Close
plug
Лента новостей
26 июля
Все новости Все новости Все новости

На такую высоту не посмотришь свысока

Над земной суетой ваш корреспондент поднимался обычным простолюдином, а приземлился – особой дворянских кровей. Оказывается, что с помощью воздухоплавания можно приобрести в свои владения деревеньку-­другую…

Полетал? Получай землю и графский титул

Я держу в руках диплом на имя графа Барыковского. Граф Барыковский – это я. Только что закончилась церемония дарования мне графского титула. Все в четком соответствии с традициями и указом самого Людовика XVI. Ведь именно в годы его правления, напомним, умельцы братья Монгольфье изобрели первый воздушный шар, на котором и отправились в первый воздухоплавательный полет французские смельчаки – аэронавты Розье и д`Арланд. А когда приземлились, короля сильно умилило, что аэронавты даже еще остались живы. На радостях Людовик издал указ, по которому отныне каждому, кто пролетит на воздушном шаре какое­то расстояние и приземлится живым – даруется графский титул и земля во владение. Та земля, над которой он пролетел. С тех пор начался подъем воздухоплавательного спорта во Франции. Прошло совсем немного времени, и король понял, что погорячился. Франция идет с молотка – полетов стало все больше и выживать пилоты стали аномально часто. Тогда он внес в свой указ поправку: дескать, владеть­то этой землей вы владеете, но только находясь при этом на высоте над землей хотя бы в метр. Ступила нога на землю – право собственности аннулируется.
– Иди с этим дипломом в регистрационный центр, – говорит мне Сергей Тяглиев, штурман воздушного шара, на котором мы только что приземлились, – и оформляй землю! А если что скажут не так – достаточно найти хорошего юриста и дело шито­крыто!
Вот так. Не знаю, правда, каким боком указ французского короля влияет на российское земельное право, но документ на руках есть – значит, влияет. А начиналось все почти прозаично.

Гиляровский – «гагарин» журналистики

На 13 мая было запланировано открытие 2­го Кубка губернатора Тульской области по воздухоплавательному спорту.
Напомним, что первый состоялся в 2007 году. Тогда мероприятие называлось фиестой и продлилось аж целую неделю. Но большую часть этой недели немилосердно хлестал проливной дождь. Тогда на фиесту съехалась масса спортсменов из разных городов, были совершены спортивные взлеты, получены, несмотря на плохую погоду, уникальные результаты.
– Но никто ж об этом не написал тогда! – сетуют организаторы сегодняшней фиесты, – а все писали только о том, что было очень неудобно пить пиво, стоя в поле под проливным дождем!
В первой половине дня 13 мая пить пиво было очень даже удобно – и в этот день, и во многие предыдущие стояла прекрасная майская погода. Но ближе к открытию фиесты­2011 началась «мистика» – за два часа до старта небо заволокло, и опять полил дождь. Бесовщина какая­то! Поэтому приветственное слово организаторам и участникам мероприятия пришлось произносить не в поле, где должны были состояться первые вылеты, а в конференц­зале одного отеля.
– В такую погоду не каждый профессионал будет взлетать, – сказал мне один из организаторов, – что уж говорить о журналистах…. Хотите кофе?
Организатор вежливо попросил оставить свой телефон – на случай, если погода все­таки нормализуется и полеты состоятся. Тем не менее расходиться никто не собирался. Еще бы – ведь на свете ж существует коллективное бессознательное. Видимо, именно это задержало всю журналистскую братию под Тулой. Удивительно, но первый полет на воздушном шаре в России совершил именно журналист и историк – Гиляровский.
– Если хотите – поехали с нами, хотя бы снимете старты с земли, – робко предложил нам организатор, – если, конечно, они вообще будут…

