Close
plug
Лента новостей
11 октября
Все новости Все новости Все новости

Экономические итоги 2009 года

Идея года — модернизация

Год обогатил чиновный лексикон новым лозунгом, который удобно использовать для прикрытия любой затеи или проекта. Всего за год слово «модернизация» заменила предыдущие рекламные слоганы: «догнать и перегнать Португалию», «удвоение ВВП», «энергоэффективность экономики», «нацпроекты». И, судя по тому, как часто и не к месту теперь используется это понятие, его, к сожалению, может ждать судьба предшественников. Дмитрий Медведев назвал пять направлений по модернизации экономики: медицинские технологии, повышение энергоэффективности, ядерные технологии, телекоммуникации и космическая отрасль, информтехнологии и программное обеспечение. Всем им будет оказана научная поддержка: в Российской академии наук отобрали 169 научных исследований по модернизации, на которые планируется потратить миллиарды рублей.

Критики идеи, однако, утверждают, что научно-техническая модернизация невозможна без коренного изменения, во-первых, системы управления. Под этим оппозиционеры подразумевают, что существующая вертикаль власти не создает стимулов для конкуренции политических и социальных идей, создавая у госаппарата ощущение вседозволенности. Во-вторых, модернизация невозможна из-за того, что бизнес не уверен в своем будущем, а потому не готов вкладывать в долгосрочные проекты. Без этого же модернизация в ее нынешнем виде превратится в неэффективное расходование средств. Власть тем не менее так далеко в дискуссиях заходить не готова, предлагая для начала поверить в саму идею модернизации как таковую.

Провал года — падение российского ВВП

Согласно официальному прогнозу правительства, падение ВВП в 2009 году составит 8,5%, а промпроизводства — 11,4%. По оценкам главы Минфина Алексея Кудрина, спад ВВП будет «точно» больше, чем 8,5%. По итогам III квартала 2009 года практически все отрасли российской экономики продемонстрировали падение в годовом выражении, а в годовом выражении октябрьский ВВП по отношению к октябрю 2008 г. упал на 8,1%.

Правительство рассчитывает, что уже в IV квартале станет заметно улучшение ситуации. По мнению Кудрина, антикризисные действия правительства позволили экономике выйти из рецессии и уже в IV квартале будет заметен рост. Для поддержки экономики на реализацию антикризисных мер к 1 ноября 2009 году было потрачено 900 млрд руб. из 1,4 трлн рублей, которые выделены на эти цели. Еще 1 трлн рублей был направлен на докапитализацию банков.

Однако данные «с полей» свидетельствуют о том, что восстановление экономики в последнем, IV квартале будет не слишком значительным. К примеру, опубликованный 1 декабря индекс менеджеров по снабжению, составляемый аналитиками «ВТБ Капитал», показал, что ситуация в промышленном секторе за ноябрь опять ухудшилась: объемы производства возросли незначительно, в то время как количество новых заказов, главным образом из Европы, упало впервые с июня, а с сентября падают и темпы роста производства. Наиболее вероятным эксперты считают начало роста российской экономики только в 2010 году. Согласно прогнозу Минэкономразвития на 2010–2012 годы в следующем году российская экономика вырастет на 3,1%, инфляция снизится до 6,5–7,5%, промпроизводство покажет рост в 2,8%, а розничный оборот увеличится на 3,3%.

Потеря года — умер Егор Гайдар

16 декабря 2009 года на 54-м году жизни умер Егор Гайдар. Экономист и политик стал хорошо известен в 1991 году, когда вместе с группой единомышленников он возглавил российское правительство. В ситуации острого кризиса его правительство предприняло попытку провести радикальные реформы — либерализацию цен, коренное изменение внешнеторгового законодательства, масштабную приватизацию госимущества. Проработав в правительстве всего полтора года, Гайдар навсегда стал символом «шоковой терапии» по-российски. Несмотря на то что в последующем он не занимал высоких государственных постов, слава (или проклятие) первого реформатора преследовало его во время всей последующей деятельности.

Результаты реформ противоречивы и неоднозначны и до сих пор вызывают яростные идеологические споры. Даже его смерть стала поводом для очередной вспышки противостояния политиков. То, как по-разному отреагировала страна на новость о смерти экономиста — трагедия для соратников и сторонников либерального курса, повод для торжества коммунистов и их приверженцев, — только подчеркнули масштаб фигуры Егора Гайдара. Его можно любить и ненавидеть, но факт остается фактом: сегодня мы живем в стране, построенной «архитектором рыночной экономики».

