
Дмитрий Шашков: Главное в поисковой работе – желание, а дисциплине мы научим
Гостем студии информационного агентства ТСН24 стал исполнительный директор Тульского регионального отделения Поискового движения России Дмитрий Шашков. Темой беседы была работа организации.
- Относительно недавно у поисковиков завершился летний сезон, и также в конце августа Вы побывали в Твери, где состоялась Международная поисковая экспедиция «Калининский фронт»
- Да, в конце августа у нас проходило мероприятие в Тверской области, в Ржевском районе: так называемый «Калининский фронт», на протяжении работы которого было поднято более двухсот останков погибших воинов.
Также к нам с визитом приезжал министр культуры РФ, посетил лагерь и пообщался с поисковиками. Ему рассказали о новой методике поискового движения России - обрисовке черепа по останкам, по которой можно восстановить лицо погибшего солдата. Проект «Калининский фронт» ознаменовался тем, что приехало много молодежи, которая обучалась азам поискового дела, и прошли практику.
- Кстати говоря, о молодежи. Популярно сейчас поисковое движение среди молодых ребят?
- За последние годы и у нас в стране, и в нашей организации наблюдается патриотический подъем. Молодежь идет в наши ряды, узнает, как можно попасть к поисковикам, как с ними можно работать.
- А как к вам попасть?
- Попасть к нам можно просто: в городе Туле нужно подойти по адресу: ул. Пузакова, дом 78, это центр допризывной подготовки. Там написать заявление и стать поисковиком. В дальнейшем мы с ребятами едем в экспедицию и будем вести работу.
- Как я понимаю, ребятам нужны еще дисциплина и желание?
- Главное в этой работе – желание, а дисциплине мы научим.
- Знакомился свнашим сайтом, видел, что поисковики из Псковского региона нашли останки тульских солдат. Как у вас происходит взаимодействие с другими регионами?
- Взаимодействие у нас плотное. Мы постоянно выезжаем на съезды «Поискового движения России», где происходит обмен информацией и опытом. Также, если поисковики других регионов находят останки наших земляков, они обращаются к нам, уведомляют в письмах, мы забираем эти останки и передаем родственникам, либо погребаем на мемориальных кладбищах.
- Я ознакомился с записью работы поискового движения «Щит». Ребята во время раскопок нашли старую записку солдата. Что обычно в таких записках пишут?
- В основном в этих записках личное солдат, самые яркие моменты, впечатления. Эти записки мы восстанавливаем. Но в нашем регионе их мало, поскольку почва не позволяет бумаге сохраниться. Также мы находим документы солдат, письма с фронта к родственникам.
- Родственникам тяжело читать такие письма?
- Да, это тяжело. Тяжело осознавать, что пережил солдат в годы войны. Это сильное впечатление, и под этим впечатлением мы идем дальше работать, чтобы передать то, что чувствовал солдат, передать останки родным, которые на протяжении многих лет не слышали о бойце ничего.
- Дмитрий, Вы можете назвать самую удивительную находку этого года?
- Самая ценная находка для нас, в первую очередь, поднятые из небытия имена, а из материального - извлеченный в Ржевском районе самолет с погибшим летчиком, который умер в августе 1942-го года. И документы, и планшет, в котором были карты, и самолет - все в хорошем состоянии было поднято из болота.
- Для того, чтобы откопать из земли останки или что-то не менее ценное, надо провести очень кропотливую работу?
- Да, действительно, это очень кропотливая работа. У нас для такой работы существует группы антропологов и археологов, которые действуют по новым методам раскопок. Девушки и юноши работают кисточками, другими инструментами, и это дает хороший результат.
- Как я понимаю, это и долгая работа с архивами, чтобы найти места будущих раскопок?
- Любая поисковая работа не будет существовать без работы архивной. Прежде, чем выйти в поле, прорабатывается масса документов, доносов, поднимаются архивы. Без этих источников работать невозможно.
- Есть в работе поисковиков своя ложка дегтя - «Черные копатели». В этом году приходилось ли вам с ними сталкиваться?
- Напрямую мы с ними не сталкиваемся. «Черные копатели» действительно существуют, но повлиять мы на них не можем, это не в нашей компетенции. Ими занимаются правоохранительные органы.
-Как я понимаю, «Черные копатели» помещают находки либо себе в коллекцию, либо продают?
- «Черные копатели», прежде всего, разрушают историю, допустим, поднимая бойца не по археологическим правилам. Порой бывает и осквернение останков – разброс костей. С моральной точки зрения это недопустимо. Кости их не интересуют, им важнее какие-либо ценные артефакты, которые они продают.
- Дмитрий, не будем заканчивать на негативной ноте. Хотелось бы узнать о ваших планах на следующий год. Наверняка есть какие-то наброски, куда вы собираетесь в экспедиции?
- Да, на следующий год у нас практически составлен план, который мы подадим в Министерство обороны РФ. На территории Тульской области планируются три большие экспедиции.
«Белевский рубеж» - самая крупная экспедиция, которая традиционно пройдет весной, и две экспедиции в Алексинский и Тепло-Огаревский районы. Также мы будем активно участвовать в различных всероссийских проектах.
-
Туляков приглашают в гастрономический тур в Сибирь
-
Исследование МегаФона: Мальчики тратят почти в 2,3 раза больше гигабайт, чем девочки
-
МТС разогнала мобильный интернет в химической столице Тульской области
-
Атака дронов в Туле: действия властей, комментарии очевидцев, видео с места ЧП
-
Каждый взрослый когда-то был ребенком: психолог Ольга Елисеева дала важные советы в День мамы
-
Что подорожало первым – курица или яйцо: цены на продукты в Тульской области держатся на рекордных отметках