Close
plug
Лента новостей
26 июля
Все новости Все новости Все новости
«Осуждают только поступок, ребенка и личность не трогают»: что делать, если жизнь классу или школе портит хулиган?

Школьный психолог и медиатор рассказали, что делать, если в классе хулиган

«Осуждают только поступок, ребенка и личность не трогают»: что делать, если жизнь классу или школе портит хулиган?
Автор фото: alexandrenunes / PhotoGenica

Хулиганы были и есть в каждом классе, но в современном мире проблема с такими детьми становится наиболее острой, так как иногда конфликты затягиваются, а школа остаётся в стороне. Страдают дети, родители, педагоги. Что делать, если в классе хулиган? На сложный вопрос отвечают эксперты – психолог, педагог, медиатор.

В нашем классе хулиган

О том, что в классе молодой учительницы Людмила (прим. имя изменено по просьбе героини, работает не на территории региона) не один хулиган, а сразу три, педагог знала с самого начала, перед трудоустройством. Надеялась на помощь руководства учреждения, но по факту осталась одна. Более того, учитель вынуждена то и дело писать объяснительные.

«В этом году я пришла работать в новую школу и мне дали руководить пятым классом. Я была предупреждена о том, что в моем классе есть мальчики, которые учились в начальной школе в плохом и хулиганистом классе, что каждый ребенок там с какими-то проблемами. И вот три человека из этого класса попали ко мне. С самого начала начались разбирательства. Среди этих троих выделялся один особенно, светловолосый мальчик с худым и холодным, жестким лицом. Он как раз и приносит больше всего несчастий. Сначала он просто толкался. Жаловались на него, что он обижает девочек. В один из дней прибегает в класс коллега и говорит, что мои мальчики подрались, и один из них находится в медицинском кабинете. И действительно: ребенок лежал на кушетке и держался на живот. Оказалось, что тот проблемный мальчик ударил его с ноги. Остался даже красный след на коже. Другой случай произошел совсем недавно. Тот же мальчик нашел где-то гайку и, обозлившись на своего одноклассника, кинул ее ему в лицо, тем самым повредив глаз. Слава богу, что все обошлось, и травма была несерьезной, но при том меня вызывали к директору, проводили беседы, я писала объяснительную, были вызваны родители этого мальчика. Мне было обидно, что из-за этого ребенка, из-за его прихотей, я была отчитана начальством, как будто в его поведении я как-то виновата», — рассказала нам педагог.

Ситуация, описанная выше не единична. Подобные истории также рассказывают и родители. Читательница Тульской службы новостей рассказала, что в их классе тоже есть хулиган, ее больше волнует вопрос, кто в такой ситуации должен помочь и как не навредить коллективу класса, если в него вмешаются взрослые.

«Во втором классе к дочке в школу перевелся мальчик. По началу он никак не выделялся от остальных ребят, но дети его не приняли. В чем причина – не могу сказать, но мальчик, как с катушек слетел. Начал приставать к детям с обидными шутками, а потом и вовсе бывали случаи, что ударит, плюнет, еще что-нибудь. Совсем не хочется в этой ситуации винить учителя, но как быть? Дочка приходит домой и то и дело жалуется», — рассказала тулячка.

Как в школе работают с хулиганами – рассказывает психолог

По словам школьного психолога Елены Овсянниковой, с проблемными учениками сегодня сталкиваются практически в каждой школе. Можно сказать, что в каждом классе есть сложный, неуправляемый ребенок. Для работы с таким детьми в учреждениях создаются специальные службы примирения.

«Воздействует на проблемных учеников школа путем диалога и принятия совместных решений с родителями. Классный руководитель помимо воспитательной беседы с «трудным» учеником может пригласить в школу его родителей и провести беседу и с ними. Но бывают ситуации, когда и это не приводит к нужному результату. Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. Необходимо разобраться в причинах девиантного поведения некоторых подростков и понять, какими должны быть профилактические меры, поскольку карательные санкции не помогут.

На поддержание благоприятного эмоционального фона в каждой школе сейчас направлена работа психологов, соцработников, служб медиации (или школьной службы примирения). В практике есть так называемая техника «Круги переговоров». Это одна из эффективнейших технологий работы с групповым конфликтом. Она работает, когда людям нужно договориться, понимая, что никого исключить нельзя. Есть «малый круг» — когда собираются только дети, есть «большой круг», когда собираются родители и дети», — объясняет психолог.