Тенденция года — ослабление доллара

Ослабление доллара стало новым испытанием для населения, привыкшего к сохранению своих сбережений в американской валюте. Продолжающееся падение доллара по отношению к евро и фунту глава ФРС Бен Бернанке склонен объяснять «возвратом к уровням, которые существовали до кризиса». Изменение тенденции глава ФРС связывает с тем, что в период кризиса инвесторы искали «убежище» в американской валюте. Однако многие экономисты в качестве главных причин ослабления доллара называют неясные перспективы американской экономики и масштабную эмиссию, предпринятую правительством США для оживления собственной экономики. Излишнее укрепление евро вызывает серьезное беспокойство у европейских монетарных властей. Начиная с марта курс евро вырос на 19% по отношению к доллару. Эта динамика представляет угрозу как для европейских экспортеров, так и для восстановления экономики ЕС. Анри Гэно, советник французского президента Николя Саркози, назвал курс евро $1,5 «бедствием для европейской промышленности».

В России к мировым тенденциям добавились собственные. После резкого падения цены на нефть, а с ней и резкого роста курса доллара к рублю в 2008 году нефть за прошедший год начала быстро отыгрывать кризисное снижение цены. Баррель нефти с начала года подорожал почти в 2 раза и на текущий момент стоит около $70. Соответственно, валютные поступления снова выросли. На фоне жесткой борьбы с инфляцией, которую ведет российское правительство, укрепление рубля становится практически неизбежным.

Фраза года: «Ручку верните!» (Путин — Дерипаске)

Публичный разнос, устроенный премьером Путиным владельцам трех градообразующих предприятий мятежного Пикалева 4 июня, изобиловал множеством хлестких выражений. Чего стоит хотя бы: «Почему здесь все забегали, как тараканы, перед моим приездом?» или «Что же вы в помойку тут все превратили?». Но крылатой стала именно фраза про ручку, которой Олегу Дерипаске пришлось подписать контракт о закупках сырья для «БазэлЦемент-Пикалево».

Цитата в контексте:

Максим Волков (глава «Фосагро»): Мы со своей стороны готовы сделать все. 8 тысяч тонн нефелинового концентрата сейчас находится на складах и готово к отгрузке. Если будет подвижной состав, я сейчас же буду отгружать...

Владимир Путин: Вы подписали этот договор?

Максим Волков: Да.

Владимир Путин: А Олег Владимирович подписал? Я не вижу вашей подписи, идите сюда, подпишите… Идите ко мне, вот договор… Олег Владимирович, ручку верните!»

Официальная версия

Интересно, что в стенограмме на сайте премьера легендарную фразу слегка изменили и приписали Дерипаске:

В. В. Путин: А Олег Владимирович подписал? Не вижу Вашей подписи. Идите сюда. Подпишите. Идите. Вот договор.

О. В. Дерипаска: Только ручку мне дайте.

Почему «ручка Путина» пошла «в народ»? Видимо, эта мелкая деталь как-то особенно подчеркнула драматизм и комичность ситуации. Так или иначе, приказ «Ручку верните!» в разных вариациях стал как фольклорным явлением (предметом для карикатур и шуток вроде «железная ручка Путина»), так и знаковой цитатой в рассуждениях публицистов и блогеров. Критиками эта фраза была воспринята как символ ручного управления экономикой («приехал и разрулил»), сторонниками премьера — как очередной пример того, как Путин умеет приструнить «зарвавшихся олигархов». Скептики же (например, модельер Денис Симачев) восприняли красочный эпизод в Пикалево как поставленное для народа «театральное действие». Последние в итоге, похоже, оказались ближе к истине: хотя ручку олигарх премьеру и вернул, будущее Пикалева и других российских моногородов так и осталось туманным.

Продукт года — свинина с «наценкой премьера»

Вскоре за ручным регулированием олигархов в Пикалеве Владимир Путин попытался отрегулировать и цены на свинину в Москве. Родство этих двух эпизодов заставило некоторых условно озаглавить диалог в супермаркете «Перекресток» как «Ручку верните-2». Впрочем, на этот раз общение премьера с большим бизнесом проходило куда с более доброжелательными интонациями.

