Close
plug
Лента новостей
26 июля
Все новости Все новости Все новости

Управление Роспотребнадзора по Тульской области подвело итоги работы в сфере финансовых услуг

В канун Всемирного дня защиты прав потребителей, девиз которого «Потребитель - за честные финансовые услуги», Управление Роспотребнадзора по Тульской области подвело итоги работы в данной сфере.

В Тульской области единовременно действует от 25 до 30 банков и филиалов, оказывающих услуги кредитования физическим лицам. Их численность варьирует из-за того, что одни филиалы открываются, другие закрываются. Так, в прошлом году на территории области прекратили деятельность три кредитные организации.

С каждым годом растет число обращений граждан, жалующихся на нарушения их прав как потребителей финансовых услуг. За последний год таких жалоб стало в четыре раза больше - факт, свидетельствующий о росте доверия к Роспотребнадзору и повышении потребительской грамотности населения.

В 2010 году в Управление с письменными жалобами обратился 31 человек. И еще 102 гражданина не допустили нарушения своих прав, вовремя проконсультировавшись со специалистами по телефону «горячей линии».

За последние три года силами Управления проверены практически все кредитные организации области. Всего проведено 36 проверок, и почти в каждом из банков выявлено от двух до пяти различных нарушений в сфере защиты прав потребителей.

Отсутствие на вывесках организаций сведений о местонахождении юридического лица. Это нарушение характерно для филиалов банков, чьи головные офисы находятся за пределами области. Для банка юридический адрес, как для потребителя - прописка. Ведь не придет же в голову банкиру выдавать кредит человеку, не имеющему места жительства? Так и для потребителя принципиально важно знать, где находится головной офис банка. Ведь в случае возникновения претензии, он должен обратиться по месту юридического адреса.

Взимание дополнительных плат и комиссий. По сути, речь идет о незаконных поборах, прикрытых красивыми и малопонятными для простого заемщика словами: комиссия за открытие и ведение ссудного счета, комиссия за досрочное погашение, комиссия за открытие и обслуживание кредитной линии и прочее. Они не являются собственно платой за кредит и возлагаются на заемщика как дополнительная финансовая услуга, что противоречит положению статьи 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей». Это нарушение характерно для большинства банков, в том числе наиболее крупных и известных.

Изменение банком условий договора при отсутствии согласия заемщика. Иногда уже изначально, в договоре, банк закладывает возможность в одностороннем порядке увеличить процентную ставку по кредиту, что является грубым нарушением. В соответствии с действующим законодательством, одностороннее изменение процентной ставки может предусматриваться договором, но только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К физическим лицам это недопустимо. Вот почему, прежде чем подписывать договор, его нужно досконально изучить. Кстати, шрифт договора должен хорошо читаться.

По подсудности обращений потребителей. Некоторые банки в договоре кредитования указывают, в какой именно суд надлежит обращаться заемщику в случае возникновения спорного вопроса. Это условие нарушает статью 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая наделяет заемщика правом выбора, куда предъявлять иск: по месту жительства, по месту заключения или исполнения договора, по месту нахождения банка.

В прошлом году по результатам проверок были вынесены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 107 тысяч рублей. Не все нарушители согласились с таким решением. Из восьми постановлений шесть были обжалованы, но все оставлены в силе решениями судов. За три года наложено административных взысканий на триста тысяч рублей. Это доказывает, что работа по защите прав потребителей может быть высоко результативной даже в такой сложной сфере, как банковская.

Однако, потребителю надо помнить: давность привлечения к административной ответственности составляет один год. Если договор кредитования составлен до 2010 года, наказать виновных не получится.

За разъяснением своих прав потребители могут обратиться по адресу Тула, ул. Мира, 25 (Отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области). Телефон «горячей линии»: 55-55-50.

Управление Роспотребнадзора по Тульской области напоминает, что готово представлять интересы потребителей в суде.

Сообщает пресс-служба Роспотребнадзора по Тульской области.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.