Close
plug
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости

Профессия учитель. Призвание или необходимость?

В абсолютном большинстве вакансий по приему на работу значится пункт – «высшее образование обязательно». При этом значение полученной в вузе профессии уходит на второй план. В результате, из каждой средней учебной группы в 25-30 студентов, на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого, планируют трудиться по полученной профессии от силы 4-7. Остальные присутствуют на занятиях лишь для получения заветной «корочки», открывающей дорогу на рынок труда.

Родители тем временем жаждут самых достойных преподавателей для своих чад - умных, ответственных, работающих действительно по призванию.

Мы попытались выяснить, что же движет абитуриентами при выборе места обучения и студентами-выпускниками при определении места работы.

Диплом на «черный день»

Пожалуй, одна из основных причин, по которой выпускники педагогических учебных заведений отказываются от работы по специальности, известна достаточно широко – это низкий уровень оплаты труда.

По итогам 2015 года средняя зарплата учителя по региону приближалась к порогу в 27 тыс. рублей.

– Средние величины априори коварные, – поясняет молодой учитель Андрей Фролов, – «Средняя» заработная плата – это чьи-то 10-15 и в то же время чьи-то 30 тысяч рублей. Оклад молодых специалистов – примерно 9 800 рублей. Те, кто искренне стремится работать в школе с детьми, соглашаются и на такие деньги.

Альтруизм достоин уважения, но кушать тоже хочется. Поэтому отдавать всего себя низкооплачиваемой профессии мало кто хочет. Выход один – отложить диплом о высшем педагогическом образовании на «черный день».

– Работа учителем для меня – это запасная ступень карьерной лестницы, – говорит Иван Крамской, будущий выпускник педагогического ВУЗа, на настоящий момент нашедший свое призвание уже в сфере IT-разработок, – Я сделал выбор в пользу стабильности, и предпочел менее ответственную, но более оплачиваемую альтернативу.

Неуважаемый профессионал

Немаловажным фактором, отпугивающим новых специалистов, является низкий имидж профессии, что влечет за собой соответствующее отношение со стороны и учеников, и их родителей.

Петр Семенов, также отказавшийся от педагогической деятельности, прокомментировал сложившуюся ситуацию категорично:

– Мое решение было обосновано, главным образом, поведением детей, с которым я столкнулся на практике. На мой взгляд, сейчас родители слишком мало внимания уделяют своим отпрыскам, а они, в свою очередь слишком много времени уделяют электронике – мобильникам и планшетам. Пробелы в воспитании приводят к полному отсутствию уважения к обучающему педагогу. Каждый раз, делая замечание или пытаясь усмирить прерывающего урок ученика, учитель рискует быть «записанным» на телефон и стать объектом насмешек не только в Сети.

Отметим, что вопрос о защите учителей от нападок учеников и их родителей поднимался не единожды даже на законодательном уровне, но так и не получил должного отклика.

Летом 2014 года на рассмотрение депутатов выдвигался законопроект, предполагающий полный запрет на насмешки и поучения в отношении педагогов, а применение насилия или публичное оскорбление при исполнении служебных обязанностей планировалось сделать равным оскорблению или насилию над представителем власти. И, соответственно, карать уже по Уголовному кодексу. Это могло привести к серьезному штрафу или исправительным работам на срок от 6 месяцев до года, но только в том случае, если нарушителями выступили бы родители. Дети же столкнулись бы с исключением из школы.

На настоящий момент о судьбе законопроекта ничего не известно и проблема, отпугивающая часть специалистов до сих пор не решена.

Пробелы в образовании

Чего не хватает студентам педагогических ВУЗов? Помимо достойного вознаграждения за труд, их интересуют и многие другие аспекты.

- Знаниевая парадигма в прошлом умений и навыков не достаточно, - рассказал Андрей Фролов, - Государство нацелено на обучение человека готового эмоционально, морально, культурно выполнять ту работу, которой его учат. Поэтому, как мне кажется, студентам не хватает практики. Желательно, практики перед поступлением на выбранную специальность, а не в процессе, и не впоследствии.

- Престижность профессии выстраивается в головах, - объясняет Дарья Федотова, получившая диплом о высшем педагогическом образовании несколько лет назад, - Сейчас я наблюдаю странную тенденцию к отрицанию авторитета учителей со стороны самих родителей, которые, безусловно, являются самым главным примером для своих детей.

- На мой взгляд, педагогам требуется больше гарантий от государства. Неплохо будет, даже если в этом плане они приблизятся к представителям другой социально-значимой профессии – врачам, - считает Иван Крамской.

Словом, вопрос о подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере образования в современном российском обществе стоит достаточно остро, но в тоже время, не стоит забывать о том, что эти специалисты, как и любые выпускники, стремятся к стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.