Владимир Фомин: Умению шутить приходится учиться. Чаще всего — ценой гробовой тишины в зале…

   13.04.2017, 13:30

   Комментариев нет

418 views

Владимир Фомин: Умению шутить приходится учиться. Чаще всего - ценой гробовой тишины в зале...

 

«Тульская служба новостей»  выяснила, легко ли туляку стать стендап-комиком, сложно ли избегать «сортирного» юмора и как заработать на шутках миллионы.        

«Стендап в Туле? Нас мало!»

Стендап — жанр в комедии, близкий к монологу. Он подразумевает одного комика на сцене, который общается непосредственно с живой аудиторией. В США и Великобритании стендап получил широкую известность и популярность в 70-х годах прошлого века. В России же самыми известными представителями этого жанра стали ребята из «Камеди Клаба». Павел Воля, Гарик Мартиросян, Александр Ревва в середине нулевых сумели создать настоящую бизнес-империю, основанную на шутках.

фоминьо

Владимир Фомин занимается стендапом уже пятый год.

28-летний туляк Владимир Фомин занимается комедией уже 4 года. За это время он успел организовать огромное количество выступлений для местных начинающих артистов, выступить на многих площадках Москвы. Но, несмотря на видимость бурной деятельности, стоит отметить, что стендап в России находится в стадии развития и большинство артистов чаще всего остаются незамеченными широкой публикой.

Владимир,  расскажи, как обстоят дела со стендапом в нашей губернии? И в какой момент ты понял, что не можешь существовать без сцены, шуток и веселья?

— Начнем с того, что сцена всегда была в моей жизни, ведь я довольно долгое время играл в КВН. А к стендапу  «пришёл» в 2013-ом году, когда после того, как я бросил КВН, мне снова захотелось шутить. Алексей Кузнецов (финалист шоу «Сomedy Баттл» на телеканале ТНТ – прим. авт.)  предложил мне и ещё нескольким бывшим квнщикам сделать открытый микрофон. Мы сделали. И понеслась.

Что за открытый микрофон такой?

— Это наиболее распространенный формат стендап-вечеринок. Любой желающий может выйти на сцену и попробовать рассмешить зрителей.

А много зрителей собирается? Или тех, кто пытается рассмешить гораздо больше, чем тех, кого пытаются рассмешить?

— Знаешь, в сравнении с Москвой, где проходит вся основная «движуха», нас мало. Причем, ситуация не меняется на протяжении вот уже четырех лет. Помню, была ситуация, где мы вытаскивали часовую программу вчетвером. На весь город активно пишут и выступают четыре-пять человек. Средний возраст – от 18 до 33. Многие из выступающих – новички, которые просто не могут выдавать достаточное количество качественного материала. Поэтому сейчас открытые микрофоны проводятся редко. Чтобы зритель не пресытился. Так что зрителей у нас все-таки побольше, чем артистов.

Тяжело находить площадки для выступлений?

— Находим площадки с трудом, потому что далеко не все заведения а) подходят по стилю и залу б) готовы подтягивать своих зрителей в) хотят стенд-ап. Обычно мы связываемся с арт-директорами, или же арт-директора связываются с нами, изъявив желание провести у себя мероприятие

Ты выступал и в Москве и в Туле. Жителей периферии тяжелее рассмешить, чем столичного зрителя?

— Рассмешить туляков примерно так же просто/тяжело, как и всех остальных россиян. Как зритель, средний туляк достаточно воспитан, достаточно придирчив и достаточно восприимчив…

ьтри

Вечеринки, на которых может выступить любой желающий, проходят в Туле раз в месяц.

Копирование не прокатит

Как уже было сказано, стендап пришел в Россию с Запада, там он и развит наиболее полно. Неудивительно, что местные комики пишут свой материал, оглядываясь на наиболее заметных представителей жанра, вроде Джорджа Карлина, Луиса Си Кея, Дилана Морана и прочих.

Владимир, как ты относишься к утверждению, что абсолютно все российские стендап-комики всего лишь копии зарубежных? Причем, временами очень некачественные копии.

— Это утверждение несправедливо. Стендап-комики в России стремятся к самобытности. Каждый в отдельности и все в целом. Кто там первопроходец жанра и что он делал, мне, честно говоря, всё равно, поскольку комиков сотни и тысячи, и никто назад не оглядывается. Да и копирование не поможет добиться успеха — слишком разные вкусы и ментальность у западного и российского зрителя.

Лично ты шутки придумываешь или рассказываешь реальные случаи из жизни?