Также педагог отметила, что главное условия разрешения конфликтов в школе – это желание участников образовательного процесса. И родители, и сами ученики также должны быть заинтересованы в решении проблемы.

«Прежде чем искать крайних и виноватых, важно помнить, чему мы учим своих детей», — резюмировала Елена Овсянникова.

Что делать, если ситуация вышла из-под контроля?

О том как вести себя родителям и детям, когда в классе есть хулиган, рассказала семейный психотерапевт, медиатор и ведущая восстановительных программ Ирина Федоренко.

По словам эксперта, на помощь школам и учителям приходит медиативная служба. Она подключается в случае, если ситуация в школе уже выходит из-под контроля и о ней узнают компетентные органы, такие как полиция по делам несовершеннолетних и комиссия по делам несовершеннолетних. Если конфликт происходит внутри учебного заведения, справиться с ним, вполне под силу внутренней Школьной службе примирения, которые созданы сейчас в каждом центре образования.

Как объясняет Ирина Федоренко, чаще всего, медиатор подключается к решению конфликтов в школе по инициативе родителей.

«Когда уже невозможно остановить или решить конфликтную ситуацию внутри школы, конечно, необходимо привлекать профессионала для решения сложившихся обстоятельств», — говорит специалист.

Часто в школах конфликты стараются замолчать или решить самостоятельно, переложить ответственность – это, по словам медиатора, усложняет взаимодействие с образовательным учреждением.

«Школа, что говорит: «У нас ничего не происходит, конфликта нет, это дети так у нас так общаются». Это, пожалуй, самый частый ответ. Но если уже родители или часто даже сами дети бьют тревогу, тогда мы все-таки обращаемся к участникам образовательного процесса уже со своей стороны, как медиатор, как независимый посредник, и пытаемся помочь решить конфликт.

Важно рефлексировать, поэтому мы задаем им вопросы: «А что происходит в школе? Как вы видите ситуацию? Важно ли вам разобраться в ней, чтобы ситуация не повторилась?» Конечно же, если школа отказывается, всячески открещивается, это усугубляет положение», — говорит специалист.

Один из главных принципов медиации, продолжает эксперт, это добровольное участие, поэтому заставить кого-то идти на контакт, разложить конфликтную ситуацию от и до невозможно. Поэтому, отмечает специалист, так важно доверять и не бояться говорить о своих проблемах.

Кому жаловаться на задиру?

Ирина Федоренко отмечает, что в первую очень всем участникам образовательного процесса важно понимать, что слово «жаловаться» не совсем уместно. В первую очередь педагоги и учителя должны обязательно создать детям безопасную среду для диалога. Если ребёнок жалуется дома, то родителям стоит начать с того, чтобы обратиться за помощью к учителю.

«Откуда вообще появляются задиры? Если у ребёнка нет признания в группе, если он несостоятелен в какой-то деятельности, если он не включен в какие-то значимые для него события в классе, то его потребности остаются нереализованными. Тогда он будет искать возможность их реализовать, придумывать деятельность, в которой он состоятелен, например, задирать кого-то. Поэтому в программах примирения, которые вносят медиаторы в образовательную среду, обсуждают только поступок, не самого ребёнка, саму личность ни в коем случае не трогаем. Поэтому от слова «жаловаться» эффекта нет. Ситуацию нужно обязательно решать с помощью различных восстановительных программ, в зависимости от того, насколько далеко зашла ситуация или к чему она привела», — объясняет специалист.

Специалист отмечает, чтобы избежать конфликтных ситуаций следует научить детей обращаться за помощью к взрослым. Для этого ребенок должен понимать, что его услышат.

«Ребенок должен понимать, что его обязательно послушают и примут. Сегодня медиаторы в школах среди детей проводят совершенно прекрасные разнообразные игры, направленные на сплочение, на решение конфликтных ситуаций в виде комиксов, интересных карточек и тренингов», — рассказывает специалист.

Также медиатор говорит о том, что конфликты – это нормальная составляющая часть общества, главное — их не запускать. Решение конфликта – это путь в новое конструктивное сотрудничество, диалог между людьми и в том числе между детьми в школе.

Напомним, что ранее тульский психолог Майя Андрияничева рассказала, как не воспитать эгоистичного или жертвенного ребенка.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.