Напомним, 24 июня, неожиданно прервав совещание по вопросам развития российской торговли, премьер вместе с его участниками отправился в магазин «Перекресток» в Крылатском, где внимательно изучил цены на прилавках. «Выбор хороший, но цены какие! — удивился премьер.— Смотрите, сосиски – 240 рублей килограмм». «Есть, пожалуйста, и по 46 рублей»,— возразил Юрий Кобаладзе, управляющий директор Х5 Retail Group, которая контролирует сеть «Перекресток».

Владимир Путин зашел в магазин проверить цены на продукты Сюжет телеканала "Вести"

Источник: "Вести"

«А почем вы свинину продаете?» — поинтересовался вслед за этим Путин. Узнав, что поставляется она по 160–170 рублей, а продается по 335 рублей, он и вовсе возмутился: «То есть это, по сути, в 2 раза дороже. Это нормально?» «Разве это высокая наценка — 120%?»— удивился ритейлер. «Очень высокая»,— отрезал глава правительства. «Завтра понизим!» — рапортовал Кобаладзе. Правда, цены в магазине на следующий день ниже не стали, а позже Кобаладзе объяснял, что разговор был «шуточным».

Визит в «Перекресток» дал премьеру лишние очки, зато и ритейлеры сумели превратить визит Путина в маркетинговую акцию. Котлеты, которые премьер удостоил своим вниманием, были переименованы в «Премьерские», а на некоторых товарах появились желтые ярлычки с надписью «Наценка премьера»: они указывали, что эти продукты продаются с наценкой не выше 5%, а иногда даже ниже 0%, утверждала компания.

Закончилась эта история все равно не в пользу торговцев: в середине декабря Госдума приняла закон «О торговле», существенно уменьшающий возможности торговых сетей менять розничные цены. Закон был принят в редакции, которая очень не нравилась ритейлерам, зато настойчиво (даже ценой ссоры с администрацией президента) продвигалась правительством, вставшем на сторону поставщиков. В этом законе «отрегулированы», среди прочего, и наценки. Аналитики до сих пор гадают, что было раньше — посещение магазина и, как следствие, желание приструнить торговцев, или для продвижения закона в массы потребовалось «поработать» с ритейлерами в телевизионном эфире?

 

Вопрос года: «Где посадки?»

Если в 2008 г. премьер вопрошал: «Где маржа?», то в уходящем году актуальнее стала тема поиска тех, кто ее прячет. «Что касается контрабанды — это вообще отдельная тема, и борьба вроде бы ведется, но что-то результатов пока мало, — распекал Владимир Путин силовиков 1 июня 2009 г. — А результат в таких случаях — это посадки в тюрьму. Где посадки-то?»

Ответом на обсуждение темы контрабанды стало нашумевшее закрытие «Черкизона», а вот показательных посадок общественность так и не увидела. Зато тему, поднятую премьером, продолжил президент — правда, с необходимыми поправками. «Одними посадками проблему не решить,— заявил президент Медведев Федеральному собранию,— но сажать надо». «Если всех пересажать, кто работать будет?» — резюмировал премьер Путин в телевизионном общении с народом.

Скандал года: смерть Сергея Магнитского

К чему иногда приводят посадки, продемонстрировало дело Hermitage Capital Management. Противостояние британского фонда и российских силовых органов за три года и без того обросло множеством скандальных подробностей. Но смерть в Бутырке юриста Сергея Магнитского, который долгое время являлся юридическим консультантом фонда, придала этому загадочному сюжету и вовсе зловещий оттенок.

Судя по письменным жалобам тяжелобольного Магнитского, ему длительное время не оказывали в тюрьме медицинской помощи. Однако выводы судмедэкспертизы намекают на то, что в гибели Магнитского «никто не виноват». Действительно, обвиняемых по делу до сих пор нет. Более того, сразу после смерти Магнитского представитель Следственного комитета при МВД России Ирина Дудукина заявила, что в уголовном деле «нет ни одной жалобы от Магнитского на недомогания», хотя адвокаты представили копии зафиксированных следователем жалоб от Магнитского.