Брифинги пилотов

Пока мы добирались на место первого брифинга (так называются обсуждения пилотов о месте и направлении полетов), тучки потихоньку рассеивались. Вдоль поля у деревни Прудное выстроилась колонна из машин участников. Их более 15, на кубок приехали не только тульские и московские пилоты, но и из Кунгура (Пермская область) и Великих Лук (Псковская область). Великие Луки, кстати, являются столицей воздухоплавательного спорта в России. Именно оттуда в Тульскую область и приехала пилотесса Марина Никитина. Женщин­пилотов не так уж много, в России – всего семь. Воздушный шар Марины, как она сама говорит, самый маленький из всех – где­то 2000 кубометров объемом, высотой в надутом состоянии примерно с 9­этажный дом. «Дамский» такой вариант…
– Ну, чем легче шар, тем им проще управлять, – говорит Марина, – я­то всего­то летаю год, это меня муж «подсадил» на воздухоплавание. И мне как­то не очень важно, какое именно место я займу, мне важен сам процесс полета. И я не буду рисковать своей жизнью ради выполнения задания. А то есть такие пилоты, с которыми с одного поля я взлетать даже не буду. Такие финты выделывают, что рядом с ними в воздухе находиться просто опасно.
При этом Марина рассказывает, что в этом году впервые взлетела в небо 3 января. Это ж разве не финт?
Итак, мы остановились в поле рядом с Прудным, где проходит первый брифинг. Надо сказать, что просто так выйти в поле, «расчехлиться», наполнить шар воздухом и взлететь – нельзя. Во­первых, на каждый полет нужно получить соответствующее разрешение. Во­вторых, нужно выяснить у синоптиков информацию о погоде, которая будет в день разрешенного полета. В­третьих, если синоптики не очень сильно ошиблись и погода более­менее ничего, только тогда можно выезжать «в поля». «В полях» в небо запускается самый обычный воздушный шарик, чтобы понять, откуда ветер дует. Ведь направление полета воздушного шара зависит именно от ветра. Пилот может лишь увеличивать или понижать высоту полета, подстраиваясь под различные потоки ветра. Лавируя между ними, воздушный шар и перемещается в небесном пространстве.
При этом с места первого брифинга никогда не бывает старта. И в нашем случае, выяснив общее направление ветра, участники выезжают искать другое подходящее место, чтобы выяснить воздушную обстановку еще более досконально. В тот день мы стартовали в небо лишь с третьего такого места, потратив на замеры ветра и переезды часа полтора, не меньше. Но полет все­таки состоялся. Ура!

600 метров – незаметно

На средних размеров поле, кажется, где­то все еще в Щекинском районе, творилось нечто невообразимое. А именно – шла подготовка к массовому старту воздушных шаров. Готовится к старту и наша команда воздушного шара. В составе: ваш корреспондент, пилот шара Владимир Владов, штурман Сергей Тяглиев и водитель Олег Снедков. Точнее, не водитель, а «драйвер». Потому что в следующий раз в небо поднимется он, а в качестве водителя будет задействован штурман последнего полета. Точнее, не последнего, а «крайнего». Именно так говорят те, кто поднимается в небо.
Пропитанная специальной сверхжаропрочной жидкостью титанических размеров ткань воздушного шара вначале расстилается на поле, а затем накачивается воздухом посредством мощного вентилятора. Когда его объем пополняется – к делу подключается газовая горелка. С ее помощью внутреннее пространство шара заполняется горячим воздухом, который и позволяет всей конструкции взлететь над землей. Время от времени пилот включает горелку, и от мощных огненных всполохов становится горячо даже лицу. Перед этим к шару на сверхпрочные тросы была прикреплена плетеная корзина, в которой нам и предстоит взлететь.
Глядя на все эти приготовления, становится не по себе. Кажется, что повернись ты в корзине как­то не так или сделай какое­то неловкое движение – и тебя подбросит за секунду, как пушинку, на высоту того же 9­этажного дома и зашвырнет куда­нибудь в леса. Но у страха глаза велики, как известно. На самом деле ощущение массивности и тяжеловесности ушло сразу же, как только мы взлетели. Вы же летали когда­то во сне? Ну вот, в жизни все точно так же.
В нашей корзине четыре баллона с газом – по количеству углов. Вверху – горелка, всполохами которой руководит пилот, когда нам необходимо подняться выше. Рядом – штурман, который следит за ветром, выбирая правильное направление. На зачехленном тросе – специальный прибор с GSM­навигацией, показывающий высоту полета, скорость полета
и т.д. Во внутреннем кармане пилота – другой GSM­гаджет, благодаря которому выясняется, где именно мы летим. У штурмана – рация, по которой он связывается с водителем. Водитель на машине сопровождения едет вслед нашему полету. К одному из бортов корзины приделана планшетка с упакованной в кожаный чехол и прозрачный пластик картой местности.
Самое интересное, что в полете совершенно не ощущается высота. Максимально мы поднимались на высоту 600 метров, что значительно превышает высоту того же 16­этажного дома. Видимо, так происходит потому, что пространство корзины – не такое уж и большое, поэтому субъективно, «телесно» создается иллюзия того, что опереться и глазу, и рукам – есть на что.