—  В идеале шутки создаются на основании того, что переживает комик, на пересечении с узнаваемым и эмоциональным опытом, доступным зрителю. Это может быть как реальный случай, так и компилирование истории из обрывков реальности. Какие-то истории придумываются на 30%, какие-то на 50%, какие-то на 80%. Но «в каждой шутке есть доля шутки», то есть правда жизни, если не обязательна, то приветствуется.

И про что же шутят в Туле?

— В Туле шутят про то же, про что и везде. Разве что добавляются знакомые только тулякам названия местечек и персонажей. Или какие-то события, происходившие недавно в нашем городе. Например: «В провинции личные связи есть везде. Перед митингами мы идём к знакомым омоновцам и договариваемся, какое у нас будет стоп-слово»…

пять

Публика исправно посещает выступления местных стендап-артистов. Правда, в основном эта публика состоит из друзей и знакомых выступающих.

«В Туле уместны шутки про мамку…»

Многие из стендап-артистов не обращают внимания на цензуру и выступления их получаются довольно резкими, наполненными нецензурной бранью. Кроме этого, не стоит забывать, что люди из зала могут неодобрительно отнестись к шутке, которая автору кажется абсолютно безобидной и милой. Поэтому, пожалуй, у каждого комика существуют определенные рамки, выходить за которые он не решится.

Как сказал Денни Кей, комик — это человек, который ничего не принимает всерьез, кроме себя самого. Соответственно, он может высмеять кого угодно и что угодно. Возникает вопрос. Существуют ли какие-то запретные темы, на которые нельзя шутить под страхом смертной казни?

— Запретных тем в теории нет. Важно, чтобы то, что ты сказал, было смешно. А смешно может быть, к сожалению или к счастью, практически всё. На мероприятиях, которые я организую, есть с моей стороны некая цензура, направленная не на темы, а больше на содержание самих реприз. Если комик трогает острую или болезненную тему, он должен гарантировать, что выхлоп позитива будет больше, чем то напряжение, которое он вызвал, коснувшись темы. Иными словами, шутить про религию, смерть и секс можно, если ты откроешь мозгам зрителей что-то, что их позитивно перемкнёт и вызовет смех, а не банальные вещи, которые уже все и без тебя знают. Этому приходится учиться. Чаще всего — ценой гробовой тишины в зале.

Джимми Карр получил мировую известность, рассказывая шутки про чужих, извиняюсь, мам. Уместны ли будут в Туле шутки про мамку или это все-таки та черта, за которую лучше не переходить?

— В Туле шутки про мамку уместны. Разумеется, при соответствующем контакте с аудиторией. Есть люди, которые возбухают от одного упоминания пиписьки. А есть те, которым жесть подавай. Всё, опять-таки, как везде.

На твоих вечеринках были случаи, когда выступление комика прерывали выкриками из зала?

— Зрители в Туле весьма воспитаны, особенно среди тусовки, уже приученной к стендапу. Крикуны из зала, попадаются, но, слава Богу, не часто, и не со злым умыслом. Скорее, у нас больше простых и общительных людей, которые не чувствуют грани, когда лучше всё-таки смолчать, или не понимают правил выступления. Чаще всего встречаем тех, кто любит поговорить между собой. Они реально мешают.

Наконец, пожалуй, самый важный вопрос: можно ли шутками зарабатывать себе на кусок хлеба с маслом?

— Заработать на стендапе сложно, если ты не раскрученная парой известных каналов личность. Многого не надо — засветись пару раз в юмористическом эфире, и этого достаточно, чтобы написать на афише «Участник мега-супер-трэш-камеди-стенд-ап на ТВ». А на это уже интересно сходить. Но в любом случае, нас много, конкуренция большая, а деньги для рядовых участников движения — нет. Поэтому, хочешь миллионы — пробивайся в звёзды телеэфира, хочешь сотни тысяч — пробивайся в телеэфир и закрепляйся, хочешь десятки — просто пробивайся. А если хочешь «как пойдёт» — выступай в своё удовольствие и организуй вечеринки в родном городе. Иными словами, полноценной работы я этим заменить не смогу. По крайней мере, пока…

Текст: Артем Жильцов

Фото: из личного архива Владимира Фомина

 

     

Видео

Фоторепортаж

Сотни свечей зажгли в Туле в День памяти и скорби. Фоторепортаж

22.06.2017, 07:00

0

Сотни жителей Тулы вышли ночью 22 июня, чтобы почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. ...