В конце ноября Тhe New Times со ссылкой на свои источники написала, что арест Сергея Магнитского был «заказан» заинтересованными лицами за $6 млн. По данным издания, смерть Магнитского стала для заказчиков неожиданностью: его не планировали убивать, просто случился «досадный недосмотр». Недосмотр, однако, вызвал резкую реакцию не только среди бизнесменов, воспринявших эту смерть как еще одно доказательство неоправданно жестокого отношения государства к бизнесу. По итогам расследования, свой пост покинул генерал-майор милиции Анатолий Михалкин, расследовавший дело Hermitage Capital. Кроме того, своих постов лишились сразу 20 руководителей управлений ФСИН. В их числе — начальник столичного управления Владимир Давыдов, которого наказали за допущенные нарушения.

Конфликт года: Лужков против Кудрина

Серая осенняя политическая жизнь в столице была украшена перепалкой мэра Лужкова и министра Кудрина. Вообще-то склоки Минфина с мэрией случаются ежегодно перед утверждением очередного федерального бюджета: Москве всегда на что-нибудь не хватает. Но в этом году полемика доросла до скандала.

«Я самый острый раздражитель для правительства России»,— провозгласил столичный градоначальник Юрий Лужков 2 октября. Заодно он прошелся по самому нелюбимому представителю кабинета министров — главе Минфина Алексею Кудрину, который «ни копейки» не выделил на строительство столичного метро в 2010 г. «Это не пойдет ему на пользу»,— горячился Лужков, пытаясь напомнить, видимо, что остается самым независимым региональным лидером в стране. В ответ 21 октября в Госдуме на первом чтении проекта бюджета на 2010 год министр финансов подтвердил, что столица в 2010 году недополучит 24 млрд рублей. Очевидно, цифра неслучайная: у столичных чиновников за год зарплаты выросли на 24%, как заявил министр. Он рекомендовал мэру «сначала построить метро», а потом уже повышать уровень жизни подчиненных.

Отомстить за попранное самолюбие обитателей здания на Тверской мэр послал пресс-секретаря Сергея Цоя. Тот так увлекся гневными опровержениями, что не только забыл о субординации, обвинив министра во лжи, провокации, «ограблении москвичей» и «циничной выемке денег» (от иска его спасло, видимо, только миролюбие Кудрина), но и допустил пару кухонных выражений вроде «ежу бритому понятно». Кудрин отвечать Цою не стал, зато посоветовал мэрии подробнее изучать статистику и правдиво информировать свою пресс-службу. «Потому что я могу продолжить информировать о том, что происходит в бюджете Москвы, там много интересных ситуаций»,— пригрозил министр и добавил, что надеется на извинения со стороны Юрия Лужкова за эмоциональные и не совсем корректные высказывания в его адрес.

Были ли эти извинения, нам не известно, зато всего через несколько дней Кудрин объявил, что власти Москвы получат от его министерства кредит на 16,5 млрд рублей. В мэрии все равно остались недовольны – кредит придется отдавать, да еще с процентами. Поэтому столичные власти заявили в ноябре, что москвичи не скоро увидят новые станции метро.

Курьез года: Сомалийские пираты открыли фондовую биржу

Сомалийские пираты самоорганизовались до такой степени, что оказались готовы открыть собственную сырьевую биржу. «Мировой финансовый кризис нашу биржу не тронул и не тронет, у нас очень надежный рынок». Это вовсе не цитата из заявлений членов российского правительства начала-середины 2008 г. (времен «тихой гавани»). Принадлежат они одному из главарей сомалийских пиратов, известному как Мохаммед. В уходящем году этот человек учредил в сомалийском порту Харадхер биржу, на которой свои акции разместили уже 72 «компании», промышляющие морским разбоем. Акции пользуются спросом: их покупают и местные жители, и сомалийцы-эмигранты, живущие на Западе. И дивиденды, говорят, неплохие: расценки за выкуп захваченных пиратами экипажей стремительно растут.

«Мы сделали пиратство нашей экономикой, главной деятельностью нашей общины», – гордится Мохаммед. Действительно, официальная власть в Сомали (которой, впрочем, там почти нет) пиратство не только не преследует, но и приветствует, оправдываясь слабой экономикой. В принципе, ничего нового: английская королева Елизавета I тоже когда-то вошла в долю с пиратом Френсисом Дрейком, успешно грабившем у испанцев золото. Так, глядишь, лет через сто Харадхер станет финансовой столицей мира вместо Лондона.

gzt.ru

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.