Пришлось бензопилой прорубать себе дорогу

Первый населенный пункт, который встретился нам после взлета – это деревня Барсуки. Внизу там – аншлаг. Наше появление заставило выйти на улицу всех жителей деревни. Еще бы, ведь впереди нас в небе – несколько шаров, позади – столько же. Кто­то кричит вслед нашей процессии, кто­то свистит, кто­то машет рукой.
– Ты мне не лихачь тут! – кричит со двора уже, видимо, впавшая в детство бабуля. Самое интересное, что с такой высоты возможно разобрать слова. Ее маленький двор – как на ладони. Собака, привязанная на цепь к будке, панически заходится лаем.
Пасущиеся в поле коровы были просто шокированы. Как загипнотизированные они провожали нашу воздухоплавательную процессию немым завороженным взглядом. И лишь когда по небу пролетел воздушный шар в форме космического корабля (хотя он больше был похож на перевернутое коровье вымя), коровы очнулись и шарахнулись ровно на то расстояние, что позволяла им привязь. Наверное, корабль­вымя показался им каким­то божеством из неведомой человеку коровьей мифологии.
Как мы уже говорили, пилот лавирует между потоками ветра вверх­вниз, таким образом перемещаясь в небесном пространстве. Однако и здесь есть свои нюансы. Например, водоемы «затягивают» воздушный шар, так как воздух и ветер над ними совсем другие. И не так просто пролететь мимо него. Есть и свои «правила воздушного движения». Например, если другой шар летит ниже и пролетает под твоим шаром, то нужно обязательно его пропустить – то есть, ни в коем случае не опускаться.
В общей сложности наш полет длился 45 минут, максимальная высота, на которую мы поднялись – 600 метров. Когда шар идет на посадку, нужно крепко держаться за специальные поручни, расставив ноги по углам корзины и слегка согнув. Нужно собраться и не менять положения. Как бы ни проходило приземление (гладко ли или нет), ни в коем случае нельзя менять это положение. Потому что корзина спроектирована таким образом, что никуда пассажир из нее не денется, как бы корзину ни трепало. Главное – не отпускать руки.
Приземление нашего первого полета было не совсем гладким – метров 100 нас протащило по земле. При этом, действительно, выпасть из корзины практически нельзя, хотя и кажется, что тебя сейчас вышвырнет и лететь тебе по полю кубарем, пока все кости и зубы не переломаются.
– Это еще что, – рассказывает Владимир Владов, – мы прошлым 30­градусным летом были вынуждены совершить аварийное приземление в лесные посадки! Шар прорвался! Так бензопилой пришлось вырубать себе дорогу, а потом на поднятых руках по болоту тащить до машины упакованный шар и корзину.

Вдруг появился конкурент

В общем, как сказал «драйвер» Олег, «сели мы элитно». Сели в деревню Барыковка. Прошли необходимый обряд посвящения, получили заветные сертификаты на графский титул, выпили с местными жителями шампанского и поехали обратно в Тулу, споря по пути с фотографом о будущей судьбе наших совместных владений.
– Думаю, 60% деревни мне должно отойти, я ж на 600 метров поднимался, а ты только на 400, – начинаю я, по дворянскому обыкновению, наглеть.
В это время мы замечаем, проезжая мимо нашей деревни, как на то же поле, где мы приземлились, садится другой воздушный шар. Прав был Людовик XVI, внося свою поправку про один метр. Слишком уж много развелось дармоедов, желающих уравняться с нами, дворянами. Фи…

По материалам газеты "МК в Туле", №21

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.