщинам запрещено ходить в брюках, дозволены только юбки или платья, при чем в некоторых организациях очень четко прописано, что длина должна быть не выше щиколотки. Есть сферы, куда дамам и вовсе путь заказан.

20220211-IMG_0076.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24

Но и это еще не все?

Это только начало. Например, те же университеты. Я училась уже в России, но знакомые, которым довелось оказаться в местных вузах, рассказывали: требования к форме еще жестче, чем в школе. Но опустим эти подробности.

Из самых необычных запретов: студентам и преподавателям запрещено ездить на машинах или такси. Только пешком или на общественном транспорте. Если ближе чем за два квартала тебя увидят выходящим из автомобиля (даже если это машина отца и он везет тебя на учебу) никто не станет разбираться: тебя отчислят/уволят в тут же минуту.

Интернет. Собственно, что мертво – умереть не может. Запреты там настолько жесткие, что легче перечислить, что там разрешено: несколько мессенджеров а-ля ICQ. WhatsApp* был долгое время заблокирован, сейчас не знаю, Телеграмм «ест» слишком много трафика, и это дорого по местным меркам.

То есть там буквально заблокированы все популярные поисковики: Google, Яндекс, Opera. Нет ни Википедии, ни YouTube, вообще ничего. Если только через VPN, который нужно ставить новый чуть ли не каждую неделю, потому что его блокируют. Местный 2G несколько быстрее, чем их интернет. Возможно что-то и поменялось, но 10 лет назад с ним было все очень плохо.

Впрочем, фотографироваться на улице тоже нельзя, поэтому и потребность делиться снимками отпадает сама собой.

Связь вышка сигнал (3).jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24 
Машины. В это будет сложно поверить, но в столице стоит жесткое ограничение на цвет машин: они могут быть белыми или молочно-белыми. Даже резиновые накладки на автомобиль разрешены только белые, а цвет дисков – определенного оттенка серого. Хоть из баллончика крась (многие так и делают).

А также введены ограничения по году выпуска автомобиля. Тут точно не скажу, какие именно, но не все машины, произведенные в «нулевых» годах, имеют право ездить по дорогам города. Установлены очень крупные штрафы, вплоть до конфискации машины, если она грязная. Все автомобили должны выглядеть идеально.

И самое вопиющее, что периодически в Ашхабад не пускают машины с номерами не из столицы. То есть представь, что в Москву имеют право ездить автомобили только с московским регионом, остальные нет.

IMG_1929.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24
Запрет валюты в стране. Совсем. Допустимы только местные манаты. Поменять иностранную валюту на них можно в банке, а вот обратно уже нет, даже если ты иностранный гражданин. Учитывая, что большинство местных представителей малого бизнеса ввозят свои товары (одежду, некоторые продукты) из-за границы, это очень серьезная проблема.

А еще действуют весьма жесткие ограничения по вывозу денежных средств из страны. Все, что больше хотя бы на одну тенге (аналог копейки), изымается. Если есть провожающие – можно отдать им, если нет – в пользу государства. И не важно, местный вы житель или иностранный гражданин.

На карту деньги тоже просто так не положишь. В банкоматах страны запрещено вносить средства на счет таких платежных систем, как Visa или MasterCard. Чтобы пополнить карту, необходимо поехать непосредственно в сам банк, отстоять очередь и предъявить справку о доходах. На счет своей карты тебе разрешат положить только 50% от суммы официального дохода за текущий месяц.

Со снятием тоже не все так просто: стоит лимит не более 200$ в день (это было 10 лет назад, сейчас сумма стала еще меньше).

1657291410770.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24

Почему для переезда выбрала именно Тулу?

Здесь живут родственники, с которыми мы близко общаемся. Я очень благодарна им за оказанные помощь и поддержку. В дальнейшем к городу привыкла, он стал для меня уютным, как домашние тапочки.

Переезжать куда бы то ни было уже не захотелось, так и осели всей семьей.

Слава туле городу герою.jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24

С какими особенностями адаптации столкнулась?

Погода. Я впервые увидела снег! Ну ладно, не совсем впервые, но там он обычно шел и даже до земли не долетал, а тут прямо лежит сугробами! И временами его слишком много. Но снег – это все-таки круто. Люблю его.

Продолжая тему погоды – минусовая температура. В среднем зимой в Ашхабаде «холодает» до +15 градусов. Если температура опускается ближе к нулю, то в городе уже начинается безумие: транспорт перестает ходить, потому что не может завестись, все покрыто инеем, люди мерзнут. Такие дни нечасто происходят, но если случаются...

Поэтому минусовая температура немного пугала, но привыкла я к ней очень быстро. Сейчас зима – одно из моих любимых времен года именно за ее потрясающий белый снег и приятный морозец. Когда он в пределах разумного, конечно.

1 (49).jpg
Фото: Тульская служба новостей — ТСН24
Если судить по родным – они долго привыкали к местной валюте. Сложно было понять, что дорого, а что приемлемо по цене.

Еще одна проблема, с которой столкнулись родственники, это разные технологии работы. То, что применяется сейчас в Ашхабаде, тут уже лет 10 как устарело. Найти первое место работы оказалось сложно: там ты был отличным специалистом, а тут знаешь недостаточно. Это морально тяжело.

В целом для нас все прошло хорошо, самый сложный год был первым, и мы его пережили.

Я получила высшее образование в сфере менеджмента, работала по профилю, затем – специалистом по подбору персонала на автомобильном заводе, отучилась на программиста и сейчас оттачиваю свои навыки.

И чувствую: пусть в Туле и нет гражданского аэропорта, все, что со мной происходит – это только взлетная полоса.

*входит в компанию Meta, запрещенную в России

Фото на превью: freepic.com

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Какого результата добьется тульский «Арсенал» по итогам сезона?
Подпишитесь на нашу рассылку
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.